Главная
АИ #48 (178)
Статьи журнала АИ #48 (178)
Интерактивный театр «Сказкин Дом» в детском саду «Калинка» г. Валуйки

Интерактивный театр «Сказкин Дом» в детском саду «Калинка» г. Валуйки

Автор(-ы):

Соколова Юлия Николаевна

28 ноября 2023

Секция

Культурология, искусствоведение, дизайн

Ключевые слова

интерактивный музей-театр
«Сказкин Дом»
детский сад
спектакли для детей
мастер-классы
сказки Пушкина
интерактивные программы

Аннотация статьи

Статья об интерактивном музее-театре «Сказкин Дом» в городе Валуйки, Белгородская область, созданном в 2018 году и функционирующем при муниципальном дошкольном учреждении «Детский сад №4 Калинка». Музей предлагает различные спектакли, мастер-классы, а также интерактивные программы по сказкам Пушкина для детей разных возрастов.

Текст статьи

Интерактивный музей-театр «Сказкин Дом» открылся в 2018 г. в городе Валуйки Белгородской обл. Муниципальное дошкольное учреждения «Детский сад №4 Калинка» комбинированного вида. Создала своими руками такую комнату музыкальный руководитель Соколова Юлия Николаевна. Здесь проходят спектакли для детей, мастер-классы для детей и взрослых. Масленице и другим праздникам. Функционирует театральная студия. Театр также предлагает интерактивные программы по сказкам Пушкина: "Перышко петушка золотого" (от 2 до 4 лет), «Лукоморье" и "Нянюшкин сундук" (от 5 до 10 лет). Также в музее-театре можно отметить детский день рождения.

Рис.

Наш интерактивный театр представляет собой театрально декорированное помещение, стены которого сплошь обрамлены декорациями, со специальным сценическим светом и эффектами. В этом помещении последовательно разворачивается несложное по драматургии, но насыщенное по действию представление с участием не более двух-трех костюмированных аниматоров-актеров. По ходу представления дети непосредственно участвуют в действии, которое перенесено здесь со сцены прямо к зрителю. По сути, задания выполняются в форме квест-игры с одной главной отличительной особенностью: действие здесь при помощи сценических эффектов, света, костюмов, грима, звукового оформления максимально приближено к сценическому, сказочному и это погружает зрителя в легенду, усиливая восприятие и соединяет в себе всю пользу, эстетику и прелесть театрального действия и воспитательного значения игры. Участники дети в форме игры решают задачи, направленные на развитие сообразительности, эстетического восприятия, творческого мышления, креативности, моторики, ловкости, эмоциональной и осязательной памяти.

Представление ведется драматургически, от простого – к сложному, постепенно перемещаясь по комнате участники «попадают» в различные сказочные ситуации и решают различные задачи, чтобы помочь главному герою, (и) или себе пройти дальше по сценическому действию к итогу (например, к освобождению главного героя, путем победы над злодеем и т.п.). После окончания интерактивного представления берется интервью у участников (детей), проводится анкетирование.

Психолог в этом виде профилактической деятельности является главным консультантом, ведь представленная сцена не должна быть агрессивной или смешной, не должна вызывать у зрителей тягостные или противоречивые чувства. Мини-спектакль имеет целью заставить ребенка задуматься над проблемой.

Существенным моментом является обсуждение проблемы зрителями во время спектакля и после него. Одна из особенностей – это отсутствие рекомендаций, как следует поступать. В конечном счете выбор делает сам ребенок, и никто, в том числе и психолог, не может ему сказать, как он должен поступить в сложившейся ситуации. И это, на мой взгляд, – самое главное в данном представлении как средстве обучении.

СЦЕНАРИЙ «Где найти меч кладенец» (смерть кощея) по мотивам сказок А.С. Пушкина

Задачи сценария:

  • Создать новые возможности для самореализации через подготовку спектакля интерактивного театра;
  • Развить творческие способности детей;
  • Сформировать систем духовно-нравственных ценностей;
  • Сформировать иммунитет к воздействию асоциальной среды, в которую могут попасть дети, после выхода из учреждения.

Ожидаемые результаты:

  • Улучшится морально-психологическое состояние у детей
  • У большинства детей разовьются инициальные творческие способности, коммуникативные навыки, повысится социальный статус.
  • Проживание во время представления поможет детям лучше разобраться в себе и окружающих людях. Осмыслит свои проблемные ситуации, поможет освоить эффективные способы взаимодействия с ровесниками и взрослыми.

Примерные вопросы для детей:

  • Было ли для тебя интересным и полезным участие в интерактивном театре музее.
  • Чему ты научился за время представление?
  • Хотел бы ты в будущем посетить новые спектакли?
  • Детей старшей или подготовительной группы (5-7 чел) на пороге комнаты театра встречает главная героиня Василиса Премудрая.

Василиса: Здравствуйте, гости! Проходите, проходите! С порога, да прямо в СКАЗКУ!

  • Как зовут меня, кто догадался? Не знаете? А я подскажу вам, загадку про себя загадаю.
  • Я – премудрая девица,
    На все руки мастерица,
    Все я знаю, там и тут,
    Ну а как меня зовут?
  • Всех девиц мудрее я, Василиса я …(ПремудраЯ)
  • Усаживает детей на скамейку. Звучит русская народная музыка, негромко, фоном.

Василиса: Расскажу я вам, гостюшки дорогие, как живется мне горько! Заточил меня злодей Кощей Бессмертный в палаты свои расписные. Мучает меня в неволе. Требует, чтоб замуж я за него вышла. А я ни за что не хочу за злодея выходить. Все думаю: как бы мне сбежать отсюда и Кощея обмануть?! Может вы мне, гостюшки, подскажете, или чего придумаете?! (Дети предлагают варианты побега)

Знаю! Придумала! Надо мне косу мою заплести потуже и подлиннее и на ней спуститься с башни и убежать! Поможете мне дети?!

Василиса проводит первое испытание, в котором дети плетут декоративные косы из атласной ткани, возможно соревнование на время, или кто быстрее. Испытание, как правило, для девочек. Дети сплели косы и

Василиса говоритВот спасибо вам, дорогие гостюшки! Теперь коса длинная и мне как раз хватит, чтоб из дворца сбежать.

Дети перехватывают сплетенные косы руками, один за одним и дойдя до конца косы вручают ее Василисе. Или связывают сплетённые косы в одну, чтоб получилась длинная веревка, наступая на которую мелкими шашками Василиса сможет «сбежать» из дворца.

Василиса: Ой, вот спасибо вам, дорогие гости, вот помогли мне! Только боюсь я вот чего: Кощей-то как увидит, что сбежала я, вмиг за нами погоню пустит! Что же делать нам?!

Как правило, один из детей предлагает злодея победить. Это, собственно, и есть главная драматургическая цель представления. Далее все задачи будут решаться в форме игры для достижения этой цели - победы Добра над Злом. Василиса ведет детей к центру комнаты, где стоит Бел-горюч камень, с нарисованными на нем стрелками, указывающими направления в разные углы комнаты и символами, обозначающие помощь, опасность, задачу и решение (победу)

ВасилисаКуда же нам идти, у кого помощи просить?! А вот камень стоит, что нам камень говорит? (подходят к камню, разгадывают символы), Направо – помощь нарисована. А вот и избушка Бабы Яги!

Детей встречает Баба Яга.

Баба Яга: Чую-чую русским духом пахнет. Кто это ко мне пожаловал? А, детишечки. Ну, заходите.

В ступе летаю,
Детей похищаю
В избе на куриной
Ноге проживаю.
Угадали, кто я.

Дети: ...

Баба Яга: Ну что, голубчики, сразу вас съесть или на ужин приберечь... Ладно, коль в гости зашли, сразу вас есть не буду. Давайте-ка сначала побеседуем. На вопросы мои ответите, задания выполните, а там посмотрим.

Вспомните-ка, касатики, сказки, в которых встречается самая замечательная, красивейшая, добрейшая и мудрейшая из старушек!!! Ну, сказки с моим участием. За каждую, правильно названную, сказку получите балл.

Дети: ...

Баба Яга: Ну, молодцы. А сейчас я проверю, знаете ли вы моих друзей. Их у меня много – целая куча.

В дремучем лесу, на болоте
Вы ее непременно найдете.
Не рыбка она, не лягушка,
Моя дорогая подружка.
Стройная фигурка,
Зовут ее ... (Снегурка.) (Кикимора.)

Есть еще в лесу один
Очень важный господин.
Он весь шишками оброс,
На лице лишь виден нос.
Может быть пуглив, как зайка,
А зовут его ... (Незнайка.) (Леший.)

Внутри него водица,
С ним не хотят водиться,
А все его подружки -
Пиявки да лягушки!
Водорослями зарос
Добрый дедушка ... (Мороз.) (Водяной.)

Он живет в глуши лесной,
Сердца моего герой.
Он костями громыхает
И в округе всех пугает.
Это что за старичок?
Ну конечно, ... (Пятачок.) (Кощей Бессмертный.)

Ну ладно, отпущу вас. Что-то умные вы больно, ещё живот от вас заболит. Ступайте-ступайте.

Баба-Яга: Ой дети, да не одни и Василиса с вами. Как же вы дорогу к моему дому отыскали и не заблудились? (Дети рассказывают, какие приключения с ними были пока они добирались к дому Бабы-Яги.

Баба-Яга: Ну и чего пожаловали, может за зельем чтобы на пятерки учится? (дети отвечают НЕТ)

Баба-Яга: А может наколдовать много мороженного, тортов, конфет (Дети отвечают НЕТ)

Баба-Яга: А зачем же пришли? (Дети отвечают)

Баба-Яга: А ну это так сразу не расскажешь надо показать, только я занятая очень по болотам по лесам с вами бегать. Я вам помощника своего дам. (Достает клубочек шерстяной). Вот кидайте клубочек он вам дорогу покажет, ступайте за ним некуда не сворачивайте.

Баба-Яга: только проста так я вам его не отдам, отгадайте мои загадки.

Загадки:

Злой и страшный на лицо,
Смерть запрятал он в яйцо,
В Царстве золотых вещей
Кто живет? - Живет...
(Кощей)

Страшный, коварный и злой
Этот сказочный герой.
Очень долго он прожил,
Многим людям навредил.
(Кощей Бессмертный)

Много серебра и злата
В сундуках своих он прятал.
В мрачном он дворце живет
И чужих невест крадет.
(Кощей Бессмертный)

Это сказка, а не шутка,
Что была такая утка,
В ней яйцо, игла в яйце,
Гибель на ее конце.
И без этаких вещей
Жить не мог старик ...
(Кощей)

Василиса: Дети давайте Бабе-Яге скажем спасибо. (Дети – спасибо!!!)

Клубочек их приводит в лес дремучий.

Список литературы

  1. Доронова Т.Н. Театрализованная деятельность как средство развития детей 4-6 лет: учеб.-метод. пособие / Т.Н. Доронова. – М.: Обруч, 2014. – 160с.
  2. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду.-М.: ТЦ Сфера, 2009.
  3. Калиниченко, С.А. Развитие речи у детей 5-7 лет с ОНР: Лексико-грамматические занятия. Тема «Мебель»: Учебно-методическое пособие [Текст] / С.А. Калиниченко. – М.: Владос, 2015.
  4. Козырева, О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: старшая группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учрежд. [Текст] / О.А. Козырева, Н.Б. Борисова. – М.: Владос, 2016
  5. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп.занят., метод. рекомендации (по ФГОС), дополн. [Текст] / О.С. Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2015.

Поделиться

232

Соколова Ю. Н. Интерактивный театр «Сказкин Дом» в детском саду «Калинка» г. Валуйки // Актуальные исследования. 2023. №48 (178). Ч.II.С. 41-44. URL: https://apni.ru/article/7579-interaktivnij-teatr-skazkin-dom-v-detskom-sad

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Культурология, искусствоведение, дизайн»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля