Главная
АИ #48 (178)
Статьи журнала АИ #48 (178)
Современные технологии обучения в преподавании дисциплины «Техническая механика»

Современные технологии обучения в преподавании дисциплины «Техническая механика»

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

техническая механика
теоретическая механика
современные технологии

Аннотация статьи

В данной статье рассматриваются современные технологии обучения в преподавании дисциплины «Техническая механика».

Текст статьи

Актуальность. На смену классическим методам обучения, приходят новейшие технологии активного обучения, когда главная цель педагога – заинтересовать обучающегося своим предметом, пробудить у него желание к приобретению новых знаний, к поиску решения поставленных целей. Важно знать, что студент – это развивающаяся личность, поэтому педагог может и должен использовать такие приемы и методы преподавания, которые совершенствовали бы в студентах способность и вкус к самостоятельному мышлению. Стимулировать интерес к самостоятельным размышлениям необходимо лишь при одновременном воздействии на ум и эмоции обучающихся. Одним из обязательных требований развития личности студентов в процессе профессиональной подготовки является беспрерывное саморазвитие их преподавателей.

Повышение качества обучения в настоящее время неразрывно связанно с информатизацией образовательного процесса. В последние годы особое внимание уделяется проблеме дистанционного образования, основанной на использовании новых информационных технологий. Под дистанционным обучением понимают комплекс образовательных услуг, представляемых обучающемуся с помощью специализированной информационно-образовательной среды, которая основывается на активных методах обучения, обмена информацией с помощью современных телекоммуникационных технологий. В этой связи требуются новые подходы в подаче материалов. Для решения этой проблемы актуальной становится цель создания электронных учебно-методических комплексов дисциплин (УМКД), включающих учебные и методические пособия по конкретной дисциплине.

Пользование электронным УМКД позволяет обучающемуся (студенту) в процессе индивидуальной работы над предметом, приобретать и совершенствовать теоретические знания по дисциплине, получать практические навыки.

Современные информационные образовательные технологии, несмотря на их очевидную необходимость, не могут в полной мере заменить положительный эффект от непосредственного общения студентов с педагогом на учебных лекциях и консультациях. Преподаватель, читая лекцию перед большой аудиторией студентов, является для них не только носителем новых информации, но и примером культуры поведения, культуры общения, ведь процесс преподавания нельзя рассматривать независимо от процесса воспитания. Обучение – это процесс воздействия на интеллект обучаемого. Воспитание – это процесс воздействия на волю, эмоции, эстетические чувства и т.д.

Теоретическая механика – одна их фундаментальных дисциплин. Чтобы студенту понять новое с целью оптимизации и усовершенствования техники и технологий, нужно опираться на прочный фундамент. Поэтому ошибки в преподавании теоретической механики, могут привести к явному ухудшению подготовки выпускника любого профиля, т. к. теоретическую механику изучают студенты всех технических специальностей.

Теоретическая механика составляет одно из главных содержаний многих областей естествознания и одновременно является научной основой большинства областей техники, а ее изучение способствует формированию у будущих специалистов правильного научного мировоззрения, расширяет их кругозор, развивает логическое и аналитическое мышление.

Преподавание теоретической механики в техникуме имеет свои сложности, связанные с тем, что эта дисциплина сама по себе достаточно сложна для восприятия и понимания студентами начальных курсов. Кроме того, согласно учебным планам, она не относится к специальным дисциплинам, поэтому студенты зачастую недостаточно заинтересованы в ее изучении.

Большое количество принципов и теорем механики, многообразие задач и разнотипность подходов к их решению требуют от студента не столько формального запоминания, сколько строгого логического мышления при выводе и анализе уравнений и обязательного понимания физического смысла изучаемых закономерностей. Поэтому на лекции от преподавателя требуется специально обращать внимание студентов на строгую логику своих рассуждений, а каждое теоретическое положение должно быть проиллюстрировано наглядными примерами, причем примеры эти целесообразно выбирать так, чтобы они имели прикладное значение и были бы доступны для понимания студентами, то есть многоуровневыми. При изучении теоретического курса необходимо уделить достаточное внимание практическому применению его открытий. Для успешного освоения дисциплины требуются навыки решения задач, помимо знания теории. Однако студентам труднее усваивать навыки решения задач, чем усваивать теоретические знания предмета. Это обусловлено неумением переносить конкретные физические задачи на абстрактную математическую форму. Исходя из важной роли практических занятий в усвоении курса теоретической механики, преподавателям, ведущим практические занятия, полезно придерживаться следующих рекомендаций:

  • С первых занятий следует помочь студентам преодолеть страх перед задачами, показав, что каждый студент может успешно справиться с задачами в механике.
  • Важно обращать внимание студентов на размерности величин, используемых в расчетных формулах, и показывать, как проверить корректность решения, анализируя размерности получаемых величин.
  • Студентов следует обучать анализировать результаты решения задачи и делать выводы.
  • Полезно решать некоторые задачи несколькими способами, анализируя применяемые законы механики.

В современных условиях для обеспечения потребностей учащихся в получении знаний необходимо, чтобы преподаватель обладал современными образовательными технологиями и неуклонно развивал свою информационную культуру через самообразование. Однако, важно не злоупотреблять использованием этих технологий и подходить к ним творчески. Использование средств и форм медиаобразования предоставляет преподавателям возможности для профессионального роста и самосовершенствования, а также использования последних достижений науки и современных технологий. Информационные технологии значительно повышают мотивацию людей к обучению, проведению научно-исследовательских работ, экспериментов, созданию инновационных проектов и написанию статей. В наше время, когда компьютеры являются неотъемлемой частью жизни, использование информационных технологий в образовании является необходимостью, способной подготовить учащихся к жизни и работе в современном информационном пространстве. Прогрессивный преподаватель обязан постоянно заниматься самообучением и изучением инноваций в педагогике.

Список литературы

  1. Косолапова С.А. Электронный учебник по курсу Теоретической механики / С.А. Косолапова, Т.Г. Калиновская // Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки: мат-лы 4-й междунар. науч.-практ. конф. (Красноярск, 23–24 ноября 2006 г.) – Красноярск, 2006. – С. 210–211.
  2. Сазонова З. Раздел «Кинематика» в структуре совместной педагогической деятельности / З. Сазонова, Т. Ткачева, Н. Демидова // Высшее образование в России. – 2006. – № 8.
  3. Батурин А.Т. Детали машин [Текст] / Батурин А.Т., Ицкович Г.М., Панич Б.Б., И.М. Чернин. М.: «Машиностроение», 1971 год - 464 с.
  4. Аркуша, А.И., Фролов М.И. Техническая механика: Учебное пособие для техникумов. – М.: Высш. шк., 2005. – 446 с.: ил.

Поделиться

1225

Баранов Е. Н., Дураков В. В., Топычканов Д. Г. Современные технологии обучения в преподавании дисциплины «Техническая механика» // Актуальные исследования. 2023. №48 (178). Ч.IV.С. 6-8. URL: https://apni.ru/article/7616-sovremennie-tekhnologij-obucheniya-v-prepodav

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января