Реализация компетентностного подхода в обучении английскому языку

Автор(-ы):

Верина Яна Юрьевна

29 ноября 2023

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

подход
компетенция
информация
перспектива
способности

Аннотация статьи

Развитие личности – это неотъемлемый процесс. Сейчас большинство людей понимают, что чем больше ты знаешь и разбираешься в каком-то вопросе, тем больше интереса и уважения ты вызываешь в людях. Быть компетентным в своей сфере деятельности – это высшая степень мастерства.

Текст статьи

Образование на рубеже тысячелетий меняется и обновляется, а в наши дни считается главным капиталом, которым располагает человек на рынке труда в постиндустриальном информационном обществе. Поэтому XXI век требует радикальных изменений в области образования, и как отмечает П.Г. Щедровицкий, меняя его суть «от образования на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь» [6]. Одной из важнейших задач современного образования является развитие у учащихся способности действовать и быть успешными, формирование таких качеств, как профессиональный универсализм, способность менять сферы деятельности, способы деятельности на достаточно высоком уровне. Востребованными становятся такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми [1].

Одним из перспективных подходов, позволяющих решить поставленные перед современной системой образования задачи, признается компетентностный подход. Понятийный аппарат, характеризующий смысл компетентностного подхода в образовании, ещё не устоялся. Тем не менее можно выделить некоторые существенные черты этого подхода. Компетентностный подход включает в себя совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов [3]. С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетенций. Компетенция в переводе с латинского «competentia» – означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Другое понятие - компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Формирование компетенций происходит средствами содержания образования.

А.В.Хуторской выделяет 7 ключевых образовательных компетенций: ценностно-смысловая компетенция, общекультурная компетенция, учебно-познавательная компетенция, информационная компетенция, коммуникативная компетенция, социально-трудовая компетенция, компетенция личностного самосовершенствования [5].

Формирование ключевых компетенций, обучающихся стало одной из важнейших задач, стоящих перед школой в связи с изменением общественно-политической ситуации, развитием международных контактов во всех сферах, международная интеграция привели к росту роли и значения умений и навыков реального иноязычного общения, в связи с этим, неотъемлемой частью обучения школьников, является изучение иностранного языка. Уроки иностранного языка – благодатная почва для формирования компетенции, поскольку, используя язык как средство, мы изучаем окружающий нас мир во всех его проявлениях.

Одной из ключевых компетенций, формируемых в школьный период, является коммуникативная компетенция. Коммуникативная компетенция включает знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. При формировании коммуникативной компетенции (в частности при обучении монологу и диалогу) главное место отводится ролевой игре. “Вживаясь в образ” в какую-либо роль, ребёнку легче раскрепоститься и начать говорить на английском языке. Например, при изучении темы «Животные» на начальном этапе, обучающимся предлагается вжиться в роль их любимого питомца (котёнка, щенка, рыбки, черепашки, попугая) и рассказать о себе от их имени. На среднем этапе учащиеся должны уметь заявить о себе: представить себя, сообщить о себе определённые сведения и пр. Обучающиеся определяют социальные роли и ведут диалог по различным темам. Очень востребованы среди них такие как «В аптеке»/фармацевт-покупатель/, «На приеме у врача»/доктор-пациент. Помимо того, что такой вид заданий прекрасно практикует устную речь вообще и речевые клише социокультурной направленности в частности. Он ещё и позволяет учащимся проявить креативность мышления и способствует формированию компенсаторной компетенции – умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации [2].

Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, планшет, компьютер, принтер) и информационных технологий (аудиовидеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Практика показывает, что использование ИКТ повышает мотивацию учащихся к обучению, помогают учащимся совершенствовать речевые навыки и лучше запоминать устойчивые словосочетания и предложения – образцы, практиковаться в правильном произношении, интонации и чувствовать ритм английского языка. Данная компетенция, при использовании ИКТ помогает учащимся подготовиться к таким заданиям как проект (например, жилищные условия в Великобритании и США) [9].

Общекультурная компетенция позволяет учащимся приобщиться к диалогу культур, выяснить культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека. В плане изучения иностранных языков речь идёт о формировании социокультурной компетенции, которая рассматривается как готовность и способность находить общее и специфическое в моделях развития изучаемого и родного языков находить, сравнивать и обобщать культуроведческую информацию, получаемую из разных источников и на разных языках строить речевое взаимодействие в соответствии с нормами, принятыми в той или иной культуре, с учетом речевой специфики.

Огромную духовную ценность несут в себе пословицы и поговорки. («East or West Home is best»; «Early to bed, early to rise, makes a man healthy, wealthy and wise»). Обучающиеся имеют возможность познакомиться с большой группой английских пословиц, к которым увлечённо и с интересом подбирают русские эквиваленты, убеждаясь, что разные народы различными словесными формами и образами, часто имеющими исторические корни, выражают одни и те же идеи. Безусловно, важны уроки и мероприятия, в игровой и развлекательной форме приобщающие детей к обычаям и традициям страны изучаемого языка (Halloween, New Year, Christmas) [7].

Таким образом, проблема применения компетентностного подхода, включающая в себя развитие ключевых компетенций, достаточна актуальна, поскольку учащиеся хорошо овладевают набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач и проблемных ситуаций. Следовательно, компетентностный подход необходимо применять как в масштабе всего образовательного процесса учебного заведения, так и в методике обучения отдельным дисциплинам. Вклад дисциплины «иностранный язык» в формирование личностных компетентностей велик, поскольку сегодня иностранный язык выходит за рамки чисто учебного предмета и становится инструментом формирования специалиста новой формации, готового к самообразованию, творчеству и способного постичь культурное наследие страны изучаемого языка, соотнести его с родной культурой и ее местом в мировом историческом контексте. Очевидно, что каждый урок английского языка даёт широкие возможности для развития ключевых компетенции. Показателями сформированности ключевых компетенций у обучающихся являются предметные способности (результаты по успеваемости, участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня), метапредметные способности и показатели личностного развития обучающихся.

Список литературы

  1. Английский язык: компетентностный подход в преподавании: технологии, разработки уроков/ авт.-сост. А.Г. Штарина. – Волгоград: Учитель, 2011.
  2. Андреев А. Знания или компетенции? // Высшее образование в России. - 2005. - № 2. - С.3–11.
  3. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С.3.
  4. Рузметова М. Ш. Обучение иностранному языку учащихся средних общеобразовательных школ с позиций компетентностного подхода // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). – Уфа: Лето, 2013. – С. 100-103.
  5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. - № 2.
  6. Шуплецова В. С. Теория и Методика обучения иностранному языку. Методический портфель студента. Шадринск. Изд-во ПО «Исеть», 2005. с. 3
  7. http://www.domyenglish.ru/p57aa1.html
  8. http://www.scholar.ru/tag.php?tag_id=4643
  9. https://e-koncept.ru/2014/14600.htm

Поделиться

1231

Верина Я. Ю. Реализация компетентностного подхода в обучении английскому языку // Динамика гуманитарных и социально-экономических наук в условиях цифровой трансформации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 нояб. 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 79-82. URL: https://apni.ru/article/7608-realizatsiya-kompetentnostnogo-podkhoda-v-obu

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая