Главная
АИ #9 (12)
Статьи журнала АИ #9 (12)
Политические аспекты миграционного кризиса ФРГ

Политические аспекты миграционного кризиса ФРГ

Рубрика

Политология

Ключевые слова

ФРГ
ЕС
миграционная политика
«генеральный план по миграции»

Аннотация статьи

Данная статья посвящена конфликту, переросшему в политический кризис внутри ФРГ 2018 года. В материале анализируются причинно следственные связи конфликта, а также роль Евросоюза в его преодолении.

Текст статьи

В ходе переговоров между блоками ХСС/ХДС, а также СДПГ, проходивших в декабре 2017 феврале 2018 годов тематике миграции, было выделено особое место. ХСС пыталось добиться от партнеров введения количественного ограничения на приток мигрантов в течение следующего года (от 180 до 220 тыс. человек). Был согласован план по созданию новых центров размещения. Частично миграционный раздел данного договора, вступившего в силу 14 марта 2018 года, написан языком достаточно близким к идеологии АдГ, так как права граждан Германии противопоставляются правам мигрантов.

ХСС в новом правительстве занимало одно из ведущих ведомств, а именно министерство внутренних дел. Его возглавлял глава партии Х. Зеехофер. Начиная с апреля, он стал проводить свою собственную политику, которая была наполнена множеством миграционных положений. Таким образом, к концу мая был создан генеральный план по миграции. Он включал в себя 63 пункта. Презентация плана должна была быть проведена в начале июня. Но неожиданно для всех, ее показ был отложен по просьбе А. Меркель. Как позже выяснилось, разногласия возникли в ходе рассмотрения пункта 2.27, согласно которому лица уже подавшие заявку на предоставлении им временного убежища в какой либо из стран ЕС при пересечении границ ФРГ должны немедленно подвергнуться депортации. А.Меркель попросила обратить внимание министров на необходимость считаться с интересами стран ЕС, принимающих основную волну беженцев и нелегалов, а также на гуманитарное право мигрантов, на принятие их заявлений в других странах членах ЕС. Но Зеехофер, в преддверии выборов в федеральной земле Бавария, предпочел компромиссу жесткий конфликт. Он должен был показать электорату ориентированность партии, и ее лидера на борьбу с нелегалами, а также на непримиримость с мягкой позицией А. Меркель. 18 июня А. Меркель был поставлен ультиматум, грозивший вывести ХСС из блока ХДС, а значит и из правительственной коалиции.

Канцлер приняла вызов. По ее просьбе Ж.К.Юнкер созвал неформальную рабочую группу из глав нескольких государств, в ходе которой канцлерам был поставлен вопрос о солидарной ответственности в двух сторонних отношениях, за прибывающих в ЕС беженцах.

Президент Макрон, в ходе своей рабочей поездки в Берлин, высказал свою поддержку, данной идеи, пообещав при этом размещать у себя высылаемых из ФРГ беженцев, которые предварительно подали заявление на убежище во Франции. Дальнейшее обсуждение этого вопроса, было продолжено на Брюссельском саммите 28-29 июня. В ходе проведения этого саммита, половина стран членов Евросоюза выразила готовность к заключению двухстороннего соглашения друг с другом относительно приема беженцев, однако конкретных обязательств, принято не было.

Ближе к концу июня большинство парламентских фракций ,кроме свободных демократов, заняли осудительную позицию по отношению к Зеехоферу, который, по их мнению, злоупотребил своим положением на посту федерального министра для достижения собственных и партийных целей, при этом ,поставив партийную коалицию на грань развала. Также на Зеехофера выросло давление со стороны однопартийцев, также не была оказана политическая поддержка со стороны канцлера Австрии С.Курца, т.к. Австрия с начала июня, вступила в права председателя ЕС, и ее руководство планировало глубокую реформацию в системе предоставления убежища беженцам. В следствии этого, Вена рассчитывала на прямую поддержку из Берлина и А.Меркель. Учитывая всю вышеописанную ситуацию, Зеехофер решил поставить на кон все и вечером, в воскресенье, первого июля неожиданно для всех заявил о готовности уйти с поста министра и руководителя партии. Однако уже через несколько часов он продолжил нападки на А.Меркель, параллельно заявляя, что «он не позволит, чтобы его уволил канцлер, который занимает данный пост только благодаря ему». В это же время он представил однопартийцам, текст своего генерального плана. Заключительные пятичасовые прения с коллегами из ХДС закончились вполне ожидаемым политическим компромиссом. К всеобщему удивлению, вечером 5 июля ХСС, ХДС и СДПГ приняли пакет срочных мер по борьбе с нелегальной миграции, а также ужесточили нелегальное законодательство. Основная часть работы по выполнению данных мер, ложилась непосредственно на министерство внутренних дел и лично Зеехофера. Несмотря на оказанное доверие, Зеехофер понимал, что он достиг лишь временного перемирия с А.Меркель. В середине августа 2018 года, министр обозначил основные принципы, которые будут заложены при формировании федерального закона о миграции, который среди прочего будет содержать положения, касающиеся трудовой миграции. Среди предлагаемых его партии и миграционных критериев были – возраст, знание немецкого языка, наличие предложения работы, квалификации, а также доход, который должен будет обеспечить его самостоятельное проживание на территории ФРГ. Среди экспертных сообществ проводилось множество прений о возможности предоставления беженцам, чьи прошения были отклонены, права менять свой статус беженца на статус трудового мигранта для получения работы и непосредственно получения права пребывания в стране на новых условиях. Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что правительственный миграционный кризис был преодолен, но оставил существенные незаживающие раны в системе внутрипартийных и внешнепартийных отношений в ФРГ.

Ангела Меркель в очередной раз смогла продемонстрировать свой талант кризисного менеджера, который может находить возможности в любых трудностях – как на национальном уровне, так и на уровне ЕС.

Несмотря на кризисную ситуацию, после первых ста дней правления, члены правительства и парламентских фракций, проявляли свое желание к сотрудничеству и сохранению коалиции.

Сложившаяся в результате кризиса ситуация, способствовала активизации работы парламентской комиссии. По более детальному изучению причин притока беженцев. На уровне Евросоюза, ФРГ продолжит убеждать своих партнеров в необходимости повышения уровня солидарной ответственности. Также будут заключаться двух и трех – сторонние договоренности по вопросам депортации нелегалов. И уже здесь ФРГ может полагаться не только на поддержку Франции и Австрии, но также и на партнеров из Италии и Греции. Также Германия будет оказывать материальную поддержку странам северной Африки, для модернизации их экономики. Правительство ФРГ заявило, что готово к дополнительной финансовой ответственности.

В ФРГ и других странах ЕС, можно и дальше прогнозировать рост популистских настроений, а значит и желаний партий бороться за электорат, даже за счет игры на право – радикальном поле. Этот процесс можно наблюдать, взглянув на АДГ в Германии, чтобы убедиться в этом.

Список литературы

  1. Зеехофер призывает Меркель создать больше «якорных» центров для беженцев. 06.08. 2018. URL: https://aussiedlerbote.de/2018/08/zeehofer-prizyvaet-merkel-sozdat-bolshe-yakornyhcentrov-dlya-bezhencev/ (дата обращения: 10.08.2018).
  2. Потемкина О.Ю. Разногласия по проблемам миграции сохраняются. Европейский Союз: факты и комментарии. Выпуск 92, март-май 2018 г. С. 5-8.

Поделиться

1834

Молчанов Н. В. Политические аспекты миграционного кризиса ФРГ // Актуальные исследования. 2020. №9 (12). Ч.II.С. 33-35. URL: https://apni.ru/article/763-politicheskie-aspekti-migratsionnogo-krizisa

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января