Народовластие как явление общественной жизни представляет собой не только определенную модель социальных отношений, аккумулирующих в своем содержании особые свойства человеческого общества как совокупности обладающих свободной волей индивидов. Это еще и сложная система общественных отношений, функционирующая под воздействие постоянно изменяющихся исторических условий.
Народовластие сегодня выступает тем неотъемлемым элементом политической системы, который обеспечивает достижение допустимого баланса интересов, всего многообразия субъектов политических отношений. Как справедливо отмечает В.Д. Зорькин, в действительности самое ценное, о чем договорилось человечество, – это идея верховенства права, народовластие и разделение властей [1, с.14].
Системообразующим элементом современной концепции народовластия является признание воли народа как основополагающего начала функционирования демократического государства. Правовое закрепление данной идеи осуществляется как во внутригосударственном, так и международном праве.
В ч. 3 ст. 21 Всеобщей декларации прав человека устанавливается, что воля народа должна быть основой власти правительства и должна выражаться в периодических и нефальсифицированных выборах, которые обязаны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования [2, с.23].
Провозглашая полное уважение и поддержку данного международного документа в «Декларации тысячелетия», устанавливается, что демократическая форма правления, основанная на широком участии и воле народа, является лучшей гарантией прав человека [3, с.45].
В ч. 2 ст. 6 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах–участниках Содружества Независимых Государств декларируется, что основой избираемых органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов народного представительства, выборных должностных лиц всегда должна быть свободная воля народа [4, с.56].
Накопленный, особенно за последнее время, исторический опыт многих зарубежных государств убедительно показывает, что характер содержания и степень реализации принципа народовластия в национальных правовых системах является не только важнейшим фактором становления и развития демократического общества, но также и основополагающим условием поступательного развития государства как политического образования.
Именно по этой причине необходимо ясно представлять, что представляет собой содержание данного явления, каковы особенности его регулирования в Конституции Российской Федерации и национальном законодательстве, так же как оно воплощается в правоприменительной практике.
Сложная система взаимодействия общества и государства, в рамках которой социальные процессы, наполняющие содержание исторического развития общества, создают новые условия для трансформации основополагающих характеристик организации государства таких как: формы правления, политического режима, формы государственного устройства.
Доминирование демократической традиции, как одна из тенденций развития современного общества, способствует усложнению общественных отношений, возникающих по поводу взаимодействия общества и государства, что, в свою очередь, оказывает влияние и на развитие народовластия как политико-правового явления.
В данных условиях одной из главных задач правовой науки является обеспечение функционирования демократической социальной системы, гарантирующей эффективное взаимодействие государства и общества.
Народовластие, выступая неотъемлемым элементом этой системы, является одной из существенных категорий любого современного демократического государства, и требует всестороннего теоретико-правового исследования, в том числе и в рамках конституционно-правовой науки. Действенная реализация народовластия невозможна без решения ряда теоретических задач, особое место среди которых занимает определение характера взаимодействия таких понятий, как «народовластие» и «демократия».
В ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации закрепляется, что Российская Федерация представляет собой демократическое государство. Эта конституционная характеристика государства является особым видом политического режима. Демократия как явление общественной жизни на протяжении уже достаточно продолжительного времени является предметом научной дискуссии.
Так, еще Платон, рассматривая демократию в разработанной им системе сменяемости форм правления, писал, что она «...осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уровняют в гражданских и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию».
Многоаспектность общественных отношений, возникающих в процессе воплощения данной идеи в существующую действительность, является объективной предпосылкой для постоянного усложнения теоретических представлений о демократии. В свою очередь, Аристотель, исследуя данное явление, выделял всего лишь пять видов демократии, а уже в XX веке, по образному замечанию Р. Даля, идея демократии получила всеобщее признание.
Большинство политических режимов стали претендовать на право обозначаться этим словом.
В традиционном представлении демократия в переводе с древнегреческих слов – «власть народа», «народ» и «власть». То есть при таком подходе народовластие и демократия выступают как слова-синонимы. Однако подобного рода упрощения негативным образом влияют на степень и характер научного познания общественных явлений.
В конституционно-правовой науке справедливым можно считать утверждение о том, что народовластие есть выражение демократизма Российской Федерации как конституционной характеристики государства.
Как справедливо отмечает В. В. Комарова, демократизм государства находит выражение в обеспечении в нем народовластия. Демократическое государство обязано создавать необходимые правовые механизмы для реализации народовластия [5, с.65]. Несмотря на это, народовластие не является единственным элементом сущностного содержания демократии, это всего лишь одна из частей сложной системы, которая находятся в постоянном взаимодействии. Наряду с народовластием демократизм России, пишет О.Е. Кутафин, находит свое выражение в политическом многообразии, местном самоуправлении и свободе личности.
Более детально, не вдаваясь в исследование содержания демократии в конституционно-правовом поле, отметим, что в современной правовой науке сформировано множество подходов к определению сущности данного понятия, что особым образом подчеркивает многогранность рассматриваемого социального явления.
Однако, несмотря на широту авторских позиций в этой сфере объективным является тот факт, что в конституционно-правовой доктрине народовластие, вне зависимости от используемого подхода сохраняет свое значение как неотъемлемый элемент демократической системы. Ее сложный характер и базовые свойства раскрывают в ней конверсионный характер данной системы.
Взаимосвязь звеньев конституционной демократической системы создает объективные условия для развития ее элементов, тем самым обеспечивая саморегуляцию.
В связи с этим содержание народовластия может быть определено с использованием как минимум трех подходов. Во-первых, это макроподход, в рамках которого народовластие исследуется как компонент более сложной конструкции – демократической системы. С учетом особенностей конституционного закрепления народовластие может быть рассмотрено как элемент основ конституционного строя. Во-вторых, это микроподход, при котором народовластие исследуется как явление, представляющее само по себе сложную систему элементов и образуемых в процессе их взаимодействия связей. В-третьих, это синтетический подход, при котором объединяются микро- и макроподходы и народовластие рассматривается в разрезе системы отношений типа: влияние внешних условий на формирование внутренней структуры явления.
При этом в конституционно-правовом исследовании внешними условиями выступает совокупность установленных в конституции и реально существующих устоев, определяющих характер общественных отношений в системе человек – общество – народ – государство и образующих в своей совокупности систему основ конституционного строя.
При использовании данного подхода народовластие можно определить как сложную систему правовых норм и отношений, функционирующую в сложившихся условиях конституционно-правового развития общества и государства, целью, которой является выявление воли народа и реализация принадлежащей ему власти.