Использование метода проектов для развития познавательной самостоятельности младших школьников
научный журнал «Актуальные исследования» #9 (12), май '20

Использование метода проектов для развития познавательной самостоятельности младших школьников

Важной частью полноценного развития ребенка является его способность к самостоятельному познанию. Метод проектов один из эффективных методов по развитию познавательной самостоятельности учащихся.

Аннотация статьи
проектная деятельность
проект
познавательная самостоятельность
младший школьник
Ключевые слова

Всё чаще проблема развития познавательной самостоятельности приобретает особую актуальность в условиях современной образовательной системы. Современный ребенок для того чтобы идти в ногу со временем должен владеть такими качествами как целеустремленность, активность, самостоятельность, иметь нестандартное мышление. Формирование таких качеств личности возможно при условии включения детей в различные виды деятельности и правильного контроля на различных этапах данной познавательной самостоятельности. В последнее время педагоги ведут поиск новых методов и форм организации учебного процесса, формирующих познавательную активность и самостоятельность учащихся.

Одной из основных задач образования является непрерывное повышение уровня познавательной самостоятельности учащихся. Наиболее успешным периодом для решения данной проблемы является младший школьный возраст, поскольку именно в этом возрасте закладываются его личностные качества.

Развитие познавательной самостоятельности долгосрочный процесс, поскольку познавательная самостоятельность это качество личности, выражающееся в проявлении инициативности, потребности осуществления нового действия с целью получения нового знания через познавательную деятельность. Педагогу для развития данного качества приходится искать новые формы и методы работы с учащимися. Познавательная самостоятельность – есть умение осуществлять поиск нового знания, анализировать, систематизировать полученные результаты, обобщать и уметь правильно излагать их как в устной, так и в письменной форме [3, с.23].

Одним из направлений модернизации современной системы образования является включение в учебный процесс педагогических технологий, ориентированных на развитие определенного спектра компетенций и креативных способностей школьников, активной, инициативной позиции [4, с.43].

Учитывая достоинства проектного метода обучения, действительно целесообразно его применение для развития познавательной самостоятельности, именно в младшем школьном возрасте.

Прежде чем внедрять проектное обучение в школьный курс, необходимо разобраться и понять, что из себя представляет данный метод, почему его выгодно использовать в современном обществе.

Применение проектных технологий в изучении различных учебных предметов и дисциплин, определение их сущностных характеристик, способов разработки и методики решения позволили выделить в дидактике самостоятельное направление исследований, которое называется проектный подход в обучении (Е.С. Полат, В. В. Гузеев, Г. К. Селевко и др.) [1, с.15].

Рассмотрение теоретических исследований названных и других авторов позволяет говорить о проектной деятельности школьников как о самостоятельном виде деятельности. Заинтересованная работа над проектом способствует воспитанию у школьников значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог): чувства ответственности, самодисциплины; способности к методичной работе и самоорганизации; желания делать свою работу качественно [6, с.7].

Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы. Этот результат называется проект, что в переводе означает замысел, план. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений, а также главного умения – умения учится [2, с.68].

Для проверки познавательной самостоятельности младших школьников нами была проведена диагностика по С.Ю. Прохоровой, Н.В. Калининой «Диагностика познавательной самостоятельности младшего школьника» [5, с.64].

Диагностику проводили с учащимися 4 «А» и 4 «Б» классов в МБОУ СШ №31 г. Липецка.

Она предполагает, что самостоятельность это не простой ответ учащегося на вопрос «Чему учится?», но и поиск средств, способов действий недостающих для решения конкретной задачи. Также оценка собственному уровню знаний, для более углубленного изучения в дальнейшем.

Диагностика проходила в форме тестов, на нескольких занятиях по математике, всего использовано 6 тестов в каждом из которых по 2-3 задания.

В тесте 1 проверялось умение понимать учебную задачу. Дано было несколько вопросов, в которых детям предложено отметить тот, на который отвечает учебная задача. Были предложены формулировки учебной задачи и необходимо было отметить правильную, после этого сформулировать самостоятельно учебную задачу по конкретным темам.

В тесте 2 рассматривался другой показатель самостоятельности: способность к выбору, детям предлагался пример, в котором необходимо было верно расставить порядок действий в выражении, после которого нужно было ответить на вопросы по этому выражению.

В тесте 3 проверялся следующий показатель самостоятельности – планирование. Предполагается, что для успешного решения учебной задачи ребенок должен заранее предвидеть собственные действия по её решению. В данном тесте необходимо было самостоятельно дополнить алгоритм решения задачи недостающими шагами.

В тесте 4 происходила проверка умений учащихся письменно излагать мысли, а именно предлагалось записать словами выражения, прочитать разными способами выражение и прочитать задачу и рассмотреть несколько её решений, и обосновать свой выбор.

В 5 тесте предполагалось, что дети с развитой самостоятельностью умеют обобщать полученные результаты, делать выводы без сторонних подсказок. Необходимо было рассмотреть и выполнить задания к данным примерам. Обосновав свои действия.

В 6 тесте не менее важным критерием выступили - самоконтроль и рефлексия. Детям предлагалось задание, в котором необходимо было решить уравнение и ответить на вопросы, и проверить себя в определенной области.

Каждый тест оценивался балльной системой, где самый высокий результат 11 баллов, самый низкий 1 балл. Проанализировав данные учеников обоих классов, были сделаны выводы путём просчёта среднего арифметического. По итогу нами выявлено, что 43% учащихся находятся на среднем и низком уровне познавательной самостоятельности. Уровень познавательной самостоятельности крайне необходимо повышать. По итогу диагностики было выявлено что, критерии данной диагностики необходимо повышать и целесообразно это делать с использованием метода проектов.

Хотелось бы отметить то, что переводить полностью весь образовательный процесс на проектное обучение нецелесообразно. Для современного этапа развитие системы образования важно пополнить практику многообразием личностно ориентированных технологий и методов, одним из которых может быть метод проектов, который имеет богатые дидактические возможности как для внутри предметного, так и для меж предметного обучения.

Текст статьи
  1. Бабанский К.С. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.-Москва: Просвещение, 1985. - 213с.
  2. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательные технологии. - М., Народное образование, 2001. - Дидактика средней школы. - М. 1982. - С. 192.
  3. Дубова М. В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов // М.: Баласс, 2010. - 80 с. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Методическая библиотека учителя начальных классов»)
  4. Полат Е.С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие / Е.С. Полат, М. Ю. Бухаркина. – М.: Академия, 2008. – 365с.
  5. Прохорова С.Ю., Калинина Н.В. Учебная самостоятельность младшего школьника. Диагностика и развитие / Издательство: Генезис. 2008. – 80с.
  6. Шлинке Т.Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся Начальная школа. 2008. № 9.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 16 января по 22 января
Остался 1 день до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
26 января
Загрузка в elibrary
26 января
Рассылка печатных экземпляров
01 февраля