Главная
АИ #48 (178)
Статьи журнала АИ #48 (178)
Основные направления совершенствования государственного управления дошкольного о...

Основные направления совершенствования государственного управления дошкольного образования в Российской Федерации

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

дошкольное образование
дошкольные образовательные учреждения
концепция дошкольного образования
совершенствование дошкольного образования
качество дошкольного образования

Аннотация статьи

В статье рассмотрены особенности развития дошкольного образования в Российской Федерации. Представлены основные принципы дошкольного образования в России. Дано определение «качества образования» в соответствии с федеральным законом «Об образовании». Представлены признаки, определяющие качество образования. Представлены направления совершенствования дошкольного образования в Российской Федерации. Обозначены цели и приоритетные задачи образовательной политики государства в сфере дошкольного образования.

Текст статьи

Инициацию разработки эффективной системы качества дошкольного образования в условиях его модернизации, считают необходимой многие исследователи. По мнению Бичевой И. Б. и Филатовой М. В., это связано со следующими тенденциями:

  • признание дошкольного детства самоценным периодом, определяющим жизненные ценности личности и формирующим качество жизни ребенка в современных (реальных, настоящих) и будущих условиях;
  • осознание дошкольного образования в единой системе непрерывного образования как начального этапа и предпосылки обеспечения качества общего среднего образования;
  • повышение требований социума (прежде всего, родителей) к качеству предоставляемых образовательных услуг и получению детьми качественного образования [4].

Дошкольное образование является фундаментом образовательного процесса, от которого зависит общий уровень образования населения страны. Отечественные и зарубежные ученые, как отмечают многие авторы, едины в понимании значимости и важности дошкольного образования как первого и ответственного звена в общей системе образования, как одного из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющего все последующее развитие и становление его личности [6].

Более того, многочисленные мировые теоретические и практические исследования показывают, что инвестиции в дошкольное образование и развитие являются наиболее результативными с точки зрения получения долгосрочных социальных и образовательных эффектов. Именно ранний возраст рассматривается современными психологами и педагогами как уникальный с точки зрения решения обучающих, развивающих и воспитательных задач.

В связи с этим, в первые годы жизни важно обеспечить необходимые стартовые условия для доступного полноценного физического, интеллектуального, нравственного и эстетического развития детей от 2 месяцев до 7 лет. Поэтому одной из первостепенных и приоритетных задач российской государственной политики является обеспечение доступного, качественного дошкольного образования и создание условий для семей, желающих самостоятельно дать детям дошкольное образование, а также подготовка высококвалифицированных руководящих кадров для эффективного управления сферой дошкольного образования.

Решение поставленных задач требует постоянного усовершенствования форм и методов руководства системой дошкольного образования, интеграции новых подходов к организации образовательной деятельности и инновационного развития всех направлений системы дошкольного образования.

Актуальность проблемы совершенствования системы дошкольного образования, считает Гладько Ю. А., связана с общими ориентирами процесса повышения качества системы образования на всех уровнях [5]. С этим соглашается Абашина В. В., по мнению которой, важнейшим направлением модернизации российского образования является повышение его качества, приведение его в соответствие с мировыми стандартами [3]. В этой связи весьма актуальной является проблема повышения качества дошкольного образования, поскольку, являясь первой ступенькой системы общего образования, оно в немалой степени определяет качество его последующих уровней.

Впервые ориентиры качества дошкольного образования были определены в «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский), которая была утверждена Государственным комитетом по народному образованию СССР в 1989 году [1]. В этой концепции в качестве главного недостатка системы дошкольного воспитания указывалась авторитарность учебно-дисциплинарной модели педагогического процесса в детских садах.

В данной концепции были обозначены четыре основных принципа:

  1. Гуманизация. Этот принцип основывается на понимании дошкольного детства как «самоценного периода» и подразумевает отсутствие какого бы то ни было насилия над ребенком, навязывания чуждых его интересам и склонностям видов деятельности и форм обучения.
  2. Развивающий характер образования. Этот принцип означает переход от ценностей обучения к ценностям развития. Опираясь на имеющийся природный потенциал ребенка, педагог должен искать и раскрывать его дарования, стимулировать внутренние духовные силы. Поэтому главная цель образования на этапе дошкольного детства – создание условий и подготовка детей к непрерывному саморазвитию.
  3. Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения. Этот принцип предполагает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями.
  4. Деидеологизация дошкольного образования. Этот принцип означает приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада [1].

Следует отметить, что эти принципы являются актуальными и в настоящее время при оценке качества дошкольного образования. Понятие «качество образования» буквально до последнего времени считалось дискуссионным, но с принятием федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» оно приобрело достаточную степень определённости.

Так, в законе «Об образовании в Российской Федерации» качество образования определяется как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, которая выражает степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиями (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [2].

Таким образом, качество образования – это соответствие стандарту, ожиданиям общества, а также потребностям личности. Как отмечает С.В. Кузьмин, качество дошкольного образования – это обобщённая мера эффективности деятельности дошкольной организации, проявляющаяся в гарантировании ей такого уровня предоставляемых образовательных услуг, который удовлетворяет ожиданиям и запросам их потребителей (общество, дети, их родители) и соответствует государственным нормативам [7].

Ключевой фигурой в обеспечении качества дошкольного образования, Абашиной В. В., является воспитатель, от профессионализма которого во многом зависит динамика развития, эмоциональное состояние, образовательные результаты ребёнка дошкольного возраста [3]. Поэтому высшее профессиональное образование становится необходимым условием подготовки специалиста для дошкольных образовательных организаций, о чем убедительно свидетельствует опыт высокоразвитых стран.

В Японии, например, обучение специалиста тем дольше, чем меньше возраст ребенка, с которым ему приходится работать. Поэтому среднее специальное образование для работников сфер дошкольного образования выглядит сегодня анахронизмом и может сохраняться лишь в условиях регионального кадрового «голода». Профессионализм работы педагога является одним из ключевых условий развития детей дошкольного возраста, их успешной социализации, считает В.В. Абашина [3].

Признаком качества дошкольного образования является качество ее содержания. Каждый педагогический коллектив, по мнению Гладько Ю. А., должен направить свои усилия не только на предоставление детям знаний, создание условий для овладения умениями и навыками, но и на их развитие [5]. Главными критериями оценки эффективности дошкольного образования, считает автор, являются показатели личностного роста ребенка: чем адекватнее, эффективнее и разнообразнее решает ребенок доступные возрастные учебные и жизненные проблемы, тем выше оценка работы дошкольного учреждения.

Повышение качества дошкольного образования также находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров. Чтобы повысить качество образования в учреждениях дошкольного образования, предлагает Гладько Ю. А., необходимо разнообразить формы целенаправленного учебно-воспитательного воздействия, в частности:

  • проведение индивидуальных занятий, кружковой (секционной, студийной) работы;
  • применять в образовательной работе педагогических инноваций, современных психолого-педагогических и информационно-коммуникационных технологий;
  • изучать, обобщать и распространять перспективный педагогический опыт;
  • активизировать взаимодействие с семьями;
  • совершенствовать механизм мониторинга качества образовательного процесса [5].

26 мая 2023 года в Комитете Государственной Думы Российской Федерации по просвещению состоялся круглый стол по вопросам дошкольного образования, на нем был представлен проект Концепции развития дошкольного образования на период до 2030 года [8].

В документе определены цели, задачи и приоритетные направления развития дошкольного образования в России на период до 2030 года.

В качестве цели развития дошкольного образования к 2030 году указано создание условий для доступного качественного дошкольного образования, направленного на разностороннее развитие и эмоциональное благополучие детей в контексте единого образовательного пространства России.

Среди задач развития системы дошкольного образования определены:

  • создание единого открытого образовательного пространства;
  • оптимизация системы управления на всех уровнях; обеспечение доступного качественного образования для детей до восьми лет;
  • создание безопасной образовательной среды для сохранения и укрепления физического, психического здоровья, эмоционального благополучия дошкольников;
  • разработка и внедрение элементов безопасной цифровой образовательной среды [8].

Проект концепции подготовлен Департаментом государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России и лабораторией дошкольного образования Института возрастной физиологии Российской академии образования при активном участии специалистов органов управления в сфере образования, педагогических работников дошкольных образовательных организаций, работников дополнительного профессионального образования, представителей педагогических учреждений высшего и среднего профессионального образования, научных работников.

В круглом столе по вопросам дошкольного образования приняли участие представители Минпросвещения России и подведомственного ему Института возрастной физиологии Российской академии образования, а также Рособрнадзора, Всероссийской общественной организации «Воспитатели России» и Национальной родительской ассоциации. В ходе круглого стола проект концепции был поддержан. В ближайшее время планируется завершить доработку проекта и провести его общественное обсуждение.

Участники круглого стола также обсудили снижение бюрократической нагрузки воспитателей. Вопрос касался перечня документации, который должны подготавливать педагогические работники дошкольного образования. Участники предложили включить в обязательный перечень документации два наименования: журнал наблюдения за ребенком (включая результаты педагогической диагностики, лист адаптации, табель учета посещаемости детей) и план педагогической деятельности с ребенком.

Минпросвещения России совместно с подведомственными организациями планирует с целью снижения затрат времени на заполнение отчетности проработать вопрос об автоматизированном заполнении форм документов образовательной программы дошкольников в форме «конструктора» для воспитателей [8].

Таким образом, следует констатировать, что совершенствование системы дошкольного образования – это целостная работа как государственного и муниципального уровня, так и управленческого звена образования, самих педагогов, которая направлена на решение задачи соответствия потребностям растущей личности, семьи как потребителей социальных услуг и государства как социального заказчика. Качество дошкольного образования характеризуется совокупностью свойств и степенью полезности, которые обусловливают его способность полно удовлетворять личные и общественные потребности.

Главная цель образовательной политики государства в сфере дошкольного образования – реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного обучения в школе.

Приоритетными задачами дошкольного образования в настоящее время являются:

  1. обеспечение доступности ДО, развитие его новых форм в соответствии с запросами населения;
  2. обеспечение качества ДО, равных стартовых возможностей при поступлении в школу, достижение наибольшей эффективности труда каждого педагога посредством развития непрерывной вариативной системы методической поддержки, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
  3. развитие инклюзивного, интегративного и специального ДО, определение образовательных маршрутов для детей с различными нарушениями развития и здоровья;
  4. психолого-педагогическая поддержка семьи: развитие новых форм развития ДО, направленных на оказание помощи родителям, воспитывающих детей в семье.

Список литературы

  1. Концепция дошкольного воспитания: одобрена решением коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию от 16 июня 1989 г. № 7/1.
  2. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (посл. ред. от 04.08.2023).
  3. Абашина, В. В. К вопросу о качестве дошкольного образования в условиях его модернизации /В. В. Абашина // Вестник Сургутского государственного педагогического университета, 2017. - № 1. – С. 24-28.
  4. Бичева, И.Б. Проектирование управленческих компетенций руководителя дошкольной образовательной организации / И. Б. Бичева, О. М. Филатова // Вестник Мининского университета. 2019. - Т. 7. - №1. - С 7-26.
  5. Гладько, Ю. А. Совершенствование системы дошкольного образования / Ю. А. Гладько // Скиф. Вопросы студенческой науки, 2021. - № 12 (64). - С. 281-287.
  6. Кроер, Е. В. Повышение эффективности процесса достижения целевых ориентиров государства в системе дошкольного образования / Е. В. Кроер, Н. В. Иванова, Е. В Нежданова // Достижения науки и образования, 2022. - № 1. - С. 50-55.
  7. Кузьмин, С.В. Эволюция взглядов на качество дошкольного образования / С.В. Кузьмин // Детский сад будущего: оценка качества в соответствии с ФГОС дошкольного образования: сб. науч. ст. по матер. Межд. науч.-практ. конф. к 150-летию открытия первого детского сада в России / под ред. И.В. Муштавинской [и др.] // URL: http://оиуу.рф/upload - Загл. с экрана
  8. Минпросвещения России представило в Государственной Думе России Концепцию развития дошкольного образования на период до 2030 года // URL: https://edu.gov.ru/press/ - Загл. с экрана.

Поделиться

1796

Бармина Е. А., Родыгина О. Н. Основные направления совершенствования государственного управления дошкольного образования в Российской Федерации // Актуальные исследования. 2023. №48 (178). Ч.III.С. 19-23. URL: https://apni.ru/article/7586-osnovnie-napravleniya-sovershenstvovaniya-gos

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января