Главная
АИ #48 (178)
Статьи журнала АИ #48 (178)
Присвоение онлайн-рейтинга пользователям цифровых платформ

Присвоение онлайн-рейтинга пользователям цифровых платформ

Автор(-ы):

Баландин Владимир Владимирович

Петров Антон Юрьевич

Ягафаров Азат Рамилевич

29 ноября 2023

Секция

Информационные технологии

Ключевые слова

онлайн-рейтинг
цифровые платформы
оценка поведения
рейтинг

Аннотация статьи

Статья рассматривает механизмы и преимущества присвоения онлайн-рейтингов пользователям цифровых платформ. Авторы анализируют влияние данной практики на поведение пользователей, эффективность алгоритмов оценки и их влияние на качество услуг, предоставляемых цифровыми платформами, подчеркивая роль онлайн-рейтингов в создании доверия, улучшении пользовательского опыта и стимулировании конкуренции на рынке цифровых сервисов.

Текст статьи

Рассмотрим Use Case: «Присвоение рейтинга покупателю» на рисунке:

Рис. Use Case: «Присвоение рейтинга покупателю»

Краткое описание (Brief Description): Присвоение рейтинга покупателю

Участники (Actors): сервис, покупатель, банк-эмитент, ФССП, БКИ.

Предусловия (Preconditions): клиент имеет подтвержденную учетную запись на ГосУслугах (не обязательное условие, так как информацией обладает и банк)

Триггер (Trigger): клиент инициирует расчет своего потенциала доверия, чтобы понимать, как его оценивает сервис и ТСП, нажимает кнопку «рассчитать рейтинг»

Описание информационных потоков:

  1. Покупатель направляет в сервис запрос на расчет своего рейтинга;
  2. Сервис оправляет запрос в ГосУслуги за необходимыми сведениями (наличие недвижимости, автомобиля, детей, семейное положение, медицинская карточка, судимость);
  3. ГосУслуги возвращают ответ с необходимой информацией;
  4. Сервис направляет запрос в БКИ для получения необходимых данных о кредитной истории, текущих обязательствах (если есть);
  5. БКИ возвращает ответ с необходимой информацией;
  6. Сервис направляет запрос в ФССП для получения необходимых сведений о задолженностях и обязательных платежах (алименты, неоплаченные счета, штрафы), судимости;
  7. ФССП возвращает ответ с необходимой информацией;
  8. Сервис обращается в банк-эмитент и запрашивает информацию о кредитных обязательствах, кредитной истории, доходах (если банк, подключенный к сервису, зарплатный), сумме и характеру покупок;
  9. Банк-эмитент возвращает ответ с необходимой информацией;
  10. Сервис запрашивает на подпись расширенное согласие на обработку персональных данных, с которым в дальнейшем обращается в различные сторонние организации; на основе полученной информации сервис рассчитывает рейтинг клиент в тысячебальной шкале и сообщает его покупателю (и другим заинтересованным лицам за отдельную плату).

Базовый сценарий (Basic Flow): покупателю предлагается подписать расширенное согласие на обработку персональных данных (СОПД). Покупатель подписывает в сервисе этот документ. Сервис запрашивает в ГосУслугах сведения о наличии недвижимости, автомобиля, детей, семейное положение, медицинскую карточку, наличие судимостей. ГосУслуги возвращают ответ с необходимой информацией. Сервис направляет запрос в БКИ для получения необходимых данных о кредитной истории, текущих обязательствах (если есть). БКИ возвращает ответ с необходимой информацией. Сервис направляет запрос в ФССП для получения необходимых сведений о задолженностях и обязательных платежах (алименты, неоплаченные счета, штрафы), судимости. ФССП возвращает ответ с необходимой информацией. Сервис обращается в банк-эмитент и запрашивает информацию о кредитных обязательствах, кредитной истории, доходах (если банк, подключенный к сервису, зарплатный), сумме и характеру покупок. Банк-эмитент возвращает ответ с необходимой информацией. Сервис собирает всю информацию и по-своему скорингу присваивает бальную оценку покупателю, выводит ее пользователю на экран.

Присвоение рейтинга клиенту – отдельная процедура, зашитая в логику сервиса. Сервис опрашивает различный и постоянно расширяемый круг владельцев данных о клиентах. На ГосУслугах (в случае подтвержденного профиля) запрашиваются персональные документы (ИНН, СНИЛС, паспорт и так далее), чтобы воспользоваться аутентифицированными данными клиента при обращении в другие ГИС. Из ФССП запрашивается информация о том, были ли факты принудительного списания денег у клиента (за неуплату алиментов, штрафов, пеней и прочих просроченных сумм). Их наличие отрицательно влияет на итоговый кредитный рейтинг клиента и ограничивает покупателя в пользовании сервисом. Аналогичная информация запрашивается в БКИ – наличие кредитов, их размер, платежная дисциплина по текущим и закрытым кредитам. На основании этих данных принимается решение о размере кредитной линии – максимальной суммы всех рассрочек, которые одновременно может иметь покупатель [1].

Защита информации и чувствительных клиентских данных является приоритетной задачей сервиса, поэтому доступ к данным сторонних пользователей выдается только с согласия клиентов на обработку и распространение персональных данных, а доступ заинтересованных пользователей (БКИ, Банки) распространяется путем аутентификации с использованием электронных цифровых носителей и усиленных ключей электронной подписи [2, 3].

1. Альтернативные сценарии (Alternative Flows):

Сервис может постучаться в какой-то из сервисов и не получить от него необходимых данных ввиду их отсутствия. В этом случае расчет рейтинга будет производиться из имеющейся информации.

2. Исключительные сценарии (Exceptional Flows):

Отсутствие ответа ключевых сервисов приводит к неуспешному завершению расчета рейтинга и не выводят результат покупателю.

Постусловие (Post Conditions): на основе полученной информации составляется рейтинг всех покупателей в сервисе. Это позволяет геймифицировать процесс и за счет соревновательности подталкивает покупателей больше покупать в рассрочку и аккуратно и в срок платить по частям, чтобы не упасть в рейтинге [4].

Список литературы

  1. Кметь Е.Б., Пынько М.В. Исследование предпочтений пользователей к различным видам и формам интернет-рекламы // Территория новых возможностей. 2017. №2 (37).
  2. Дегтяренко И. А., Бурмистров И. В., Леонова А.Б. Методика оценки удовлетворенности пользователей интерфейсом интернет-сайта // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2010. №1.
  3. Уланова Е.С. Современные платежные системы: понятие, требования, тенденции // АНИ: экономика и управление. 2019. №3 (28).
  4. Гобарева Я.Л., Добриднюк С.Л., Касьянов М.Е. Новые инструменты и сервисы в системе быстрых платежей, архитектура программных решений // Инновации и инвестиции. 2023. №6.

Поделиться

188

Баландин В. В., Петров А. Ю., Ягафаров А. Р. Присвоение онлайн-рейтинга пользователям цифровых платформ // Актуальные исследования. 2023. №48 (178). Ч.I.URL: https://apni.ru/article/7592-prisvoenie-onlajn-rejtinga-polzovatelyam

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Информационные технологии»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля