Автор(-ы):
Бадахова Ирина Тельмановна
29 ноября 2023
Секция
Экономика и управление
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье представлены основные направления оптимизации кадровой политики в органах местного самоуправления. Выделяются основные предложения по совершенствованию кадровой политики на уровне муниципального управления. Дается вывод, что для создания системы эффективной и профессиональной муниципальной службы целесообразно принятие органом местного самоуправления муниципальной программы по развитию муниципальной службы.
Текст статьи
Прием сотрудников в органы местного самоуправления, карьерный рост в большей степени диктуется личным отношением руководителя органа местного самоуправления, в меньшей – профессионализмом и личными качествами. Механизмы (аттестация, кадровый резерв и т.п.), закрепленные законодательно и предназначенные для эффективного управления кадровым составом органа местного самоуправления, зачастую не работают должным образом [2].
Среди основных проблем при формировании кадрового резерва на муниципальной службе можно назвать:
На наш взгляд, необходимо усиление контроля (в том числе включенными в резерв гражданами) процесса назначения должности муниципальной службы.
В целях обеспечения непрерывности обучения муниципальных служащих необходимо: 1) систематическое самостоятельное обучение персонала по индивидуальному плану, утвержденному непосредственными руководителями, осуществляемое под их контролем; 2) участие не реже одного раза в месяц в образовательных семинарах как по месту работы, так и в других организациях; 3) краткосрочное (при необходимости, но не реже одного раза в год) обучение по месту работы или в учебных заведениях системы повышения квалификации; 4) стажировка в других органах местного самоуправления; 5) среднесрочное (на срок от 3 до 6 месяцев) обучение с целью получения специализации по специальности «государственное и муниципальное управление» для тех, кто имеет иное базовое образование; 6) переподготовка кадров.
В комплекс инструментов совершенствования системы образования муниципальных служащих могут быть внедрены прохождение обучения на рабочем месте путем возрождения института наставничества, дистанционное обучение и использование электронных образовательных платформ при прохождении профессиональной переподготовки.
Существенным фактором формирования потребности в дополнительном профессиональном образовании и осознания его важности как в профессиональном развитии, так и в продвижении по службе является отношение руководства органов местного самоуправления к необходимости регулярной профессиональной переподготовки своих работников.
Для муниципальных служащих право на повышение по службе не закреплено в законодательстве на федеральном уровне. Основной сложностью в этом случае является отсутствие достаточного количества вакансий, что необходимо для регулярного внедрения данной процедуры.
К проблемам кадрового обеспечения органов местного самоуправления относится проблема низких заработных плат служащих. Однако решить эту проблему на местном уровне затруднительно: на федеральном уровне (может быть, на региональном) должна быть разработана грамотная система материального обеспечения муниципальных служащих и обеспечения дополнительных гарантий.
Важной проблемой кадровой работы в органах местного самоуправления на сегодняшний день является недостаточное внимание вопросам управления карьерным ростом муниципальных служащих. Муниципальные служащие, не видя перспективы карьерного роста, перестают самосовершенствоваться, выполняют свои должностные обязанности по шаблонам, которые не меняются годами, теряют гибкость в принятии решений, что неблагоприятно отражается на уровне их профессионализации и, как следствие, на показателях работы органов местного самоуправления.
Предоставление возможности муниципальным служащим для карьерного роста – один из наиболее действенных механизмов повышения результативности их работы.
Еще одна проблема связана с качеством владения технологиями кадровой работы сотрудниками кадровых служб. Недооценивая значение кадровой работы, отдельные руководители отводят кадровым службам вспомогательную роль. Их статус занижен, сотрудники перегружены дополнительными функциями, не связанными с кадровой работой. Решение проблемы видится в изменении стиля и методов работы кадровых служб: «отдел кадров», занимающийся вопросами оформления, приема и увольнения муниципальных служащих, должен быть преобразован в действенный механизм работы с кадрами муниципальных служащих, их профессионализации.
Для создания системы эффективной и профессиональной муниципальной службы считаем целесообразным принятие органом местного самоуправления муниципальной программы по развитию муниципальной службы [1].
Такая программа должна быть направлена на решение следующих задач:
Список литературы
Поделиться
Бадахова И. Т. Оптимизация кадровой политики в органах местного самоуправления // Актуальные исследования. 2023. №48 (178). Ч.III.С. 6-8. URL: https://apni.ru/article/7600-optimizatsiya-kadrovoj-politiki-v-organakh