Главная
Конференции
Динамика гуманитарных и социально-экономических наук в условиях цифровой трансформации
Реализация личностно-ориентированного подхода в духовно-нравственном воспитании ...

Реализация личностно-ориентированного подхода в духовно-нравственном воспитании молодежи

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

духовно-нравственное воспитание
личностно-ориентированное обучение
молодежь

Аннотация статьи

В статье рассматривается проблема духовно-нравственного воспитания молодёжи на основе реализации личностно-ориентированного подхода при обучении студентов в системе среднего профессионального образования.

Текст статьи

Духовно-нравственное воспитание молодого поколения является наиболее актуальной проблемой современного образования. Следует обратить внимание на то, что в последнее время делаются попытки заменить духовность религиозностью, что вряд ли оправданно. На наш взгляд, предпочтительна та точка зрения, согласно которой духовность в воспитании рассматривается как «служение Отечеству в широком смысле этого слова» [2], как «ориентация на высокие нравственные ценности» [3].

Духовно-нравственное воспитание можно рассматривать как один из определяющих компонентов воспитательного процесса, предполагающего целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

В истории культуры сложилось четыре основных традиции понимания нравственного воспитания: патерналистское (нравственное воспитание как почитание старших); религиозно-церковное (нравственное воспитание как поддержание авторитета веры); просветительское (нравственное воспитание как результат освоения научных знаний); каммунитарное (нравственное воспитание как процесс формирования чувства коллективизма) [1].

Духовно-нравственное воспитание включает формирование терпимости, благородства, порядочности, гуманности; взаимного уважения между людьми, товарищеской взаимопомощи и требовательности, почитание родителей, забота о старших и младших, уважительного отношения к представителям противоположного пола; воспитание самодисциплины, способности самоконтроля, самоуправления, самопознания и саморегуляции.

Конечная и главная цель духовно-нравственного воспитания ‒ это формирование нравственного поведения. Нравственность не может являться обычной целью, которой можно достигнуть в определенный отрезок времени с помощью конкретных действий. Её называют целью целей, находящейся в основании самой человеческой деятельности. Нравственность не может быть усвоена чисто внешним образом, она основывается на личностной автономии и является законом самой личности. На современном этапе развития общества приоритетным становится создание широкого культурного пространства для личностного развития.

Образованность современного человека понимается не как его просвещенность, владение определенными знаниями, а как личностное качество, характеризующееся умением человека использовать имеющиеся знания для всеобщего блага. Образованный человек руководствуется в деятельности ценностным сознанием, ценностным отношением, ценностным поведением. Сложной задачей система среднего профессионального образования выступает создание условий, способствующих принятию личностью общезначимых ценностей как внутренних установок, ориентиров её поведения и деятельности.

Наиболее приемлемой для решения этой задачи представляется реализация личностно-ориентированного подхода, который как метапринцип воспитания требует отношения к студенту как к уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей. Личностно-ориентированный подход предполагает, что и преподаватель, и студент относится к каждому человеку как к самостоятельной ценности, а не как к средству достижения своих целей. Это связано с их готовностью воспринимать каждого человека как заведомо интересного, признавать за ним право на непохожесть на других. Подход же к человеку, как к средству – это или не признание, или осуждение, или стремление изменить его индивидуальность.

Личностно-ориентированный подход обращён к личности студента, к его внутреннему миру, где таятся ещё не раскрытые способности и возможности, нравственные потенции свободы и справедливости. Ориентируясь на гуманизацию и демократизацию профессионального становления, данный подход способствует формированию положительной «Я-концепции» будущего педагога. Личностно-ориентированный подход должен осуществляться в соответствии с принципами диалогичности, творчества, самоактуализации и саморазвития.

Принцип диалогичности заключается в установлении субъект-субъектных отношений в процессе обучения. При этом и преподаватель, и студент в равной степени признаются в качестве субъектов педагогического процесса. Они обладают свободой деятельности, предполагающей возможность осуществлять выбор и благодаря этому стоить свою личность. В процессе диалога происходит обмен духовно-нравственными ценностями, взаимное духовное обогащение, рост самосознания. Эта сторона педагогической деятельности наиболее профессионально значимых, поскольку результатами коммуникативной деятельности будущего педагога являются новообразования духовного характера: представления, идея, черты характера, интересы, приобщение каждого к ценностям другого.

Творческий подход создаёт возможности как для развития индивидуальных качеств будущих педагогов, так и для студенческой группы в целом. При этом каждый студент получает возможность испытать радость от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей. Достижение успеха существенно влияет на формирование позитивной «Я-концепция» и способствует дальнейшему духовно-нравственному самосовершенствованию личности.

Принцип самоактуализации основывается на наличии у каждого человека потребности в актуализации его способностей. Чтобы в образовательном процессе пробудить и поддержать стремление студентов к проявлению и дальнейшему развитию способностей, необходимо поощрять высказанные студентами интересные идеи, гипотезы, версии. При изучении нового материала делать опору на личный опыт студентов.

Закрепленные в сознании будущего специалиста ценности образуют систему в его профессиональной ориентации на общение с детьми и взрослыми, творческую деятельность, развитие личности ребенка и профессиональное сотрудничество, обмен духовными ценностями.

Таким образом, личностно-ориентированный подход в процессе обучения способствует духовно-нравственному воспитанию личности. Определению отношения человека к самому себе, окружающему миру, другим людям и своей профессиональной деятельности.

Список литературы

  1. Вайдорф-Сысоев М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика. – М.: Юрайт-Издат, 2020.
  2. Караковский В.О. Российской научно-практической конференции с международным участием «Воспитание в Школе Будущего: стратегии, проекты, технологии» // Воспитательная работа в школе. 2022 №16 – С. 5-12.
  3. Кузьмин И., Камкин А.О. Развитии системы духовно-нравственных ценностей в контексте программы «Социокультурные истоки» // Воспитательная работа в школе 2021. - № 18. – С. 19-26.

Поделиться

649

Кононыхина Л. Н., Матвеева Д. А., Трухачева С. Н., Трухачёва Л. В. Реализация личностно-ориентированного подхода в духовно-нравственном воспитании молодежи // Динамика гуманитарных и социально-экономических наук в условиях цифровой трансформации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 ноября 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 100-102. URL: https://apni.ru/article/7621-realizatsiya-lichnostno-orientirovannogo

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#49 (231)

Прием материалов

30 ноября - 6 декабря

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

11 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря