Современный человек не может представить своё существование без технологий, которые окружают его повсеместно. Они значительно упрощают повседневность, повышают качество жизни и открывают ранее невиданные возможности. Так, Интернет, объединяя миллионы людей по всему миру, предоставляет доступ к неограниченному источнику знаний, а электронные платежи, интернет-торговля и онлайн-сервисы, экономят время на походах по магазинам, оплату товаров и услуг, позволяют пользователям расширить горизонты их потребительского опыта. В результате, охватывая все сферы общественной деятельности, информационные технологии становятся неотъемлемой частью экономики. И, перейдя в цифровую среду, экономическое взаимодействие выходит на новый уровень эффективности.
Хозяйственная деятельность, основывающаяся на применение инновационных технологий с целью повышения производительности и полезности бизнеса на всех стадиях производственного процесса, получила определение «цифровой экономики». В её контексте подвергаются трансформации многие аспекты рыночных взаимодействий. В частности, фирмы переходят к новым бизнес-моделям и меняют структуру трудовых отношений внутри производства, а потребители преобразуют свои потребности, ожидают более персонализированного их удовлетворения и повышения общего уровня сервиса. Поэтому из-за быстрого и постоянного изменения конъюнктуры рынка, увеличения конкуренции, умение оперативно адаптироваться к новым запросам клиентов и внедрять инновационные решения становится ключевым для бизнеса. Как следствие, человек, его умения и навыки, оказываются драйвером экономического развития.
В итоге, с ростом значимости персонализированного обслуживания и удовлетворения потребностей клиентов, формирование и поддержание положительных социальных связей становится важной частью успешной бизнес-стратегии, а возможности для взаимодействия и обмена информацией, формирующиеся в цифровой среде, предстают эффективным инструментом для совершенствования социального капитала, повышения уровня доверия и создания устойчивых отношений между участниками рынка.
Социальный капитал – неотъемлемая часть человеческого капитала, основного ресурса цифровой экономики. Представляя собой достаточно сложное понятие, вызывающее споры в ученых рядах, «социальный капитал», в целом, определяется как «совокупность преимуществ и выгод, прямых и опосредованных положительных эффектов, резервных и задействованных ресурсов, приобретаемых актором благодаря социальным связям» [1]. Важно отметить, что именно ввиду общественных взаимодействий и построения социальных связей внутри сообщества создаются предпосылки для организации эффективной координации и сотрудничества, построенных на доверии. Эту идею, в частности, исследовал в рамках социологической проблематики американский политолог Р. Патнэм, работы которого внесли значительный вклад в развитие концепции социального капитала как подспорья для укрепления государства. Важную роль в придании именно экономического характера теории сыграл ученый Ф. Фукуяма. Он полагал, что фундаментальными компонентами экономических отношений, основанных на культуре общественных неофициальных норм поведения, являются доверие, ответственность, моральные обязательства, честность. Собственно, благодаря совокупности этих факторов рынок существует, взаимодействует и снижает транзакционные издержки (из-за минимизации рисков по неисполнению договорённостей). Это необходимое условие для развития экономики [2].
Помимо этого, концепция социального капитала также включает в себя идею о том, что социальные отношения и социальные нормы могут предоставить доступ для индивида к различным ценным выгодам нематериального характера. Например, результатом общения может стать получение важной или полезной информации, эмоциональной или психологической поддержки, помощи в какой-либо ситуации. Ключевым элементом подобного взаимодействия становится первостепенность фактора доверия. Так, отдавая ребенка в школу, мы хотим знать характеристики учителя, идя к парикмахеру или визажисту – проверяем отзывы о его работе, подыскивая специалиста на вакантное место – расспрашиваем о его качествах и компетенциях. Во всех случаях мы ищем источник информации, данные которого для нас представляют высокую степень полезности, и деятельность контрагента становится предсказуемой для нас. Мы живем в обществе, которое создает множество рисков, и возможность оценки уровня доверия к субъекту экономических отношений становится важным фактором выживания. Именно цифровизация позволяет получить такой неиссякаемый источник данных как сеть Интернет, содержащий многообразную информацию и предоставляющий возможность обмена опытом на различных онлайн-платформах, объединяющих людей с конкретной целью. Все это повышает качество нашей жизни, но также создает определённые вызовы. Главное, из всего этого разнообразия выделять нужные сведения, осмысливать и анализировать их, не поддаваясь на провокации.
Важную роль доверие также играет в популярной сейчас системе экономики совместного потребления. Благодаря цифровизации и созданию единых цифровых платформ, люди получают возможность делиться предметами для общего пользования – арендовать их и сдавать в аренду – это укрепляет социальные связи, формирует солидарность внутри сообщества и приводит к разумному потреблению ресурсов. Это несомненное преимущество, которое становится возможным благодаря проникновению инновационных технологий в нашу жизнь, которые ломают ограничения расстояния, времени и расширяют пространство социального капитала.
Как следствие, структура социального капитала в современном мире гораздо разнообразнее, чем когда бы то ни было, и меняется под влиянием различных факторов. Среди них – доверие, социальные сети, просоциальные нормы и информационная обеспеченность. Они являются предпосылками координации и кооперации в целях объединения усилий для получения взаимной выгоды.
Поскольку цифровизация охватывает практически все сферы жизни общества и обуславливает их трансформацию, социальный капитал претерпевает инновационные изменения среди всех своих субъектов. Прежде всего, усиливается роль социального капитала сети, выступающего в настоящее время основой взаимодействия населения, предпринимателей и государственных органов. Ряд исследователей заявляют даже о формировании новой формы человеческого капитала – сетевого капитала и определяют его как «набор капитализируемых интегративно-распределенных сетевых способностей, навыков и компетенций высококвалифицированных работников, используемых для эффективного взаимодействия через Интернет с сетевыми государственными структурами, сетевыми бизнес структурами, сетевыми научно-образовательными сообществами и с социальными сетями, которые используются для получения разнообразных общественных благ, рыночных выгод и сетевых эффектов» [3]. Таким образом, интенсификация социальных связей и развитие социальных сетей положительным образом сказывается на эффективности экономической деятельности посредством усиления доступности информации, возможности более эффективного использования ее в бизнесе и получения преференций от имеющихся социальных связей.
К тому же, благодаря эволюции интернет-технологий обмен знаниями и опытом среди экономических субъектов значительно упрощается, что повышает производительность фирм и интенсивность внедрения инновационных идей. Разнообразие цифровых платформ для виртуальных взаимодействий предоставляет компаниям возможность построить с потребителями доверительные отношения, а также оценить портрет потенциальных клиентов, собрать о них доступные данные и персонализировать предлагаемую продукцию. Это приводит к более качественному пониманию своей аудитории и способствует укреплению бизнеса на рынке.
Еще одной тенденцией в развитии социального капитала в условиях цифровизации является рост численности виртуальных коллективов, как сетевых объединений работников для совместной трудовой деятельности, осуществляемой в онлайн-режиме. В результате опытные специалисты из разных стран кооперируются, аккумулируя свои способности и умения, обмениваются знаниями и создают более экспертные решения. В группе они строят новые социальные связи, совершенствуют свои компетенции, навыки совместной работы и коммуникации.
В свою очередь, для того чтобы обеспечивать необходимую результативность коммуникаций внутри компании на разных уровнях, менеджмент предприятия занимается развитием корпоративной культуры. Бизнес создает общие ценности и популяризирует их среди сотрудников, способствуя установлению чувства взаимоподдержки, доверия, уважения и понимания в коллективе. Это очень важно для развития компании, поэтому в фирме, которая стремится достичь успехов, формированию единства идей и повышению мотивации уделяется должное внимание. Работникам нужно быть заинтересованными в успехе предприятия на личном уровне, для чего важна интеграция в социальную среду, которая приведет к положительным эффектам в деятельности всего бизнеса. Благодаря современным технологиям такую связь поддерживать и создавать проще. Более того, поколения Y и Z высоко ценят участие компании в социальных инициативах, а интернет-технологии позволяют транслировать участие в ответственных проектах, что привлекает талантливых и высокомотивированных сотрудников.
Расширение же географии социальных сетей способствует распространению кросс-культурных ценностей и созданию новых моделей поведения. В результате виртуальные сообщества выступают в качестве катализатора развития форм межкультурного взаимодействия и восприятия мира, и люди выражают более открытое и толерантное отношение к иным образам жизни, что в долгосрочной перспективе содействует гармонии и взаимопониманию на мировом уровне.
Всё это имеет последствия в формирования совершенно новых социальных связей, основанных на виртуализации общественных отношений. Научно-технический прогресс ведет к тому, что у людей образуются иные ценности, влияющие на построение социального капитала, среди которых индивидуализм, самореализация, личностная свобода, независимость в суждениях, профессиональное творчество. Наряду с этим получает существенное распространение культура массового потребления, имеющая социально-обусловленный характер. Пользователи современных цифровых платформ не только потребляют контент и товары, но и активно участвуют в формировании общественных трендов. Это взаимодействие создает новые возможности для компаний воздействовать на социальный капитал через активное участие в культурных дискуссиях и формирование общественного мнения. В этой связи, фирмам сейчас важно распространять своё влияние на формирование социального капитала, участвовать в диалоге с потребителями и создавать сообщества вокруг брендов.
Вывод
Социальный капитал накапливается в течение всей жизни человека, влияя на формирование его личности, взглядов и поведенческих установок. Он обеспечивает индивиду повышение конкурентоспособности на рынке за счет расширения компетенций, необходимых в условиях цифровой экономики, более высокого статуса в обществе, лучших условий для раскрытия потенциала и активного участия в социальной жизни. Интернет же предоставляет неограниченные возможности для личностной самореализации и способствует установления связей. С одной стороны, это улучшает жизнь людей, делая её более многообразной, но с другой стороны приводит к ряду вызовов.
В этом контексте важно говорить о сетевом этикете, ведь социальные сети, объединяя миллионы людей, также создают угрозы мошенничества, негативного и предвзятого отношения, дезинформации и манипуляции общественным сознанием. Поэтому обладание цифровой грамотностью и критическим мышлением так важно для человека в XXI веке.
В экономической деятельности социальный капитал становится одним из ключевых инструментов для повышения рентабельности бизнеса. Влияя на общественное мнение в социальных сетях, фирмы строят отношения с покупателями, формируют свой имидж и повышают лояльность к бренду. А развивая корпоративную культуру, формируют устойчивые связи внутри коллектива, объединяя всех сотрудников в общей цели, что способствует их инновационной деятельности и успешной коллективной работе.
В итоге социальный капитал является важным составляющим жизни любого человека. Общество, построенное на доверии, взаимопонимании и чувстве коллективной ответственности, созидает и прогрессирует. Цифровые технологии способствуют тому, что обмен знаниями, опытом, умениями и инновациями распространяется в глобальном масштабе. Это приносит многочисленные выгоды человечеству, среди которых эффективная кооперация в решении насущных проблем, улучшение условий для существования и установление гармонии и мира.