Использование элементов арт-терапии на занятиях в начальной школе

Статья освещает роль арт-терапии в психологическом аспекте, подчеркивая важность использования искусства, особенно изобразительного, для разрешения внутренних конфликтов и эмоциональных проблем как у взрослых, так и у детей. Рассматриваются преимущества арт-терапии в поддержке самовыражения и развития креативности, а также её эффективность при решении широкого спектра психологических проблем, включая внутриличностные конфликты, кризисы и травмы.

Аннотация статьи
социальная адаптация
искусство
эмоции
психология
творчество
арт-терапия
развитие личности
конфликты
Ключевые слова

Арт-терапия или терапия искусством – одно из направлений психологии, основанное на искусстве, в первую очередь, изобразительном. Через рисунок, игру, сказку, арт-терапия даёт выход внутренним конфликтам, сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства, переживания; осознать собственный потенциал и оценить возможность перемен. Применение техники арт-терапии эффективно в отношении как взрослых, так и детей.

Арт-терапевтические занятия способствуют более ясному, тонкому выражению переживаний, проблем, внутренних противоречий психики ребенка, с одной стороны, а также творческому самовыражению – с другой. В процессе творчества ликвидируется или снижается защита, которая есть при вербальном, привычном контакте «педагог-ученик», в результате чего ребёнок правильнее и реальнее оценивает свои ощущения окружающего мира.

Арт-терапия формирует творческое отношение к жизни с ее проблемами, умение видеть многообразие способов и средств достижения цели, развивает скрытые до сих пор способности к творческому решению сложных жизненных задач. Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арт-терапии, достаточно широк: внутри- и межличностные конфликты, кризисные состояния, в том числе экзистенциальные и возрастные кризисы, травмы, потери, ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство), невротические и психосоматические расстройства и др.

В то же время арт-терапия является и способом социальной адаптации как в стандартных, так и чрезвычайных ситуациях. Арт-терапия особенно важна для людей-инвалидов, которые в силу физических или психических особенностей своего состояния зачастую социально дезадаптированы, ограничены в социальных контактах. В моём классе в режиме постоянной инклюзии обучаются двое учеников с РАС. Творческий опыт, осознание себя, развитие новых навыков и умений, позволяют этим людям более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, расширяют диапазон их социального и профессионального выбора. Развитие творческого потенциала человека способствует его возможностям принимать решения, более успешно строить свою жизнь.

Арт-терапия возникла в 30-е годы XX века, когда ее пытались использовать для коррекции трудности личностного развития, относятся в работе с детьми, испытавшими стресс в фашистских лагерях и вывезенными в США. Термин «арт-терапия» (буквально: терапия искусством) ввел в употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Нет общепринятой теории, объясняющей целительное действие арт-терапии, это связанно со сложностью, многофакторностью относящихся к арт-терапии предпосылок и сравнительно коротким сроком ее научного изучения.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Отсюда вытекает важнейший принцип арт-терапии – одобрение и принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы и качества.

Цели арт-терапии:

  1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам.
  2. Облегчить процесс коррекции. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции.
  3. Научиться понимать мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.
  4. Наладить отношения между педагогом и ребенком. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.
  5. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.
  6. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования со зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.
  7. Развить художественные способности и повысить самооценку.

Существуют различные варианты использования метода арт-терапии:

  • использование уже существующих произведений искусства через их анализ и погружение в них;
  • побуждение к самостоятельному творчеству;
  • использование имеющегося произведения искусства и самостоятельное творчество учеников;
  • творчество самого педагога (лепка, рисование и др.), направленное на установление взаимодействия с учеником.

Основные направления в арт-терапии.

К средствам арт-терапии относят резьбу по дереву, чеканку, мозаику, витражи, лепку, рисунок, поделки из меха и тканей, плетение, шитье, выжигание, ваяние, рисование песком, моделирование с бумагой, красками, деревом, камнем, образные разговоры, написание рассказов, сказок, стихов.

Арт-терапия включает в себя:

  • изотерапию – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, а также работа с репродукциями, различным художественным материалом – глиной, пластилином, соломой (декоративно прикладное искусство) и т. д. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие. Рисуя, ребёнок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Поэтому в работе широко использую для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов: погружение в картину на уроках ИЗО и развития речи, отождествление себя с главными персонажами, либо создание своего рисунка, отождествление себя и жизненной ситуации с частью или фрагментом изображения, придумывание сюжетной линии по нарисованному.
  • музыкальную терапию – это контролируемое использование музыки в образовании и воспитании детей и взрослых. Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.
  • библиотерапию – специальное коррекционное воздействие на ученика с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния. Лечебное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные восприятия, связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют болезненные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям. Таким образом, можно ослаблять или усиливать воздействие на чувства ученика для установления его душевного равновесия. Преимущества библиотерапии составляют: разнообразие и богатство средств воздействия, сила впечатления, длительность, повторяемость и др. На уроках литературного чтения и литературы на родном (русском) языке использую прочтение вслух специально подобранного литературного материала, имеющего целенаправленное коррекционное воздействие на ученика или группу в целях нормализации его нравственно-психологического состояния.
  • драматерапию – воздействие через театр, образы, а также использование готовых материалов (фильмы, спектакли). Это метод психотерапии, использующий разнообразные формы драматического самовыражения: сценические, ролевые, актерские, импровизационные техники. Драматерапия фокусирует внимание на том, каким образом люди взаимодействуют друг с другом. При этом подразумевается, что только во взаимодействии – диалоге с другими человек может реально осознать значимость своей личности и свое влияние на другого человека. В ходе театрализованных драматизаций первостепенное значение уделяю подбору роли с учётом необходимой психокоррекции: переносу качеств персонажа на исполнителя роли в одном из двух вариантов: «отождествление», либо «изживание».
  • сказкотерапию – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной эмоциональной обстановке создавать эффективную ситуацию общения.
  • кинезитерапию – это все, что связано с движением: ритмопластика, танцевально-двигательная терапия. Танцетерапия основана на выражении пластикой тела определённых чувств и переживаний. В качестве главного средства выражения этих состояний в танце является пантомимика, жесты, которые составляют особый выразительный язык, передающий внутреннее состояние человека. Благодаря своеобразию языка танец способен из психоэмоциональной сферы человека бессознательно извлекать подавленные влечения, желания и конфликты человека и делать их доступными для осознания и регуляции психомоторного состояния.

Двигательная активность детей на внеурочных занятиях «Подвижные игры», «Ритмика» в ходе упражнений кинезитерапии направлена на сплочение единого коллектива, командность, достижение единой цели, «чувство плеча», взаимовыручку. Отдельным блоком представлены задания на пантомиму как возможность невербального общения.

  • фото и видеотерапию – применение фотографии (слайдов) и видео для развития и гармонизации личности, а также работа с готовыми фотоматериалами и видео или создание оригинальных авторских снимков. Суть фототерапии – в том, что в процессе создания или рассматривания фотографий, видео проявляются те или иные эмоциональные реакции, которые могут помочь как педагогу, так и самому ученику увидеть проблему либо взглянуть на нее с нового ракурса, открыть в себе нечто новое, по-другому посмотреть на происходившие или происходящие события. Зачастую фототерапия дополняется другими приемами арт-терапии – сочинением историй по фото, «дорисовывание» фотографий, создание фигурок из фото, разыгрывание сценок, съемка видеороликов на заданную тематику, создание фотоколлажей, прием «Точь-в-точь» с закреплением положительных нравственных качеств.
  • песочную терапию – форма активного воображения, предполагающая игру с песком и миниатюрными фигурками, что, в свою очередь, позволяет активизировать фантазию и выразить возникающие при этом образы средствами художественной экспрессии.
  • маскотерапию – это метод, который позволяет отобразить свой внутренний мир в красках и посмотреть на него со стороны, а так же познакомится с особенностями внутреннего мира других людей и увидеть их неповторимость и разнообразие. Это метод, основанный на переводе глубинных комплексов и проблем ребёнка в неживую материю маски: на уроке технологии создание масок персонажей по выбору детей со знаком + и -, последующее разыгрывание фрагментов ситуаций, игра «Угадай героя» с максимально схожим перевоплощением.
  • куклотерапию – как метод основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. Это частный метод арт-терапии. В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (педагога, воспитателя, родителя). Куклотерапия широко используется для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации, при коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также для работы с детьми, имеющими эмоциональную травму. Любимая игрушка «участвует» в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребенка, попадает в страшную историю и успешно с ней справляется. На уроках технологии создание любимого персонажа, в том числе и в виде куклы-перчатки. Разыгрываем представления для одноклассников и младших. Роли даются с учетом переноса личностных качеств «герой – исполнитель».

 Количество методов арт-терапии неуклонно растет и может стать равным количеству специалистов, так как каждый вносит в технологию и интерпретацию что-то свое, приобретенное в опыте.

 В связи с этим в качестве примера могу привести видеоролик «Дружелюбный дракон». По сути, это созданный нами с ребятами кукольно-бисерный арт-терапевтический мультфильм, помогающий преодолеть стеснительность в общении, замкнутость, отчужденность, стремление к одиночеству, развивающий коммуникабельность, доброжелательность, стремление к взаимодействию и дружбе.

Текст статьи
  1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по песочной терапии. // Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. – СПб., 2002.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. Проективная диагностика в сказкотерапии. / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Е. А. Тихонова. – СПб., 2003.
  3. Копытин А. И. Руководство по групповой арт-терапии. /А. И. Копытин. - СПб., 2003.
  4. Копытин А. И. Основы арт-терапии. / А. И. Копытин. – СПб, 1999.
  5. Практикум по арт-терапии. – СПб, 2000.
Список литературы