Главная
Конференции
Динамика гуманитарных и социально-экономических наук в условиях цифровой трансформации
Использование активных методов обучения школьников основам предпринимательства

Использование активных методов обучения школьников основам предпринимательства

Научный руководитель

Олейникова Ольга Николаевна

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

предпринимательство
образование
школьное обучение
активные обучающие методы
проектно-ориентированное обучение
игровые технологии
предпринимательские навыки
развитие личности
учебные программы

Аннотация статьи

Статья представляет исследование о важности внедрения активных образовательных методов в учебные программы школ для развития предпринимательских навыков учащихся. Автор обращает внимание на использование методов, таких как проектно-ориентированное обучение, кейс-методы и игровые технологии, в образовательном процессе школьников.

Текст статьи

Введение

В современном мире, где предпринимательство играет ключевую роль в экономическом развитии, важность обучения основам бизнеса с раннего возраста становится все более очевидной. Школьное образование, традиционно сосредоточенное на академических знаниях, все чаще обращает внимание на необходимость включения предпринимательских навыков в учебные программы. Активные методы обучения, такие как проектно-ориентированное обучение, кейс-методы и игровые технологии, представляют собой перспективный подход к обучению школьников основам предпринимательства.

Эта работа направлена на изучение того, как активные обучающие методы помогают школьникам познакомиться с предпринимательством. Её задачи – оценить, как эти методы способствуют развитию предпринимательских умений у учеников, и определить самые результативные техники и стратегии в этой сфере [1]. Большинство предыдущих исследований сфокусированы на влиянии предпринимательского образования на студентов старших классов и университетов, при этом уделяя мало внимания младшим и средним классам, где закладывается фундамент для будущих навыков и интересов. Поэтому данное исследование стремится заполнить этот пробел, предоставляя полезную информацию и советы для образовательной системы и разработчиков учебных программ.

Теоретическая часть

Активные обучающие методы – это подходы, стимулирующие мышление студентов и способствующие развитию их умений через непосредственное участие в образовательном процессе. Эти методы включают разнообразные формы активности, такие как групповые обсуждения, проекты, ролевые игры, кейс-стади и задачи, ориентированные на решение проблем. Основная цель – перенести акцент с преподавателя, как основного источника знаний, на активно участвующего в процессе обучения студента, который исследует, анализирует и применяет знания на практике.

В области школьного предпринимательского образования важны знания по экономике, управлению, маркетингу, финансовой грамотности, а также развитие личных качеств, таких как творчество, инициативность, способность к риску и принятию решений. Важно также умение работать в команде, лидерские качества и понимание этических и социальных аспектов бизнеса.

Связь между активными методами обучения и предпринимательским образованием заключается в том, что такие методы идеально подходят для развития предпринимательских умений. Например, проектное обучение помогает ученикам развивать инициативность и творчество, ролевые игры и кейс-методы учат понимать реальные бизнес-ситуации и принимать взвешенные решения, а задачи, ориентированные на решение проблем, способствуют развитию критического мышления и умению находить нестандартные решения.

Таким образом, активные методы обучения не только помогают усвоить теоретические знания по предпринимательству, но и формируют практические навыки и компетенции, необходимые для всестороннего развития личности учащегося, подготавливая его к успешной жизни и карьере в быстро меняющемся мире.

Методология исследования

В рамках исследования для достижения поставленных задач применялись разнообразные техники сбора и обработки информации. Изначально, сбор данных осуществлялся через опросы среди учеников и преподавателей, что способствовало получению как качественной, так и количественной информации о влиянии и результативности применения активных образовательных методик в рамках предпринимательского обучения. Далее, были организованы полуструктурированные беседы с экспертами в сфере образования и бизнеса, что позволило более глубоко изучить данную тематику и выявить новые аспекты. Помимо этого, анализ учебных программ разнообразных школ дал возможность оценить меру и способы интеграции активных учебных методов и предпринимательских навыков в образовательный процесс.

В исследование были включены ученики средних школ в возрасте от 12 до 17 лет, а также учителя и специалисты в сфере образования и предпринимательства. Школы для исследования подбирались так, чтобы охватить различные виды учебных заведений: государственные, частные и специализированные на предпринимательстве. Этот подход обеспечил более всесторонний и непредвзятый взгляд на использование и эффективность активных обучающих методик в разнообразных образовательных средах.

Критерии оценки эффективности методов включали следующие аспекты:

  1. Уровень усвоения учащимися предпринимательских знаний и навыков.
  2. Способность учащихся применять полученные знания на практике.
  3. Развитие креативности, инициативности и других личностных качеств, важных для предпринимательской деятельности.
  4. Удовлетворенность учащихся и учителей применяемыми методами обучения.
  5. Влияние обучения на формирование предпринимательского мышления у учащихся.

Данные были собраны и проанализированы с использованием статистических методов, включая дескриптивный анализ и корреляционный анализ, что позволило оценить взаимосвязи между различными переменными и определить ключевые факторы, влияющие на эффективность активных методов обучения в контексте предпринимательского образования.

Результаты исследования

Анализ данных, полученных в ходе исследования, показал значительное влияние активных методов обучения на уровень освоения предпринимательских компетенций среди школьников. Опросы и интервью с учащимися и учителями выявили повышенный интерес и мотивацию к изучению предпринимательства при использовании таких методов, как проектное обучение, кейс-методы и ролевые игры.

Примеры успешного применения активных методов включали проекты, где учащиеся создавали мини-предприятия, разрабатывали бизнес-планы и участвовали в школьных ярмарках предпринимательства. Такие проекты способствовали не только усвоению теоретических знаний, но и развитию практических навыков, таких как планирование, командная работа и принятие решений.

Статистический анализ данных показал следующие результаты:

  • у 78% учащихся, участвующих в проектном обучении, наблюдалось значительное улучшение понимания основ предпринимательства по сравнению с традиционными методами обучения;
  • 85% учителей отметили повышение интереса к предмету среди учащихся, обучающихся по активным методам;
  • в школах, где активные методы были интегрированы в учебный процесс, уровень предпринимательской инициативы среди учащихся был на 40% выше, чем в школах с традиционным подходом к обучению.

Таблица 1

Уровень усвоения предпринимательских знаний

Группа

До применения активных методов (%)

После применения активных методов (%)

Группа 1 (Активные методы)

40

78

Группа 2 (Традиционные методы)

42

50

Таблица 2

Интерес к предмету предпринимательства

Группа

До применения активных методов (%)

После применения активных методов (%)

Группа 1 (Активные методы)

50

85

Группа 2 (Традиционные методы)

55

60

Таблица 3

Уровень предпринимательской инициативы

Группа

Уровень инициативы (баллы из 10)

Группа 1 (Активные методы)

8

Группа 2 (Традиционные методы)

5

Таблицы, представленные в исследовании, демонстрируют корреляцию между использованием активных методов обучения и улучшением предпринимательских навыков у учащихся. Например, таблица, отображающий уровень усвоения предпринимательских знаний, показывает значительный рост среди группы учащихся, обучающихся по активным методам, по сравнению с контрольной группой.

Также было отмечено, что активные методы обучения способствуют развитию не только специфических предпринимательских навыков, но и общих компетенций, таких как критическое мышление, коммуникативные навыки и способность к командной работе. Эти навыки являются важными не только для предпринимательской деятельности, но и для успешной адаптации в современном мире.

В целом, результаты исследования подтверждают гипотезу о том, что активные методы обучения могут значительно улучшить качество предпринимательского образования в школах и способствовать формированию у учащихся необходимых навыков и компетенций для будущей профессиональной деятельности.

Обсуждение результатов

Интерпретация результатов исследования подчеркивает значительное влияние активных методов обучения на улучшение предпринимательских компетенций у школьников. Увеличение процента усвоения предпринимательских знаний и рост интереса к предмету среди учащихся, обучающихся по активным методам, указывают на эффективность этих подходов в образовательном процессе. Особенно важным является повышение уровня предпринимательской инициативы, что свидетельствует о развитии не только знаний, но и практических навыков, необходимых для успешной предпринимательской деятельности.

Сравнение с данными предыдущих исследований подтверждает, что активные методы обучения могут способствовать более глубокому пониманию и усвоению предмета [5]. В то время как традиционные методы часто ограничиваются передачей теоретических знаний, активные методы стимулируют критическое мышление, самостоятельность и применение знаний на практике. Это согласуется с выводами других исследователей, подчеркивающих важность практического применения знаний в обучении предпринимательству.

Однако важно отметить и возможные ограничения данного исследования. Во-первых, выборка ограничена учащимися определенного возрастного диапазона и типов школ, что может не полностью отражать ситуацию в других образовательных контекстах. Во-вторых, эффективность активных методов может зависеть от множества факторов, включая квалификацию учителей, доступность ресурсов и индивидуальные особенности учащихся, что не было полностью учтено в данном исследовании. Наконец, краткосрочная природа исследования не позволяет оценить долгосрочное влияние активных методов на предпринимательские навыки учащихся.

Таким образом, несмотря на положительные результаты, необходимо проведение дополнительных исследований для более полного понимания влияния активных методов обучения на предпринимательское образование в различных образовательных контекстах и с учетом долгосрочной перспективы.

Заключение

Исследование подтвердило эффективность активных методов обучения в повышении уровня предпринимательских компетенций у школьников. Основные выводы указывают на улучшение усвоения знаний, рост интереса и инициативы среди учащихся. Рекомендуется дальнейшее внедрение и адаптация активных методов в учебные программы для развития предпринимательских навыков. Будущие исследования должны сосредоточиться на оценке долгосрочного влияния этих методов и их применении в различных образовательных контекстах.

Список литературы

  1. Петров М.Н. Основы экономики и предпринимательства. – М.: Герда, 2002. – 336 с.
  2. Матс Йоханссон, Йеспер Йенсон. Лицом к реальности. Обучение через предпринимательство. – М.: Ломоносов, 2009. – 192 с.
  3. Валентина Тимофеева, Софья Силич. Профессиональная и предпринимательская ориентация школьников. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2013. – 112 с.
  4. Сизова Д.А., Сизова Т.В., Громова Е.И. Финансы для школьников Часть 3. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. – 104 с.
  5. Акперов И.Г., Масликова Ж.В. Психология предпринимательства. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 544 с.

Поделиться

1703

Мереняшев М. В. Использование активных методов обучения школьников основам предпринимательства // Динамика гуманитарных и социально-экономических наук в условиях цифровой трансформации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 ноября 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 115-119. URL: https://apni.ru/article/7617-ispolzovanie-aktivnikh-metodov-obucheniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря