Особенности обучения пересказу детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье освещается проблема развития навыка пересказа у старших дошкольников с задержкой психического развития как один из способов формирования связного монологического высказывания в школьном возрасте.

Аннотация статьи
пересказ
монологическая речь
дети дошкольного возраста
задержка психического развития
Ключевые слова

Задержка психического развития является одной из наиболее частых форм нарушений психического онтогенеза. К числу важнейших задач логопедической работы с детьми, имеющими задержку психического развития, относится формирование у них связной речи.

Главная задача обучения детей с задержкой психического развития – обучить их последовательно, грамотно, фонетически верно излагать задуманные мысли, описывать события и действия окружающего мира. Это имеет важное значение для дальнейшего обучения детей в школе, коммуникации их со сверстниками и взрослыми людьми, развития личностных характеристик.

Работа со связным устным фразовым высказыванием тесно связана с направлениями в работе над синтаксисом, над лексикой, они служат для подготовления его правильного и верного смыслового восприятия и становятся главной для индивидуальных связных фразовых высказываний. При обучении старших дошкольников навыкам пересказа следует обратить особое внимание на содержательную сторону.

Для того чтобы активировать связную монологическую речь детей с задержкой психического развития, педагог может использовать разнообразные методы и приемы. В такую работу входят словесные, наглядные, практические методы. Такое деление вполне условно, ведь между ними нет яркой границы. Наглядные методы чаще всего используют слово, а словесные сопровождаются наглядными приемами. Практические методы тоже связаны и со словом, и с наглядным материалом. Отношение словесных методов и приемов к наглядным, наглядных – к словесным или практическим зависит только от преобладания слова, наличия наглядности или же действий как основного источника высказывания.

Взаимодействие методов зависит от уровня развития речи дошкольника, так же от способов его коммуникации с окружающим миром, от уровня познавательной деятельности, от возрастной группы ребенка и иных факторов.

Достаточно широко в современное время используются методы наглядности. Они применяются непосредственно при изучении существующих объектов, наблюдения и другое. Такие методы нацелены на сбор содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем.

Опосредованные методы основаны на использовании наглядного изображения (обзор игрушек, картин, фото, описание изображений и игрушек, описание по предметам и изображениям). Педагоги используют словесные методы: рассказывание и чтение художественной литературы, разучивание наизусть, пересказы, обобщающий разговор, рассказывание без использования наглядного материала. Все словесные методы используют наглядные приемы: демонстрацию объектов, игрушек, изображений, обзор иллюстраций.

Для того чтобы более глубоко познать действительность, детям с задержкой психического развития будет недостаточно лишь наблюдать за разными явлениями, им необходимо взаимодействовать с объектами, определять их свойства, связь, отношения.

Большое значение на связность детской речи оказывает пересказ литературных произведений. Пересказ художественного произведения ребенка с задержкой психического развития имеют весомые отличия от пересказа дошкольника с нормальным психическим развитием. Пересказ произведений (особенно повествовательного характера) сложен для них. Ребенку трудно воплотить мысли в развернутое речевое сообщение. Учитывая то, что пересказы ребенка с задержкой психического развития несовершенны, возникает вопрос, как помочь дошкольнику, имеющему определенную проблему, овладеть навыком пересказа и облегчить процесс обучения и подготовке к дальнейшему обучению по школьной программе. «Поскольку данная деятельность необычайно важна для целостной и планомерной подготовки детей к школе, ее особенности были предметом не разового обсуждения в психолого-педагогической литературе. Обоснование важности этой деятельности привело к тому, что в программу детского сада были введены занятия по ознакомлению детей на слух с произведениями художественной литературы.

Большое внимание уделяется использованию активных методов, благодаря которым, предполагается построение детьми индивидуальных связных фразовых выражений, когда ребенок не просто повторяет ранее выученные им слова, а избирает и комбинирует их каждый раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации и теме общения. К таким ситуациям можно отнести обобщающий разговор, рассказывание, пересказывание с перефразировкой текста, дидактические игры, направленные на развитие связной монологической речи, методы моделирования, а также творческие упражнения.

В процессе таких занятий дошкольники развивают интерес к самостоятельной читательской деятельности. В ходе изучения литературы активизация мыслительной деятельности и формирование словарного запаса приобретают коррекционное значение в работе со старшими дошкольниками, имеющими задержку психического развития, а также углубляет и расширяет знания ребенка.

Одним из главных речевых видов деятельности в школьном обучении является развитие монологической речи у детей. Исследуя готовность старшего дошкольника к школе, следует проанализировать индивидуальность его монологической речи.

Данный вид речи, является достаточно сложным для понимания и усвоения дошкольником, формируется он в 5-6 лет. Монологическая речь отличается от диалогической своей развернутостью, основывается она на логическом мышлении, для которого необходимо хорошая работа памяти и внимания, а также необходимо умение использовать и употреблять полные распространенными предложениями в речи, пользоваться большим объемом словарного запаса.

Ведущим и главным видом монологической речи, который связан с прослушанными детьми текстами, является: пересказ – связное последовательное изложение художественного текста, передача содержания с использованием готовых, данных автором речевых форм. Работа над пересказом – это определенная творческая деятельность, в которой отражаются разнообразные взаимосвязанные между собой явления:

во-первых, это эстетическое восприятие содержания и формы произведения, понимание конкретного содержания, предметного плана текста, а также заключенных в нем разнообразных смысловых связей;

во-вторых, такие психические процессы, как логическое мышление, владение речевым оформлением мысли и память;

в-третьих, эмоциональное отношение к описанным событиям и героям, восприятие морально-нравственных установок текста.

Учитывая вышесказанное нами, можно считать, что пересказ текста имеет важную роль в общем развитии старшего дошкольника с задержкой психического развития, и активно используется на занятиях в дошкольных учреждениях, являясь основным видом монологической речи, которому обучают детей с целью подготовки к дальнейшему обучению в школе.

Текст статьи
  1. Лалаева, Р. И. Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, C.B. Зорина. М. : Владос, 2003. - 304 с.
  2. Лебедева, П.Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития Текст.: пособие для учителей и логопедов / П.Д. Лебедева. СПб.: КАРО, 2004. - 176 с. - ISBN 5-89815400-0.
  3. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф. А. Сохин. Москва-Воронеж, 2002.
Список литературы