Хирург-топографоанатом профессор Михаил Андреевич Сресели

Секция

Технические науки

Ключевые слова

М.А. Сресели
ученый
педагог
участник советско-финской и Великой Отечественной войн
блокады Ленинграда
подполковник медицинской службы

Аннотация статьи

31 июля 2019 года исполнилось 115 лет со дня рождения Заслуженного деятеля науки РСФСР, заведующего кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии Первого Ленинградского медицинского института им. академика И.П. Павлова (ныне это Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова) . Опыт, наследие, методы работы таких замечательных специалистов, как М.А. Сресели, необходимо вспоминать, изучать и использовать в ходе разработки траектории научно-технологического развития России с учетом глобальных трендов.

Текст статьи

М.А. Сресели родился 31 июля 1904 г. в Грузии, в 1930 г. он окончил медицинской факультет Тбилисского университета. Еще во время учебы М.А. Сресели проявил особый интерес к топографической анатомии. Начиная с 3-го курса, он работал на кафедре в свободное от учебы время и в 1929 г. был зачислен на штатную должность прозектора-демонстратора. По окончании университета М.А. Сресели был оставлен на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии в качестве ассистента. В последующие несколько лет он занимался не только преподаванием, но по совместительству работал ординатором в хирурго-урологической клинике и в больнице скорой помощи в г. Тбилиси. Его первые научные публикации появились в 1930 и 1933 годах. Они были посвящены врожденному гидронефрозу и атонии мочеточника, а также типовой анатомии 12-перстной кишки. Последняя из работ свидетельствует о том, что в этот период М.А. Сресели был знаком с исследованиями, проводившимися в Военно-медицинской академии (ВМедА) под руководством знаменитого топографоанатома В.Н. Шевкуненко. Поэтому, видимо, не случайно в 1935 г. М.А. Сресели был командирован в Ленинград на кафедру оперативной хирургии и топографической анатомии ВМедА для выполнения научной работы [1, c. 80].

На кафедре ВМедА Михаил Андреевич с первых дней активно включился в научную работу и уже в 1936 г. успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему «Крайние типы индивидуальной изменчивости формы и положения желудка у новорожденных и их прикладное значение». В том же году по ходатайству командования академии он был переведен в Ленинград и назначен на должность ассистента кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии ВМедА. С этого времени он становится полноправным представителем блестящей плеяды учеников В.Н. Шевкуненко. В творческой атмосфере, присущей руководимому академиком В.Н. Шевкуненко коллективу, быстро завершается становление молодого ученого и педагога. Как писали В.С. Сперанский и М.И. Гончаров, достоянием XX века является учение об индивидуальной изменчивости органов и систем. В эту область большой вклад внесла школа петербургского топографоанатома В.Н. Шевкуненко (1872-1952 гг.). Он сам и его ученики (А.Н. Максименков, А.А. Вишневский, М.А. Сресели, С.С. Михайлов и др.) выдвинули и обосновали положение о крайних типах изменчивости, выделили типы телосложения , крайние формы строения и топографии органов , типы ветвления сосудов и нервов [5, c. 64]. М.А. Сресели принимает участие в написании «Краткого курса оперативной хирургии», где ему принадлежит глава, посвященная технике экзартикуляции. Он с увлечением проводит исследования индивидуальной анатомической изменчивости вен и их значения в распространении хирургической инфекции. Во время войны с Финляндией зимой 1939 г. М.А. Сресели работал в Карелии, участвуя в обеспечении лечения и эвакуации раненых. В 1940 г. он был зачислен в кадры Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА) и назначен на должность доцента кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии ВМедА.

С начала Великой Отечественной войны до декабря 1941 г. М.А. Сресели по заданию командования ВМедА находился в блокированном Ленинграде. В 1942 г. он неоднократно направлялся в длительные командировки в лечебные учреждения Западного и Ленинградского фронтов для консультации и обеспечения хирургической помощи на передовых этапах эвакуации раненых. Во время войны продолжают появляться научные публикации М. А. Сресели, в конце 1942 г. он защищает докторскую диссертацию на тему «Крайние формы вен лица и их практическое значение». В августе 1943 г. решением Высшей Аттестационной Комиссии (ВАК) ему была присуждена ученая степень доктора медицинских наук, в октябре – присвоено воинское звание «подполковник медицинской службы». В сентябре 1947 г. после избрания по конкурсу М.А. Сресели был утвержден Минздравом СССР в должности заведующего кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии Первого Ленинградского медицинского института им. акад. И.П. Павлова (I ЛМИ) с разрешением одновременно продолжать работу в Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова . Решением ВАК от 29 ноября 1947 года утвержден в ученном звании «профессор» по кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии. В мае 1949 г. проф. Сресели М.А. перешел на основную работу в I ЛМИ, в связи с чем был перечислен в запас Вооруженных Сил СССР [1, c. 80].

Деятельность М.А. Сресели в качестве заведующего кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии I ЛМИ началась с сентября 1947 г. Первой задачей нового заведующего стало восстановление учебных и научных помещений кафедры, которая располагалась в хорошо распланированном, но еще не вполне достроенном «новом» анатомическом корпусе. В помещении кафедры в период Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда находился один из госпиталей Ленинградского фронта. Это помещение нуждалось в серьезном ремонте и приспособлении к нуждам, в первую очередь, учебного процесса. Не смотря на трудности первых послевоенных лет, в короткий срок удалось выполнить необходимый объем работ и обеспечить возможность проведения учебных занятий. Здесь сказались не только организаторские способности заведующего кафедрой, но и самоотверженный труд сотрудников, с энтузиазмом участвовавших в восстановительных работах. Среди них была будущая заведующая кафедрой нормальной анатомии Свердловского государственного медицинского института, а ныне Уральского государственного медицинского университета Ирина Артемьевна Пономарева. В будущем она стала доктором медицинских наук, профессором, но в первые послевоенные годы была студенткой I ЛМИ, затем аспиранткой кафедры топографической анатомии и оперативной хирургии [4, c. 150]. Под руководством М.А. Сресели она написала свою кандидатскую, затем докторскую диссертации, всю жизнь считала себя его ученицей. Ирина Артемьевна Пономарева, сама будучи замечательным педагогом и ученым, преклонялась перед М.А. Сресели, искренне уважала его и всю жизнь равнялась на учителя в своей научно-педагогической работе. Именно рассказы о ее восторженных воспоминаниях, посвященных М.А. Сресели, заставили авторов этой статьи обратиться к его жизни и творчеству.

Важное место в деятельности профессора М.А. Сресели занимала научно-методическая работа. На кафедре были детально разработаны методические указания для каждого практического занятия, планы чтения и демонстрационного обеспечения лекций. Настоящей школой преподавательского мастерства являлись еженедельные кафедральные заседания, на которых регулярно обсуждалась методика проведения занятий, рассматривались вопросы обеспечения их учебных материалом, наглядными пособиями, инструментами. Каждый начинающий преподаватель обязательно «закреплялся» за кем-то из доцентов или опытных ассистентов, которые становились постоянными кураторами-наставниками. Широко использовался метод проведения «показательных» занятий с обязательным последующим методическим разбором и оценкой качества на кафедральном заседании. Чрезвычайно строго соблюдалась учебная дисциплина, что позволяло с максимальной продуктивностью использовать каждую минуту академического часа для работы студентов на учебном материале, освоения ими практических навыков. Опозданий студентов на практические занятия и лекции не существовало поскольку одновременно со звонком, оповещающим о начале учебного часа, двери на кафедру или в аудиторию закрывались, и все недостаточно дисциплинированные студенты вынуждены были отрабатывать программный материал в вечернее время, вне сетки расписания. Опытом организационно-методической и педагогической работы М.А. Сресели охотно делился с коллегами, выступая с обобщающими докладами на многочисленных симпозиумах и конференциях [2, c.7].

Плодотворной и многогранной была научная деятельность профессора М.А. Сресели. Им были опубликованы в отечественной и зарубежной печати 79 научных работ, в т.ч. две монографии, восемь глав в руководствах и учебниках. Труды М.А. Сресели в основном были посвящены углублению и развитию учения о крайних формах изменчивости органов и систем человека, созданного его учителем – академиком В.Н. Шевкуненко. Они содержали глубокие теоретические обобщения и имели четко выраженную прикладную направленность. Большое значения имели материалы о роли венозных синусов в регуляции мозгового кровообращения и развитии гипертензионного и других неврологических синдромов , обобщенные в монографии «Клинико-физиологические аспекты синусов твердой мозговой оболочки (М.А. Сресели, О.П. Большаков, 1977 г.). Особенно хорошо показано Михаилом Андреевичем значение пещеристой пазухи в регуляции мозгового кровообращения [3, c.295].

Успешную научную и педагогическую деятельность на кафедре М.А. Сресели в течении многих лет сочетал с организационной работой в I ЛМИ. Почти 20 лет (с 1950 г. по 1969 г.) он занимал должность заместителя директора (первого проректора) института. Большую часть этого периода (1950-1954 и 1963-1969 годы) М.А. Сресели занимал пост проректора по учебной, а в 1954-1963 годах – по научной работе. На этих постах он многое сделал для совершенствования научно-исследовательской работы и учебного процесса в институте. Отличительными чертами административной деятельности проф. М.А. Сресели были высокая требовательность к себе и сотрудникам, четкость и обоснованность распоряжений, жесткий контроль за их исполнением. Эти качества сочетались с уважительным отношением не только ко всем «соратникам», но и к каждому студенту, с умением, по возможности, помогать в сложных жизненных ситуациях.

За период с 1947 по 1979 годы проф. М.А. Сресели 32 года заведовал кафедрой, после чего до 1993 г. работал в должности профессора-консультанта. Под его руководством были выполнены и защищены 16 докторских и 32 кандидатских диссертации [4, c.184]. Его ученики успешно руководили кафедрами в разных городах бывшего Советского Союза, в частности, д.м.н., проф. И.А. Пономарева заведовала кафедрой нормальной анатомии в медицинском вузе г. Екатеринбурга с 1970 г. по 1978 г., а затем кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии тюменского медицинского вуза с 1978 г. по 1990 г. С 1990 г. до своего ухода из жизни она работала в должности профессора этой кафедры.

Плодотворная и многообразная деятельность проф. М.А. Сресели, его заслуги в научной работе, развитии высшего образования, участие в Великой Отечественной войне отмечены рядом правительственных наград. Он был удостоен почетного звания заслуженного деятеля науки РСФСР, награжден Орденом Отечественной войны 2-й степени, двумя орденами Красного Знамени, 8-ю медалями, в т.ч. «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.» и др. В памяти своих учеников, молодых сотрудников кафедры профессор М.А. Сресели остался как блестящий пример ученого, педагога, организатора, как создатель одной из широко известных в нашей стране школ топографоанатомов и оперативных хирургов. Он ушел из жизни 1 мая 1994 г., не дожив 3-х месяцев до своего 90-летия. Наш долг – вечно помнить, изучать, анализировать творческое наследие таких гигантов топографо-анатомической, хирургической и педагогической мысли, как М.А. Сресели, и особенно важно поклониться памяти этого человека в канун 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, ведь он был участником двух войн, блокады Ленинграда, послевоенного восстановления героического города на Неве, и мы вечно обязаны таким людям, как М.А. Сресели, не только прогрессом в науке и образовании, но еще и мирным небом над нашими головами.

Список литературы

  1. Большаков О.П. Михаил Андреевич Сресели (к 100-летию со дня рождения) / О.П. Большаков // Морфология. – 2004. – Т.126, №5. – С.80-81.
  2. Большаков О.П. 110 лет М.А. Сресели / О.П. Большаков, В.Л. Петришин // Ученые записки СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова. – Т. XXI. – №2. – С. 6-9.
  3. Куприянов В.В. Отечественная анатомия на этапах истории / В.В. Куприянов, Г.О. Татевосянц. Москва : Медицина. – 1981. – 320 с.
  4. Сапин М.Р. Морфологи России в XX веке. Кто есть Кто в анатомии, гистологии, эмбриологии / М.Р. Сапин, Г.С. Сатюкова, Э.В. Швецов. Москва : АПП «Джангар». – 2001. – 272 с.
  5. Сперанский В.С. Краткий очерк истории анатомии / В.С. Сперанский, Н.И. Гончаров // Волгоград : ГУ «Издатель». – 2001. – 120 с.

Поделиться

4008

Михалкина М. В., Михалкин А. П. Хирург-топографоанатом профессор Михаил Андреевич Сресели // Траектория научно-технологического развития России с учетом глобальных трендов : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 ноября 2019г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2019. С. 42-46. URL: https://apni.ru/article/76-khirurg-topografoanatom-professor-mikhail

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Технические науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#31 (213)

Прием материалов

27 июля - 2 августа

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

7 августа

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

20 августа