Главная
АИ #48 (178)
Статьи журнала АИ #48 (178)
Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятия...

Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОО

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

актёр
театр
мастерство
сцена
герои
старший дошкольный возраст

Аннотация статьи

В данной статье рассматривается специфика профессии театрального актёра, его обязанности и нюансы труда. Представленный материал поможет музыкальным руководителям и другим педагогам повысить свою компетентность в вопросах исполнительского искусства и музыкального образования.

Текст статьи

Любой взрослый, и родитель, и преподаватель, в то или иное время спрашивал своих детей, кем они хотят стать, когда вырастут. Ответы могли быть самые неожиданные: учёный, президент, повар, визажист, артист и многие другие. Наблюдая за своими воспитанниками и беседуя с ними на темы выбора профессии, я поняла, что многие из них, возможно хотят тоже получить творческую профессию.

Это связано с тем, что раннее знакомство дошкольников с различными профессиями не только расширяет общее представление об окружающем мире, но и формирует у них начальный опыт профессионального поведения, способствуя ранней профориентации.

Как показывают исследования, наибольший интерес у детей вызывает творческая профессия актёров, исполняющих роли в театре и на сцене. После ряда образовательных мероприятий дошкольники понимают, что спектакли – это результат серьёзной творческой работы большого количества актёров и людей других профессий. Необходимо донести до каждого ребёнка важность этой профессии, подчеркнуть её эстетическую и социальную сущность.

Чтобы приобщить детей к этой уникальной профессии, в музыкальном зале создаётся и постоянно пополняется целенаправленная развивающая среда для театральной деятельности. Это и театральные ширмы, баннеры, декорации, различные виды театральных кукол, например: би-ба-бо, настольные (перчаточные, пальчиковые, теневые) и другие виды театра. Есть также костюмерная, где дети могут найти всё необходимое для выступлений – костюмы, парики, различные атрибуты для сказочных персонажей.

Родители учеников также участвуют в образовательном процессе: посещают театр с детьми, детские театральные студии, чтобы закрепить знания своих детей о профессии актёра.

Мы с воспитанниками часто делимся своими впечатлениями после очередного просмотренного спектакля, особенно о разнообразии актёрской игры, выражениях эмоций.

В младшем дошкольном возрасте дети учатся подражать движениям персонажей и разыгрывать отрывки сказок. Дети впервые сталкиваются с понятием «актер». Они с удовольствием надевают костюмы любимых персонажей, смотрят на себя в зеркало и практикуют игровую форму «Сделаем героя».

В процессе музыкально-драматической деятельности дети приобретают актёрские навыки. Это проявляется в умении создавать образы различных персонажей с помощью мимики, жестов и телодвижений, а также в приобретении сценической культуры, в которой интегрированы все компоненты (дыхание, артикуляция, произношение, логика, интонационная выразительность голоса). На занятиях по актёрскому мастерству дети развивают способность свободно вести себя на сцене и становятся более уверенными в своих действиях во время праздников. Даже те, кто ранее стеснялся и не хотел брать на себя какую то роль, то уже после первой репетиции чувствует себя более раскованно

Для более глубокого знакомства с актёрским мастерством мы часто организуем тематические занятия:

  • игры и упражнения для формирования сценического голоса (артикуляционная гимнастика с движением, дыхание, дикция, речевая интонация, логико-фонематическая гимнастика);
  • этюды на пластику;
  • тренировка сценического движения;
  • пальчиковая гимнастика;
  • выразительные имитационные упражнения с элементами пантомимики;
  • драматические этюды;
  • драматизации сказок.

Чтобы дети на сцене были живыми, яркими. Мы должны много работать над выразительными жестами. Однако очень важно дать понять, что жесты – это не самое главное, они лишь учат нас тому, что не можем объяснить словами в определённых ситуациях. Для обучения жестам использую такие этюды как «смех», «плач», «уходи», «прощай», «иди сюда», «огорчение» и др.

Также развиваем актёрские навыки у детей с помощью игр-пантомим:

  • «Представьте себе».
  • «Сугроб».
  • «Скульптор и глина».
  • «Медвежата».
  • «Был у зайца огород».
  • «Муравейник».
  • «Мухи».

Пантомимные сценки:

  1. Воспитатель и воспитанник;
  2. Доктор и пациент;
  3. Бортпроводница и пассажир;
  4. Торговец и покупатель;
  5. Хозяин (начальник) и работник;
  6. Ученик и учитель;
  7. Фотограф и модель;
  8. Библиотекарь и читатель;
  9. Концертмейстер, дирижёр и хор и т.д.

В этих сценках дети должны придумать ситуации с разной эмоциональной окраской и разыграть их как можно правдоподобнее. Затем все вместе выбираем победителя.

Итак, можно убедиться, что существует множество различных методов и приёмов, позволяющих познакомиться с многогранной профессией актёра. Игра в перевоплощение и театрализация процесса занятий музыкой снижают психологические барьеры и делают детей уверенными в себе, развитыми людьми, способными справляться с современными реалиями и обществом.

Список литературы

  1. Азизова Л.О. ранняя профориентация на музыкальных занятиях в детском саду / Л.О. Азизова, А.М. Виноградова. – Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы XLVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2023). – Казань: Молодой учёный, 2023. – С. 1-4.
  2. Кот Т.А. Ранняя профориентация воспитанников дошкольных образовательных организаций / Т.А. Кот // Гуманитарные науки. – 2019. – №3. – С. 34-38.
  3. Культурологическое образование детей дошкольного возраста: метод. по-соб. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2002.
  4. Маматова И.С. Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ / И.С. Маматова, Л.П. Литвинова, Е.В. Рысаева // Молодой учёный, 2021. – №21 (363). – С. 399-401.

Поделиться

868

Матчина Ю. А. Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОО // Актуальные исследования. 2023. №48 (178). Ч.IV.С. 40-41. URL: https://apni.ru/article/7623-rannyaya-proforientatsiya-detej-starshego

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января