Образование на рубеже тысячелетий меняется и обновляется, а в наши дни считается главным капиталом, которым располагает человек на рынке труда в постиндустриальном информационном обществе. Поэтому XXI век требует радикальных изменений в области образования, и как отмечает П.Г. Щедровицкий, меняя его суть «от образования на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь» [6]. Одной из важнейших задач современного образования является развитие у учащихся способности действовать и быть успешными, формирование таких качеств, как профессиональный универсализм, способность менять сферы деятельности, способы деятельности на достаточно высоком уровне. Востребованными становятся такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми [1].
Одним из перспективных подходов, позволяющих решить поставленные перед современной системой образования задачи, признается компетентностный подход. Понятийный аппарат, характеризующий смысл компетентностного подхода в образовании, ещё не устоялся. Тем не менее можно выделить некоторые существенные черты этого подхода. Компетентностный подход включает в себя совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов [3]. С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетенций. Компетенция в переводе с латинского «competentia» – означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Другое понятие - компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Формирование компетенций происходит средствами содержания образования.
А.В.Хуторской выделяет 7 ключевых образовательных компетенций: ценностно-смысловая компетенция, общекультурная компетенция, учебно-познавательная компетенция, информационная компетенция, коммуникативная компетенция, социально-трудовая компетенция, компетенция личностного самосовершенствования [5].
Формирование ключевых компетенций, обучающихся стало одной из важнейших задач, стоящих перед школой в связи с изменением общественно-политической ситуации, развитием международных контактов во всех сферах, международная интеграция привели к росту роли и значения умений и навыков реального иноязычного общения, в связи с этим, неотъемлемой частью обучения школьников, является изучение иностранного языка. Уроки иностранного языка – благодатная почва для формирования компетенции, поскольку, используя язык как средство, мы изучаем окружающий нас мир во всех его проявлениях.
Одной из ключевых компетенций, формируемых в школьный период, является коммуникативная компетенция. Коммуникативная компетенция включает знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. При формировании коммуникативной компетенции (в частности при обучении монологу и диалогу) главное место отводится ролевой игре. “Вживаясь в образ” в какую-либо роль, ребёнку легче раскрепоститься и начать говорить на английском языке. Например, при изучении темы «Животные» на начальном этапе, обучающимся предлагается вжиться в роль их любимого питомца (котёнка, щенка, рыбки, черепашки, попугая) и рассказать о себе от их имени. На среднем этапе учащиеся должны уметь заявить о себе: представить себя, сообщить о себе определённые сведения и пр. Обучающиеся определяют социальные роли и ведут диалог по различным темам. Очень востребованы среди них такие как «В аптеке»/фармацевт-покупатель/, «На приеме у врача»/доктор-пациент. Помимо того, что такой вид заданий прекрасно практикует устную речь вообще и речевые клише социокультурной направленности в частности. Он ещё и позволяет учащимся проявить креативность мышления и способствует формированию компенсаторной компетенции – умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации [2].
Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, планшет, компьютер, принтер) и информационных технологий (аудиовидеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Практика показывает, что использование ИКТ повышает мотивацию учащихся к обучению, помогают учащимся совершенствовать речевые навыки и лучше запоминать устойчивые словосочетания и предложения – образцы, практиковаться в правильном произношении, интонации и чувствовать ритм английского языка. Данная компетенция, при использовании ИКТ помогает учащимся подготовиться к таким заданиям как проект (например, жилищные условия в Великобритании и США) [9].
Общекультурная компетенция позволяет учащимся приобщиться к диалогу культур, выяснить культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека. В плане изучения иностранных языков речь идёт о формировании социокультурной компетенции, которая рассматривается как готовность и способность находить общее и специфическое в моделях развития изучаемого и родного языков находить, сравнивать и обобщать культуроведческую информацию, получаемую из разных источников и на разных языках строить речевое взаимодействие в соответствии с нормами, принятыми в той или иной культуре, с учетом речевой специфики.
Огромную духовную ценность несут в себе пословицы и поговорки. («East or West Home is best»; «Early to bed, early to rise, makes a man healthy, wealthy and wise»). Обучающиеся имеют возможность познакомиться с большой группой английских пословиц, к которым увлечённо и с интересом подбирают русские эквиваленты, убеждаясь, что разные народы различными словесными формами и образами, часто имеющими исторические корни, выражают одни и те же идеи. Безусловно, важны уроки и мероприятия, в игровой и развлекательной форме приобщающие детей к обычаям и традициям страны изучаемого языка (Halloween, New Year, Christmas) [7].
Таким образом, проблема применения компетентностного подхода, включающая в себя развитие ключевых компетенций, достаточна актуальна, поскольку учащиеся хорошо овладевают набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач и проблемных ситуаций. Следовательно, компетентностный подход необходимо применять как в масштабе всего образовательного процесса учебного заведения, так и в методике обучения отдельным дисциплинам. Вклад дисциплины «иностранный язык» в формирование личностных компетентностей велик, поскольку сегодня иностранный язык выходит за рамки чисто учебного предмета и становится инструментом формирования специалиста новой формации, готового к самообразованию, творчеству и способного постичь культурное наследие страны изучаемого языка, соотнести его с родной культурой и ее местом в мировом историческом контексте. Очевидно, что каждый урок английского языка даёт широкие возможности для развития ключевых компетенции. Показателями сформированности ключевых компетенций у обучающихся являются предметные способности (результаты по успеваемости, участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня), метапредметные способности и показатели личностного развития обучающихся.