Автор(-ы):
Бармина Елена Анатольевна
Родыгина Ольга Николаевна
29 ноября 2023
Секция
Государственное и муниципальное управление
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье рассмотрены теоретико-правовые аспекты государственного управление дошкольного образования в России. Представлены элементы системы дошкольного образования в Российской Федерации. Рассмотрены федеральные государственные стандарты дошкольного образования. Определены основные требования к организации дошкольного образования в Российской Федерации. В результате сформулировано определение государственного управление дошкольного образования.
Текст статьи
Целью государственной политики Российской Федерации в сфере дошкольного образования, в соответствии государственной программой «Развитие образования», является выравнивание стартовых возможностей детей дошкольного возраста за счет обеспечения и сохранения 100 процентов доступности качественного дошкольного образования, в том числе присмотра и ухода за детьми [2].
В соответствие с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» государственное управление системой образования включает:
Государственное управление в сфере образования, в соответствие с названным законом, осуществляют в пределах своих полномочий федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В муниципальных районах, муниципальных и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.
Дошкольное образование имеет статус первой обязательной ступени образовательного процесса, является одновременно одним из первых этапов формирования человеческого капитала будущих работников. В условиях растущей глобализации, технологизации и информатизации общества, изменения социальных контекстов этот институт детства также трансформируется и модернизируется. Изменения проявляются в смене программ обучения (вместо типовой применяются вариативные программы), в разнообразии типов и видов дошкольных образовательных организаций, в развитии негосударственного сектора, во внедрении федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), в широком использовании информационно-коммуникационных технологий, в расширении социального пространства детского сада (сотрудничество с библиотеками, музеями и т.д.), в диверсификации спектра дополнительных образовательных услуг, в развитии механизмов общественной экспертизы качества образовательных услуг и т.д. [9].
Формирование человеческого капитала начинается с рождения человека и продолжается в течение всей жизни (таблица).
Таблица
Модель воспроизводства человеческого капитала [9]
Годы жизни |
До 7 лет |
От 7 до 17 (18) лет |
От 17 (18) до 20 (25) лет |
От 17 лет до пенсионного возраста |
От пенсионного возраста и старше | |
---|---|---|---|---|---|---|
Вид деятельности |
Воспитание, развитие |
Общее образование |
Профессиональное образование |
Трудовая деятельность |
Пенсионный период | |
Виды формируемого ЧК |
Культурно-нравственные начала, интеллектуальное развития |
Трудовые и профессиональные навыки, интеллектуальное развитие и предпринимательский потенциал |
Передача опыта младшему поколению | |||
Источники инвестиций |
Расходы семьи и забота родителей (родственников) |
| ||||
Бюджетные инвестиции государства | ||||||
|
Собственный труд и усилия | |||||
|
Инвестиции фирмы, затраты на рабочую силу, повышение квалификации |
Как видим, первую жизненную фазу формирования человеческого капитала составляет развитие в дошкольном возрасте. В этот период идет не только физическое развитие (формирование костно-мышечной системы, биохимических механизмов, всех подсистем организма как основы здоровья и силы), но и осваиваются основы культуры и норм общения (язык, речь, основные жизненные принципы поведения и общения), формируются чувственный мир, психомоторные реакции и устойчивость нервной системы, интеллектуальные качества.
Согласно классической теории человеческого капитала, обобщает Леонидова Г. В., знания, умения и навыки, то, что непосредственным образом составляет суть интеллектуальных свойств личности, приносят в будущем человеку доход [8]. Поэтому так важно в этом периоде не только использовать имеющиеся возможности для развития детей, но и создавать такие условия, при которых это развитие будет наиболее эффективным.
О важности детства в формировании человеческого капитала очень хорошо сказано в книге М. Ибуки «После трех уже поздно» [7]. В ней автор, на основе данных исследования физиологии мозга и детской психологии, делает вывод, что ключом «к развитию умственных способностей ребенка» является «его личный опыт познания в первые три года жизни, т.е. в период развития мозговых клеток» [7].
Нам представляется, что в возрасте до трех лет ребенок при правильном воспитании получает правильную мотивации к интеллектуальному, нравственному и духовному обогащению. А задачей последующих институтов развития (будь то детсад, школа или университет) является удовлетворение, поддержание и стимулирование этой мотивации.
Кроме того, считается общепризнанным, что детство, как социокультурный феномен, кристаллизует в себе общественный опыт и развивается поступательно вместе с развитием общества.
Полную ответственность за воспитание детей и их нормальное развитие несут в первую очередь родители. Однако государство оказывает содействие воспитанию детей через сеть яслей и дошкольных образовательных организаций. В этот период (до 7 лет) основными инвестициями в формирование человеческого капитала являются бюджет семьи и государственные расходы.
Общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных организациях закреплена законодательно статьей 43 Конституции Российской Федерации [1]. В ст. 5 (п. 3) закона об образовании формулировка данного конституционного положения звучит как гарантия общедоступности и бесплатности дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами [3].
Статья 64 названного закона устанавливает, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста [3].
По определению ЮНЕСКО, дошкольное образование – это «действия, которые способствуют выживанию, росту, развитию и обучению детей младшего возраста, включая аспекты их здоровья, питания и гигиены, их познавательно-речевому, физическому, социально-личностному и художественно-эстетическому развитию, начиная с рождения и заканчивая поступлением в начальную школу в рамках официального и неофициального, формального и неформального образования» [9].
Статус дошкольного образования закреплен в Законе «Об образовании» от 29.12.2012. В ст. 63 Закона указано, что дошкольное образование является частью общего образования, при этом «образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными» [3].
Таким образом, обеспечение ребенка местом в детском саду становится общегосударственной задачей. В ряде зарубежных исследований показана существенная зависимость между прохождением ребенком специальных образовательных программ в раннем возрасте и его последующими образовательными успехами и социальной активностью [9].
Дошкольное образование сложное, многоаспектное понятие. В настоящее время общепризнано, что образование детей дошкольного возраста – это взаимосвязь и единство обучения и воспитания, направленное на развитие – социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое, речевое, познавательное. Значимость и ценность любой дошкольной образовательной организации, в связи с этим, определяется тем насколько полноценно и эффективно осуществляется разностороннее развитие дошкольников, при оптимальном учете самой природы детства, его неповторимого своеобразия [6].
Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Необходимы условия для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки и оставаясь при этом человеком. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит его переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.
Основное направление дошкольного образования – это подготовка детей к обучению в школе, формирование здоровой, развитой, свободной личности, раскрытие способностей, воспитание тяги к учебе, к систематическому обучению.
Грамотно организованное воспитание и образование ребенка до школы – залог развития его мышления, памяти, внимания, воображения, речи и физического здоровья. Без этих базовых качеств не получится успешно адаптироваться в начальной школе, освоить программу последующих ступеней образования, реализоваться в личном, социальном, профессиональном плане.
Именно поэтому возраст с рождения и до 7 лет играет основополагающую роль в становлении человека, а дошкольному образованию уделяется большое внимание на государственном уровне (дошкольное образование до 7 лет).
Дошкольное образование, как составная часть общего образования, играет важную роль, так как в его рамках выявляются качества и особенности ребенка, обеспечиваются условия их развития, осуществляется широкомасштабная программа готовности ребенка к школе.
Если разбираться в том, что такое дошкольное образование, можно включить в него и процесс воспитания, обучения, а также развития детей от 2 месяцев до 7 лет. В то же время осуществляется присмотр за детьми, уход и их оздоровление.
Система образования Российской Федерации в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» включает в себя следующие элементы:
Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Например, федеральная образовательная программа дошкольного образования разработана в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 [4].
Целью федеральной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 [5]. Стандарт представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Предметом его регулирования являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, в основе которых заложены следующие основные принципы:
В указанном выше стандарте определены основные принципы дошкольного образования в Российской Федерации:
Таким образом, принципы дошкольной образовательной системы направлены на обеспечения лучших условий жизни и развития ребенка и полностью ориентированы на его потребности в полноценном воспитании.
Требования к дошкольному образованию определяют его результативность. Среди базовых требований выделяют следующие:
На сегодняшний день дошкольное образование не является обязательным, однако подчеркивается его важная роль в личностном, интеллектуальном, физическом, эмоциональном, коммуникативном развитии ребенка.
Список литературы
Поделиться
Бармина Е. А., Родыгина О. Н. Понятие и сущность государственного управления дошкольного образования в России // Актуальные исследования. 2023. №48 (178). Ч.III.С. 24-29. URL: https://apni.ru/article/7611-ponyatie-i-sushchnost-gosudarstvennogo