Базовым правовым и политическим документом демократического общества является конституция, которая определяет характер и содержание всех общественных отношений, суть политического режима и механизмов государственного управления. Отдельные положения конституции определяют важнейшие состояния и элементы государственного строя, в том числе конституционные институты государственной власти страны.
Само понятие «институт» активно используется в научном обществе. Институт определяется как совокупность фундаментальных форм или структур общественной организации, установленных законом или обычаями конкретного общества [1, с.261].
Наиболее значимым является институт государства, который помимо тех или иных социальных характеристик, так же имеет политическое и юридическое основание.
В качестве политического образования государство рассматривалось уже Платоном и Аристотелем, считавшие его базовым институтом, а также определяющим содержание иных институтов. Вслед за древними мыслителями Т. Гоббс рассматривал государство в качестве базового института, определявшего характер административных учреждений и юридических норм. Томас заложил основы обеспечивающего большую четкость суждений и оценок, которые касались характеристик любого политического института, нормативно – юридического подхода к анализу институциональных явлений.
Государственно – правовой подход в теоретических исследованиях политических явлений сохраняет свое значение и в настоящее время, хотя на рубеже XIX-XX вв. под воздействием трудов Э.Дюркгейма и М.Вебера начинает формироваться и более современный социологический подход к институтам. В содержании политического института стали выделяться два особенных компонента: во-первых, видение в нём идеальной модели политической системы, а во-вторых, выделение его в качестве организованных и формализованных структур, постоянно воспроизводящихся в политической практике. Но по-прежнему признавалось, что полем деятельности политических институтов является власть и государственное управление, а их правовой статус и властные полномочия закрепляются юридическими документами.
Со второй половины XX в. в политических и правовых концепциях господствует представление о том, что помимо государства в его широком понимании к центральным политическим институтам также относятся и негосударственные структуры, выступающие в качестве субъектов и объектов политического влияния. Они представляют собой: политические партии, общественно–политические организации, средства массовой информации.
Юридическое понимание института представляет собой точную формализацию длительного характера явлений, которая ориентирует общество на определенные норма и правила. С данной позиции наиболее очевидными институтами будут выступать структуры, которые не только обеспечены законодательно, но и сами создают конкретное политическое пространство. В первую очередь конституции, парламенты, главы государств. Совокупность именно этих институтов составляет юридическую основу государственной власти демократического типа.
Проецируя правовое и политическое понимание институтов на систему представительной демократии, которая утвердилась в Российской Федерации несложно определить совокупность конституционных институтов нашей страны. При этом целесообразно уточнить современное понимание самой формулы «конституционные институт представительной демократии». В этом смысле интересна точка зрения С.А. Авакьяна:
« … Представительная демократия является органической составляющей в конституционном строе нашей страны. Она объединяет следующие институты:
- Наличие системы органов народного представительства, включающей в себя коллегиальные представительные учреждения и единоначальные органы государственной власти или местного самоуправления, избираемые народом;
- Институты, отражающие постоянные контакты депутатов и выборных должностных лиц с населением, взаимодействие органов народного представительства с институтами гражданского общества посредством, так называемой прямой и обратной связи (встречи, выступления, информирования, отчеты и др.);
- Специальные (и специфические) формы деятельности, характерные для органов народного представительства (публичные заседания коллегиальных представительных органов, обеспечение гарантий оппозиции и др.);
- Институты, отражающие задачи контроля органов народного представительства в отношении органов исполнительной власти (парламентский запрос, вотум доверия и недоверия, правительственный час и др.)» [2, c.437].
Исходя из данного суждения, конституционные институты представительной демократии условно можно разделить на конституционные представительные органы государственной власти и местного самоуправления; конституционно–правовые механизмы обеспечения народного представительства и функционирования представительных органов государственной власти и местного самоуправления – гарантии представительной демократии.
В отечественной юридической науке существуют различные точки зрения по поводу того, что такое представительная демократия, какие конституционные институты можно к ней отнести и какими функциями обладают представительные органы власти.
Так, профессор М.В. Баглай считает, что представительная демократия – это осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют собой граждан, наделенных исключительным правом принимать законы. Он указывает, что в Российской Федерации представительная демократия обеспечивается выборностью Государственной Думы и конституционно обусловленным формированием Совета Федерации, а также законодательных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления [3, c.111].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что делается акцент на трех основных акцентах данного определения:
- Представительные органы власти избираются;
- К основным функциям данных органов относятся собственно представительство граждан в государственных делах;
- Исключительное право принимать законы.
В соответствии с данным определением к системе представительной демократии можно отнести только парламентские органы – законодательные органы государственной власти и представительного собрания муниципальных образований.
По мнению О.Е. Кутафина, представительная демократия – это осуществление народом власти через выборных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ либо же население, которые проживают на той или иной территории. Выборное представительство – важнейшее средство, обеспечивающее подлинное народовластие и образующее избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления [4, c. 103]. В данной трактовке, в отличие от определения профессора М.В. Баглая, речь идет о выборности не учреждений, но представителей, основной задачей которых является представительство избравших их граждан.
Имеются нюансы и в позиции С.А. Авакьяна: «Понятие «представительная демократия» возникло практически одновременно с появлением представительных органов государственной власти, т.е. выборных представительных учреждений, общегосударственных и местных, состоящих из депутатов … Исторически с созданием коллегиальных представительных учреждений понятие «представительная демократия» традиционно связывается именно с выборами представителей – прямыми либо же через коллегии выборщиков. Есть все основания полагать, что эти органы считаются представительством, тем более что они состоят из избранных народом и выражающие интересы представителей. К тому же другая ветвь власти – исполнительная – не избиралась народом, а формировалась монархом или представительным учреждением». Как видим, С.А. Авакьян подчеркивает избираемость представителей, составляющих коллегиальные представительные учреждения, и именно в силу избираемости представителей, состоящих в этих органах, делает вывод, что сами данные коллегии и являются представительными. Основными функциями коллегиальных органов являлись представительство граждан в управлении делами государства, ограничение власти монарха, консультативно-совещательная или законодательная деятельность.
Как известно, в Российском государстве подобными органами в развое время ее истории были Боярская дума, Сенат, Первая Государственная дума, Государственный совет.
Ситуация кардинально изменилась с появлением в России главы государства, непосредственно избираемым народом. Замещение им своей должности в том же порядке, что и депутатов, – путем выборов. Избираемый глава государства представляет интересы народа, а «порог» или «масштабность» его представительства в сравнении с депутатами некоторые ученые считают даже выше.
Многонациональный народ России, являясь носителем суверенитета и единственным источником власти в государстве, посредством выборов дает Президенту право от своего имени управлять государством. Таким образом, власть Президента в современной России исходит непосредственно от народа, и Президент Российской Федерации является таким же представителем народа в управлении делами государства, как и другой представительный орган власти.
На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что основными признаками, позволяющими отнести те или иные органы власти к институтам представительной демократии, являются:
- выборность – как способ формирования органов государственной власти и местного самоуправления;
- представительность – качество органа власти, в силу которого он способен формулировать волю граждан, выражать их интересы в своей деятельности, причем один принцип проистекает из другого.
Именно благодаря выборности органы власти получают право представлять народ и осуществлять власть от его имени. Представительность позволят рассматривать выборные органы государственной власти и местного самоуправления как инструмент народовластия. В отсутствии этого сочетания качеств говорить о народовластии нельзя.