Главная
АИ #48 (178)
Статьи журнала АИ #48 (178)
Понятие и сущность государственного управления дошкольного образования в России

Понятие и сущность государственного управления дошкольного образования в России

Автор(-ы):

Бармина Елена Анатольевна

Родыгина Ольга Николаевна

29 ноября 2023

Секция

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

дошкольное образование
государственное управление в сфере образования
федеральные государственные образовательные стандарты
общее образование
принципы дошкольного образования

Аннотация статьи

В статье рассмотрены теоретико-правовые аспекты государственного управление дошкольного образования в России. Представлены элементы системы дошкольного образования в Российской Федерации. Рассмотрены федеральные государственные стандарты дошкольного образования. Определены основные требования к организации дошкольного образования в Российской Федерации. В результате сформулировано определение государственного управление дошкольного образования.

Текст статьи

Целью государственной политики Российской Федерации в сфере дошкольного образования, в соответствии государственной программой «Развитие образования», является выравнивание стартовых возможностей детей дошкольного возраста за счет обеспечения и сохранения 100 процентов доступности качественного дошкольного образования, в том числе присмотра и ухода за детьми [2].

В соответствие с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» государственное управление системой образования включает:

  • формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
  • осуществление стратегического планирования развития системы образования;
  • принятие и реализацию государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования;
  • проведение мониторинга в системе образования;
  • информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
  • государственную регламентацию образовательной деятельности;
  • независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию;
  • подготовку и повышение квалификации работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций [3].

Государственное управление в сфере образования, в соответствие с названным законом, осуществляют в пределах своих полномочий федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В муниципальных районах, муниципальных и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.

Дошкольное образование имеет статус первой обязательной ступени образовательного процесса, является одновременно одним из первых этапов формирования человеческого капитала будущих работников. В условиях растущей глобализации, технологизации и информатизации общества, изменения социальных контекстов этот институт детства также трансформируется и модернизируется. Изменения проявляются в смене программ обучения (вместо типовой применяются вариативные программы), в разнообразии типов и видов дошкольных образовательных организаций, в развитии негосударственного сектора, во внедрении федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), в широком использовании информационно-коммуникационных технологий, в расширении социального пространства детского сада (сотрудничество с библиотеками, музеями и т.д.), в диверсификации спектра дополнительных образовательных услуг, в развитии механизмов общественной экспертизы качества образовательных услуг и т.д. [9].

Формирование человеческого капитала начинается с рождения человека и продолжается в течение всей жизни (таблица).

Таблица

Модель воспроизводства человеческого капитала [9]

Годы жизни

До 7 лет

От 7 до 17 (18) лет

От 17 (18) до 20 (25) лет

От 17 лет до пенсионного возраста

От пенсионного возраста и старше

Вид деятельности

Воспитание, развитие

Общее образование

Профессиональное образование

Трудовая деятельность

Пенсионный период

Виды формируемого ЧК

Культурно-нравственные начала, интеллектуальное развития

Трудовые и профессиональные навыки, интеллектуальное развитие и предпринимательский потенциал

Передача опыта младшему поколению

Источники инвестиций

Расходы семьи и забота родителей (родственников)

 

Бюджетные инвестиции государства

 

Собственный труд и усилия

 

Инвестиции фирмы, затраты на рабочую силу, повышение квалификации

Как видим, первую жизненную фазу формирования человеческого капитала составляет развитие в дошкольном возрасте. В этот период идет не только физическое развитие (формирование костно-мышечной системы, биохимических механизмов, всех подсистем организма как основы здоровья и силы), но и осваиваются основы культуры и норм общения (язык, речь, основные жизненные принципы поведения и общения), формируются чувственный мир, психомоторные реакции и устойчивость нервной системы, интеллектуальные качества.

Согласно классической теории человеческого капитала, обобщает Леонидова Г. В., знания, умения и навыки, то, что непосредственным образом составляет суть интеллектуальных свойств личности, приносят в будущем человеку доход [8]. Поэтому так важно в этом периоде не только использовать имеющиеся возможности для развития детей, но и создавать такие условия, при которых это развитие будет наиболее эффективным.

О важности детства в формировании человеческого капитала очень хорошо сказано в книге М. Ибуки «После трех уже поздно» [7]. В ней автор, на основе данных исследования физиологии мозга и детской психологии, делает вывод, что ключом «к развитию умственных способностей ребенка» является «его личный опыт познания в первые три года жизни, т.е. в период развития мозговых клеток» [7].

Нам представляется, что в возрасте до трех лет ребенок при правильном воспитании получает правильную мотивации к интеллектуальному, нравственному и духовному обогащению. А задачей последующих институтов развития (будь то детсад, школа или университет) является удовлетворение, поддержание и стимулирование этой мотивации.

Кроме того, считается общепризнанным, что детство, как социокультурный феномен, кристаллизует в себе общественный опыт и развивается поступательно вместе с развитием общества.

Полную ответственность за воспитание детей и их нормальное развитие несут в первую очередь родители. Однако государство оказывает содействие воспитанию детей через сеть яслей и дошкольных образовательных организаций. В этот период (до 7 лет) основными инвестициями в формирование человеческого капитала являются бюджет семьи и государственные расходы.

Общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных организациях закреплена законодательно статьей 43 Конституции Российской Федерации [1]. В ст. 5 (п. 3) закона об образовании формулировка данного конституционного положения звучит как гарантия общедоступности и бесплатности дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами [3].

Статья 64 названного закона устанавливает, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста [3].

По определению ЮНЕСКО, дошкольное образование – это «действия, которые способствуют выживанию, росту, развитию и обучению детей младшего возраста, включая аспекты их здоровья, питания и гигиены, их познавательно-речевому, физическому, социально-личностному и художественно-эстетическому развитию, начиная с рождения и заканчивая поступлением в начальную школу в рамках официального и неофициального, формального и неформального образования» [9].

Статус дошкольного образования закреплен в Законе «Об образовании» от 29.12.2012. В ст. 63 Закона указано, что дошкольное образование является частью общего образования, при этом «образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными» [3].

Таким образом, обеспечение ребенка местом в детском саду становится общегосударственной задачей. В ряде зарубежных исследований показана существенная зависимость между прохождением ребенком специальных образовательных программ в раннем возрасте и его последующими образовательными успехами и социальной активностью [9].

Дошкольное образование сложное, многоаспектное понятие. В настоящее время общепризнано, что образование детей дошкольного возраста – это взаимосвязь и единство обучения и воспитания, направленное на развитие – социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое, речевое, познавательное. Значимость и ценность любой дошкольной образовательной организации, в связи с этим, определяется тем насколько полноценно и эффективно осуществляется разностороннее развитие дошкольников, при оптимальном учете самой природы детства, его неповторимого своеобразия [6].

Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия ин­дивидуального возрастного потенциала ребенка. Необходимы условия для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), исполь­зуя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки и оставаясь при этом человеком. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, уви­деть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значи­тельной мере облегчит его переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к позна­нию в условиях школьного обучения.

Основное направление дошкольного образования – это подготовка детей к обучению в школе, формирование здоровой, развитой, свободной личности, раскрытие способностей, воспитание тяги к учебе, к систематическому обучению.

Грамотно организованное воспитание и образование ребенка до школы – залог развития его мышления, памяти, внимания, воображения, речи и физического здоровья. Без этих базовых качеств не получится успешно адаптироваться в начальной школе, освоить программу последующих ступеней образования, реализоваться в личном, социальном, профессиональном плане.

Именно поэтому возраст с рождения и до 7 лет играет основополагающую роль в становлении человека, а дошкольному образованию уделяется большое внимание на государственном уровне (дошкольное образование до 7 лет).

Дошкольное образование, как составная часть общего образования, играет важную роль, так как в его рамках выявляются качества и особенно­сти ребенка, обеспечиваются условия их развития, осуществляется широкомасштабная программа готовности ребенка к школе.

Если разбираться в том, что такое дошкольное образование, можно включить в него и процесс воспитания, обучения, а также развития детей от 2 месяцев до 7 лет. В то же время осуществляется присмотр за детьми, уход и их оздоровление.

Система образования Российской Федерации в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» включает в себя следующие элементы:

  1. ФГОС, образовательные стандарты, образовательные программы разных видов, уровней и направленности;
  2. организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и их родителей (законных представителей);
  3. федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования и органы местного самоуправления, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
  4. организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
  5. объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования [3].

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Например, федеральная образовательная программа дошкольного образования разработана в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 [4].

Целью федеральной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 [5]. Стандарт представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Предметом его регулирования являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, в основе которых заложены следующие основные принципы:

  1. Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
  2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников организации) и детей;
  3. Уважение личности ребенка;
  4. Реализация образовательной программы должна осуществляться в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка [1].

В указанном выше стандарте определены основные принципы дошкольного образования в Российской Федерации:

  1. полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
  2. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  4. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  5. сотрудничество организации с семьей;
  6. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  7. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  8. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  9. учет этнокультурной ситуации развития детей [5].

Таким образом, принципы дошкольной образовательной системы направлены на обеспечения лучших условий жизни и развития ребенка и полностью ориентированы на его потребности в полноценном воспитании.

Требования к дошкольному образованию определяют его результативность. Среди базовых требований выделяют следующие:

  • исчерпывающий уровень сформированности навыков чтения, выполнения вычислительных, графических действий;
  • понимание сути учебной задачи и ее осознание;
  • умения слушать, запоминать, наблюдать;
  • навыки социальной коммуникации;
  • высокий уровень самооценки и самоконтроля.

На сегодняшний день дошкольное образование не является обязательным, однако подчеркивается его важная роль в личностном, интеллектуальном, физическом, эмоциональном, коммуникативном развитии ребенка.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года.
  2. Концепция дошкольного воспитания: одобрена решением коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию от 16 июня 1989 г. № 7/1.
  3. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (посл. ред. от 04.08.2023)
  4. Об утверждении порядка разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ: приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 № 874.
  5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (посл. ред. от 08.11.2022)
  6. Ежкова, Н.С. Дошкольное образование в современном ракурсе восприятия / Н. С. Ежкова, П. Е. Ежкова // International journal of professional science, 2016. № 1. С. 53-57.
  7. Ибука, М. После трех уже поздно / М. Ибука; [пер. с англ. Н. Перовой]. – М.: Альпина нонфикшн, 2011. – 224 с.
  8. Леонидова, Г.В. Дошкольное образование в России: обеспеченность и доступность / Г. В. Леонидова // Проблемы развития территории, 2015. – выпуск 5 (79). – С. 7-17.
  9. Шабунова, А.А. Дошкольное образование как этап формирования человеческого капитала / А. А. Шабунова, Г. В. Леонидова // Санкт-Петербургский образовательный вестник, 2018. – № 1. – С. 18-27.

Поделиться

541

Бармина Е. А., Родыгина О. Н. Понятие и сущность государственного управления дошкольного образования в России // Актуальные исследования. 2023. №48 (178). Ч.III.С. 24-29. URL: https://apni.ru/article/7611-ponyatie-i-sushchnost-gosudarstvennogo

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Государственное и муниципальное управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля