Любой взрослый, и родитель, и преподаватель, в то или иное время спрашивал своих детей, кем они хотят стать, когда вырастут. Ответы могли быть самые неожиданные: учёный, президент, повар, визажист, артист и многие другие. Наблюдая за своими воспитанниками и беседуя с ними на темы выбора профессии, я поняла, что многие из них, возможно хотят тоже получить творческую профессию.
Это связано с тем, что раннее знакомство дошкольников с различными профессиями не только расширяет общее представление об окружающем мире, но и формирует у них начальный опыт профессионального поведения, способствуя ранней профориентации.
Как показывают исследования, наибольший интерес у детей вызывает творческая профессия актёров, исполняющих роли в театре и на сцене. После ряда образовательных мероприятий дошкольники понимают, что спектакли – это результат серьёзной творческой работы большого количества актёров и людей других профессий. Необходимо донести до каждого ребёнка важность этой профессии, подчеркнуть её эстетическую и социальную сущность.
Чтобы приобщить детей к этой уникальной профессии, в музыкальном зале создаётся и постоянно пополняется целенаправленная развивающая среда для театральной деятельности. Это и театральные ширмы, баннеры, декорации, различные виды театральных кукол, например: би-ба-бо, настольные (перчаточные, пальчиковые, теневые) и другие виды театра. Есть также костюмерная, где дети могут найти всё необходимое для выступлений – костюмы, парики, различные атрибуты для сказочных персонажей.
Родители учеников также участвуют в образовательном процессе: посещают театр с детьми, детские театральные студии, чтобы закрепить знания своих детей о профессии актёра.
Мы с воспитанниками часто делимся своими впечатлениями после очередного просмотренного спектакля, особенно о разнообразии актёрской игры, выражениях эмоций.
В младшем дошкольном возрасте дети учатся подражать движениям персонажей и разыгрывать отрывки сказок. Дети впервые сталкиваются с понятием «актер». Они с удовольствием надевают костюмы любимых персонажей, смотрят на себя в зеркало и практикуют игровую форму «Сделаем героя».
В процессе музыкально-драматической деятельности дети приобретают актёрские навыки. Это проявляется в умении создавать образы различных персонажей с помощью мимики, жестов и телодвижений, а также в приобретении сценической культуры, в которой интегрированы все компоненты (дыхание, артикуляция, произношение, логика, интонационная выразительность голоса). На занятиях по актёрскому мастерству дети развивают способность свободно вести себя на сцене и становятся более уверенными в своих действиях во время праздников. Даже те, кто ранее стеснялся и не хотел брать на себя какую то роль, то уже после первой репетиции чувствует себя более раскованно
Для более глубокого знакомства с актёрским мастерством мы часто организуем тематические занятия:
- игры и упражнения для формирования сценического голоса (артикуляционная гимнастика с движением, дыхание, дикция, речевая интонация, логико-фонематическая гимнастика);
- этюды на пластику;
- тренировка сценического движения;
- пальчиковая гимнастика;
- выразительные имитационные упражнения с элементами пантомимики;
- драматические этюды;
- драматизации сказок.
Чтобы дети на сцене были живыми, яркими. Мы должны много работать над выразительными жестами. Однако очень важно дать понять, что жесты – это не самое главное, они лишь учат нас тому, что не можем объяснить словами в определённых ситуациях. Для обучения жестам использую такие этюды как «смех», «плач», «уходи», «прощай», «иди сюда», «огорчение» и др.
Также развиваем актёрские навыки у детей с помощью игр-пантомим:
- «Представьте себе».
- «Сугроб».
- «Скульптор и глина».
- «Медвежата».
- «Был у зайца огород».
- «Муравейник».
- «Мухи».
Пантомимные сценки:
- Воспитатель и воспитанник;
- Доктор и пациент;
- Бортпроводница и пассажир;
- Торговец и покупатель;
- Хозяин (начальник) и работник;
- Ученик и учитель;
- Фотограф и модель;
- Библиотекарь и читатель;
- Концертмейстер, дирижёр и хор и т.д.
В этих сценках дети должны придумать ситуации с разной эмоциональной окраской и разыграть их как можно правдоподобнее. Затем все вместе выбираем победителя.
Итак, можно убедиться, что существует множество различных методов и приёмов, позволяющих познакомиться с многогранной профессией актёра. Игра в перевоплощение и театрализация процесса занятий музыкой снижают психологические барьеры и делают детей уверенными в себе, развитыми людьми, способными справляться с современными реалиями и обществом.