Главная
АИ #48 (178)
Статьи журнала АИ #48 (178)
Правовое содержание понятия конституционных институтов представительной демократ...

Правовое содержание понятия конституционных институтов представительной демократии в Российской Федерации

Автор(-ы):

Балашова Анна Сергеевна

29 ноября 2023

Научный руководитель

Качалов Павел Николаевич

Секция

Юриспруденция

Ключевые слова

представительная демократия
конституционный институт
народовластие

Аннотация статьи

Статья посвящена правовому содержанию понятию конституционных институтов представительной демократии, выделяются основные признаки данного явления.

Текст статьи

Базовым правовым и политическим документом демократического общества является конституция, которая определяет характер и содержание всех общественных отношений, суть политического режима и механизмов государственного управления. Отдельные положения конституции определяют важнейшие состояния и элементы государственного строя, в том числе конституционные институты государственной власти страны.

Само понятие «институт» активно используется в научном обществе. Институт определяется как совокупность фундаментальных форм или структур общественной организации, установленных законом или обычаями конкретного общества [1, с.261].

Наиболее значимым является институт государства, который помимо тех или иных социальных характеристик, так же имеет политическое и юридическое основание.

В качестве политического образования государство рассматривалось уже Платоном и Аристотелем, считавшие его базовым институтом, а также определяющим содержание иных институтов. Вслед за древними мыслителями Т. Гоббс рассматривал государство в качестве базового института, определявшего характер административных учреждений и юридических норм. Томас заложил основы обеспечивающего большую четкость суждений и оценок, которые касались характеристик любого политического института, нормативно – юридического подхода к анализу институциональных явлений.

Государственно – правовой подход в теоретических исследованиях политических явлений сохраняет свое значение и в настоящее время, хотя на рубеже XIX-XX вв. под воздействием трудов Э.Дюркгейма и М.Вебера начинает формироваться и более современный социологический подход к институтам. В содержании политического института стали выделяться два особенных компонента: во-первых, видение в нём идеальной модели политической системы, а во-вторых, выделение его в качестве организованных и формализованных структур, постоянно воспроизводящихся в политической практике. Но по-прежнему признавалось, что полем деятельности политических институтов является власть и государственное управление, а их правовой статус и властные полномочия закрепляются юридическими документами.

Со второй половины XX в. в политических и правовых концепциях господствует представление о том, что помимо государства в его широком понимании к центральным политическим институтам также относятся и негосударственные структуры, выступающие в качестве субъектов и объектов политического влияния. Они представляют собой: политические партии, общественно–политические организации, средства массовой информации.

Юридическое понимание института представляет собой точную формализацию длительного характера явлений, которая ориентирует общество на определенные норма и правила. С данной позиции наиболее очевидными институтами будут выступать структуры, которые не только обеспечены законодательно, но и сами создают конкретное политическое пространство. В первую очередь конституции, парламенты, главы государств. Совокупность именно этих институтов составляет юридическую основу государственной власти демократического типа.

Проецируя правовое и политическое понимание институтов на систему представительной демократии, которая утвердилась в Российской Федерации несложно определить совокупность конституционных институтов нашей страны. При этом целесообразно уточнить современное понимание самой формулы «конституционные институт представительной демократии». В этом смысле интересна точка зрения С.А. Авакьяна:

« … Представительная демократия является органической составляющей в конституционном строе нашей страны. Она объединяет следующие институты:

  1. Наличие системы органов народного представительства, включающей в себя коллегиальные представительные учреждения и единоначальные органы государственной власти или местного самоуправления, избираемые народом;
  2. Институты, отражающие постоянные контакты депутатов и выборных должностных лиц с населением, взаимодействие органов народного представительства с институтами гражданского общества посредством, так называемой прямой и обратной связи (встречи, выступления, информирования, отчеты и др.);
  3. Специальные (и специфические) формы деятельности, характерные для органов народного представительства (публичные заседания коллегиальных представительных органов, обеспечение гарантий оппозиции и др.);
  4. Институты, отражающие задачи контроля органов народного представительства в отношении органов исполнительной власти (парламентский запрос, вотум доверия и недоверия, правительственный час и др.)» [2, c.437].

Исходя из данного суждения, конституционные институты представительной демократии условно можно разделить на конституционные представительные органы государственной власти и местного самоуправления; конституционно–правовые механизмы обеспечения народного представительства и функционирования представительных органов государственной власти и местного самоуправления – гарантии представительной демократии.

В отечественной юридической науке существуют различные точки зрения по поводу того, что такое представительная демократия, какие конституционные институты можно к ней отнести и какими функциями обладают представительные органы власти.

Так, профессор М.В. Баглай считает, что представительная демократия – это осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют собой граждан, наделенных исключительным правом принимать законы. Он указывает, что в Российской Федерации представительная демократия обеспечивается выборностью Государственной Думы и конституционно обусловленным формированием Совета Федерации, а также законодательных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления [3, c.111].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что делается акцент на трех основных акцентах данного определения:

  1. Представительные органы власти избираются;
  2. К основным функциям данных органов относятся собственно представительство граждан в государственных делах;
  3. Исключительное право принимать законы.

В соответствии с данным определением к системе представительной демократии можно отнести только парламентские органы – законодательные органы государственной власти и представительного собрания муниципальных образований.

По мнению О.Е. Кутафина, представительная демократия – это осуществление народом власти через выборных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ либо же население, которые проживают на той или иной территории. Выборное представительство – важнейшее средство, обеспечивающее подлинное народовластие и образующее избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления [4, c. 103]. В данной трактовке, в отличие от определения профессора М.В. Баглая, речь идет о выборности не учреждений, но представителей, основной задачей которых является представительство избравших их граждан.

Имеются нюансы и в позиции С.А. Авакьяна: «Понятие «представительная демократия» возникло практически одновременно с появлением представительных органов государственной власти, т.е. выборных представительных учреждений, общегосударственных и местных, состоящих из депутатов … Исторически с созданием коллегиальных представительных учреждений понятие «представительная демократия» традиционно связывается именно с выборами представителей – прямыми либо же через коллегии выборщиков. Есть все основания полагать, что эти органы считаются представительством, тем более что они состоят из избранных народом и выражающие интересы представителей. К тому же другая ветвь власти – исполнительная – не избиралась народом, а формировалась монархом или представительным учреждением». Как видим, С.А. Авакьян подчеркивает избираемость представителей, составляющих коллегиальные представительные учреждения, и именно в силу избираемости представителей, состоящих в этих органах, делает вывод, что сами данные коллегии и являются представительными. Основными функциями коллегиальных органов являлись представительство граждан в управлении делами государства, ограничение власти монарха, консультативно-совещательная или законодательная деятельность.

Как известно, в Российском государстве подобными органами в развое время ее истории были Боярская дума, Сенат, Первая Государственная дума, Государственный совет.

Ситуация кардинально изменилась с появлением в России главы государства, непосредственно избираемым народом. Замещение им своей должности в том же порядке, что и депутатов, – путем выборов. Избираемый глава государства представляет интересы народа, а «порог» или «масштабность» его представительства в сравнении с депутатами некоторые ученые считают даже выше.

Многонациональный народ России, являясь носителем суверенитета и единственным источником власти в государстве, посредством выборов дает Президенту право от своего имени управлять государством. Таким образом, власть Президента в современной России исходит непосредственно от народа, и Президент Российской Федерации является таким же представителем народа в управлении делами государства, как и другой представительный орган власти.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что основными признаками, позволяющими отнести те или иные органы власти к институтам представительной демократии, являются:

  • выборность – как способ формирования органов государственной власти и местного самоуправления;
  • представительность – качество органа власти, в силу которого он способен формулировать волю граждан, выражать их интересы в своей деятельности, причем один принцип проистекает из другого.

Именно благодаря выборности органы власти получают право представлять народ и осуществлять власть от его имени. Представительность позволят рассматривать выборные органы государственной власти и местного самоуправления как инструмент народовластия. В отсутствии этого сочетания качеств говорить о народовластии нельзя.

Список литературы

  1. Авакьян С.А. Конституционное право России. М.: Норма, 2019. Т.1.
  2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2020. С. 34-56.
  3. Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2019. С. 57-78.
  4. Кабышев В.Т. Народовластие развитого социализма: конституционные вопросы. Саратов, 2019. С. 84-90.
  5. Кутафин О.Е. Российский конституционализм. М.: Норма, 2020. С. 198.

Поделиться

493

Балашова А. С. Правовое содержание понятия конституционных институтов представительной демократии в Российской Федерации // Актуальные исследования. 2023. №48 (178). Ч.II.С. 57-60. URL: https://apni.ru/article/7606-pravovoe-soderzhanie-ponyatiya-konstitutsionn

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля