Всё чаще проблема развития познавательной самостоятельности приобретает особую актуальность в условиях современной образовательной системы. Современный ребенок для того чтобы идти в ногу со временем должен владеть такими качествами как целеустремленность, активность, самостоятельность, иметь нестандартное мышление. Формирование таких качеств личности возможно при условии включения детей в различные виды деятельности и правильного контроля на различных этапах данной познавательной самостоятельности. В последнее время педагоги ведут поиск новых методов и форм организации учебного процесса, формирующих познавательную активность и самостоятельность учащихся.
Одной из основных задач образования является непрерывное повышение уровня познавательной самостоятельности учащихся. Наиболее успешным периодом для решения данной проблемы является младший школьный возраст, поскольку именно в этом возрасте закладываются его личностные качества.
Развитие познавательной самостоятельности долгосрочный процесс, поскольку познавательная самостоятельность это качество личности, выражающееся в проявлении инициативности, потребности осуществления нового действия с целью получения нового знания через познавательную деятельность. Педагогу для развития данного качества приходится искать новые формы и методы работы с учащимися. Познавательная самостоятельность – есть умение осуществлять поиск нового знания, анализировать, систематизировать полученные результаты, обобщать и уметь правильно излагать их как в устной, так и в письменной форме [3, с.23].
Одним из направлений модернизации современной системы образования является включение в учебный процесс педагогических технологий, ориентированных на развитие определенного спектра компетенций и креативных способностей школьников, активной, инициативной позиции [4, с.43].
Учитывая достоинства проектного метода обучения, действительно целесообразно его применение для развития познавательной самостоятельности, именно в младшем школьном возрасте.
Прежде чем внедрять проектное обучение в школьный курс, необходимо разобраться и понять, что из себя представляет данный метод, почему его выгодно использовать в современном обществе.
Применение проектных технологий в изучении различных учебных предметов и дисциплин, определение их сущностных характеристик, способов разработки и методики решения позволили выделить в дидактике самостоятельное направление исследований, которое называется проектный подход в обучении (Е.С. Полат, В. В. Гузеев, Г. К. Селевко и др.) [1, с.15].
Рассмотрение теоретических исследований названных и других авторов позволяет говорить о проектной деятельности школьников как о самостоятельном виде деятельности. Заинтересованная работа над проектом способствует воспитанию у школьников значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог): чувства ответственности, самодисциплины; способности к методичной работе и самоорганизации; желания делать свою работу качественно [6, с.7].
Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы. Этот результат называется проект, что в переводе означает замысел, план. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений, а также главного умения – умения учится [2, с.68].
Для проверки познавательной самостоятельности младших школьников нами была проведена диагностика по С.Ю. Прохоровой, Н.В. Калининой «Диагностика познавательной самостоятельности младшего школьника» [5, с.64].
Диагностику проводили с учащимися 4 «А» и 4 «Б» классов в МБОУ СШ №31 г. Липецка.
Она предполагает, что самостоятельность это не простой ответ учащегося на вопрос «Чему учится?», но и поиск средств, способов действий недостающих для решения конкретной задачи. Также оценка собственному уровню знаний, для более углубленного изучения в дальнейшем.
Диагностика проходила в форме тестов, на нескольких занятиях по математике, всего использовано 6 тестов в каждом из которых по 2-3 задания.
В тесте 1 проверялось умение понимать учебную задачу. Дано было несколько вопросов, в которых детям предложено отметить тот, на который отвечает учебная задача. Были предложены формулировки учебной задачи и необходимо было отметить правильную, после этого сформулировать самостоятельно учебную задачу по конкретным темам.
В тесте 2 рассматривался другой показатель самостоятельности: способность к выбору, детям предлагался пример, в котором необходимо было верно расставить порядок действий в выражении, после которого нужно было ответить на вопросы по этому выражению.
В тесте 3 проверялся следующий показатель самостоятельности – планирование. Предполагается, что для успешного решения учебной задачи ребенок должен заранее предвидеть собственные действия по её решению. В данном тесте необходимо было самостоятельно дополнить алгоритм решения задачи недостающими шагами.
В тесте 4 происходила проверка умений учащихся письменно излагать мысли, а именно предлагалось записать словами выражения, прочитать разными способами выражение и прочитать задачу и рассмотреть несколько её решений, и обосновать свой выбор.
В 5 тесте предполагалось, что дети с развитой самостоятельностью умеют обобщать полученные результаты, делать выводы без сторонних подсказок. Необходимо было рассмотреть и выполнить задания к данным примерам. Обосновав свои действия.
В 6 тесте не менее важным критерием выступили - самоконтроль и рефлексия. Детям предлагалось задание, в котором необходимо было решить уравнение и ответить на вопросы, и проверить себя в определенной области.
Каждый тест оценивался балльной системой, где самый высокий результат 11 баллов, самый низкий 1 балл. Проанализировав данные учеников обоих классов, были сделаны выводы путём просчёта среднего арифметического. По итогу нами выявлено, что 43% учащихся находятся на среднем и низком уровне познавательной самостоятельности. Уровень познавательной самостоятельности крайне необходимо повышать. По итогу диагностики было выявлено что, критерии данной диагностики необходимо повышать и целесообразно это делать с использованием метода проектов.
Хотелось бы отметить то, что переводить полностью весь образовательный процесс на проектное обучение нецелесообразно. Для современного этапа развитие системы образования важно пополнить практику многообразием личностно ориентированных технологий и методов, одним из которых может быть метод проектов, который имеет богатые дидактические возможности как для внутри предметного, так и для меж предметного обучения.