Духовно-нравственное воспитание молодого поколения является наиболее актуальной проблемой современного образования. Следует обратить внимание на то, что в последнее время делаются попытки заменить духовность религиозностью, что вряд ли оправданно. На наш взгляд, предпочтительна та точка зрения, согласно которой духовность в воспитании рассматривается как «служение Отечеству в широком смысле этого слова» [2], как «ориентация на высокие нравственные ценности» [3].
Духовно-нравственное воспитание можно рассматривать как один из определяющих компонентов воспитательного процесса, предполагающего целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
В истории культуры сложилось четыре основных традиции понимания нравственного воспитания: патерналистское (нравственное воспитание как почитание старших); религиозно-церковное (нравственное воспитание как поддержание авторитета веры); просветительское (нравственное воспитание как результат освоения научных знаний); каммунитарное (нравственное воспитание как процесс формирования чувства коллективизма) [1].
Духовно-нравственное воспитание включает формирование терпимости, благородства, порядочности, гуманности; взаимного уважения между людьми, товарищеской взаимопомощи и требовательности, почитание родителей, забота о старших и младших, уважительного отношения к представителям противоположного пола; воспитание самодисциплины, способности самоконтроля, самоуправления, самопознания и саморегуляции.
Конечная и главная цель духовно-нравственного воспитания ‒ это формирование нравственного поведения. Нравственность не может являться обычной целью, которой можно достигнуть в определенный отрезок времени с помощью конкретных действий. Её называют целью целей, находящейся в основании самой человеческой деятельности. Нравственность не может быть усвоена чисто внешним образом, она основывается на личностной автономии и является законом самой личности. На современном этапе развития общества приоритетным становится создание широкого культурного пространства для личностного развития.
Образованность современного человека понимается не как его просвещенность, владение определенными знаниями, а как личностное качество, характеризующееся умением человека использовать имеющиеся знания для всеобщего блага. Образованный человек руководствуется в деятельности ценностным сознанием, ценностным отношением, ценностным поведением. Сложной задачей система среднего профессионального образования выступает создание условий, способствующих принятию личностью общезначимых ценностей как внутренних установок, ориентиров её поведения и деятельности.
Наиболее приемлемой для решения этой задачи представляется реализация личностно-ориентированного подхода, который как метапринцип воспитания требует отношения к студенту как к уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей. Личностно-ориентированный подход предполагает, что и преподаватель, и студент относится к каждому человеку как к самостоятельной ценности, а не как к средству достижения своих целей. Это связано с их готовностью воспринимать каждого человека как заведомо интересного, признавать за ним право на непохожесть на других. Подход же к человеку, как к средству – это или не признание, или осуждение, или стремление изменить его индивидуальность.
Личностно-ориентированный подход обращён к личности студента, к его внутреннему миру, где таятся ещё не раскрытые способности и возможности, нравственные потенции свободы и справедливости. Ориентируясь на гуманизацию и демократизацию профессионального становления, данный подход способствует формированию положительной «Я-концепции» будущего педагога. Личностно-ориентированный подход должен осуществляться в соответствии с принципами диалогичности, творчества, самоактуализации и саморазвития.
Принцип диалогичности заключается в установлении субъект-субъектных отношений в процессе обучения. При этом и преподаватель, и студент в равной степени признаются в качестве субъектов педагогического процесса. Они обладают свободой деятельности, предполагающей возможность осуществлять выбор и благодаря этому стоить свою личность. В процессе диалога происходит обмен духовно-нравственными ценностями, взаимное духовное обогащение, рост самосознания. Эта сторона педагогической деятельности наиболее профессионально значимых, поскольку результатами коммуникативной деятельности будущего педагога являются новообразования духовного характера: представления, идея, черты характера, интересы, приобщение каждого к ценностям другого.
Творческий подход создаёт возможности как для развития индивидуальных качеств будущих педагогов, так и для студенческой группы в целом. При этом каждый студент получает возможность испытать радость от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей. Достижение успеха существенно влияет на формирование позитивной «Я-концепция» и способствует дальнейшему духовно-нравственному самосовершенствованию личности.
Принцип самоактуализации основывается на наличии у каждого человека потребности в актуализации его способностей. Чтобы в образовательном процессе пробудить и поддержать стремление студентов к проявлению и дальнейшему развитию способностей, необходимо поощрять высказанные студентами интересные идеи, гипотезы, версии. При изучении нового материала делать опору на личный опыт студентов.
Закрепленные в сознании будущего специалиста ценности образуют систему в его профессиональной ориентации на общение с детьми и взрослыми, творческую деятельность, развитие личности ребенка и профессиональное сотрудничество, обмен духовными ценностями.
Таким образом, личностно-ориентированный подход в процессе обучения способствует духовно-нравственному воспитанию личности. Определению отношения человека к самому себе, окружающему миру, другим людям и своей профессиональной деятельности.