Межрегиональное сотрудничество имеет особое значение в современных реалиях. При реализации такого взаимодействия появляются совместные методы решения сложных социально-экономических, научно-технических проблем и т.д. Актуальность заключается в том, что решение вопросов развития региональной социальной системы обусловливает необходимость поиска источников и разработки мероприятий для устойчивого развития региона. Важно отметить, что в настоящее время идет активное развитие и внедрение методов совершенствования межрегиональной деятельности посредством различных государственных программ.
Межрегиональное сотрудничество даёт возможность укрепить хозяйственные связи субъектов Российской Федерации (далее – РФ), оптимизировать размещение в них инфраструктуры на основе кооперации их деятельности, исключить неэффективные финансовые расходы, связанные с созданием в субъектах РФ дублирующих экономических структур и неоправданной межрегиональной конкуренцией, а также объединить экономический потенциал субъектов на реализацию глобальных инвестиционных проектов и распространить прогрессивный опыт в области инновационного развития субъектов.
Благодаря тому, что вступил в силу Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон N 131-ФЗ), муниципальные образования получили возможность полностью реализовать свой потенциал для поиска эффективных способов решения задач местного значения [5].
Законодательная база в области межрегионального сотрудничества реализуется как правило в сфере социально-экономического развития. Регулирует вопросы данной области в настоящее время Федеральный закон от 17 декабря 1999 года № 211-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации» [4].
Стоит обратить внимание, что организация деятельности межмуниципальных хозяйственных обществ регулируется также Гражданским кодексом Российской Федерации [1], Федеральным законом «Об акционерных обществах» [2] и Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» [3], а также учредительными документами таких обществ.
Существует несколько механизмов повышения эффективности деятельности муниципальных субъектов и одним из наиболее эффективным можно назвать объединение различных видов ресурсов на основе межмуниципального сотрудничества. Именно взаимодействие муниципальных образований в различных правовых формах в последние годы стало использовать практически во всех регионах.
Стоит отметить, что в зависимости от целей и организационно-правового содержания межмуниципальное сотрудничество может быть реализовано в нескольких основных формах:
- ассоциативное сотрудничество (образование советов и иных объединений муниципальных образований);
- договорное сотрудничество (заключение договоров и соглашений о сотрудничестве, совместной деятельности);
- хозяйственное сотрудничество (создание хозяйственных и некоммерческих межмуниципальных организаций) [9].
Важность межрегионального взаимодействия в своей работе рассматривает Никитюк Н.Н. Автор считает, что межрегиональное взаимодействие является инструментом для достижения стратегических целей социально-экономического развития региона и имеет решающее значение для региональной политики, способствуя взаимной выгоде и социально-экономическому развитию. Стоит обратить внимание на тот факт, что ослабление региональных связей приводит к снижению производственного потенциала, потере конкурентоспособности и замедлению экономического роста. Значение межрегионального сотрудничества подчёркивает ограниченность ресурсов для регионального развития. Никитюк Н.Н. приходит к заключению, что, взаимодействуя с другими регионами населенные пункты получают доступ к новым рынкам и возможность обмениваться ресурсами и опытом, улучшать инфраструктуру, поощрять инновации и становиться более конкурентоспособными [12].
Дубровская Ю.В. пишет в своей работе, что продуктивное межрегиональное взаимодействие является значимым фактором пространственного развития. Она считает, что необходима разработка региональных политик развития для усиления межрегионального сотрудничества. По её мнению, это позволит повысить уровень пространственной однородности территорий [6, с. 25-39].
Егорычева А.А. в своей статье рассматривает потенциал Костромской области в социальной сфере и отмечает его ограниченность. Она считает, что такой уровень социальной сферы сложился из-за нескольких факторов: недостаток конкурентоспособности в регионе, низкая капиталоемкость, очень долгое освоение новых месторождений различных сырьевых ресурсов.
Автор считает, что развитию сотрудничества между регионами способствует единый информационный портал, который благодаря открытому доступу минимизирует различные проблемы, связанные с распространением информации. Также Егорычева А.А. подчёркивает, что сотрудничество Костромской области с другими регионами РФ способно помочь решить торгово-экономические, социальные и культурно-туристические вопросы, а также совершенствовать сферы развития молодежной среды, здравоохранения населения и трудоустройства в регионе [7, с. 211-212].
Монгуш С.П. и Аврамчикова Н.Т. в своём исследовании рассматривают развитие взаимодействия между субъектами РФ. Они считают, что межрегиональное сотрудничество позволит повысить эффективность кооперации региональных внешних и специфических ресурсов, что в свою очередь будет способствовать достижению синергетического эффекта от взаимодействия регионов, обладающих различной хозяйственной специализацией. Авторы акцентируют внимание на синергетический характер концептуального подхода, который подразумевает дальнейшее развитие союзного субъекта основанного на принципе выживания приспособленных объектов при социально-экономическом взаимодействии [10, с. 17-22].
Ряд других авторов в свой исследовательской работе также приходят к выводу, что необходимо разработать программу межрегионального сотрудничество. Ростанец В.Г., Кабалинский А.И. и Зворыкина Т.И. сформировали предложения по существу перспективы межрегиональной кооперации и сотрудничества в сфере стратегического планирования экономики, обеспечивающие устойчивое развитие:
- межрегиональная кооперация при формировании плановых документов возможна в масштабах макрорегионов, регионов с высокой степенью хозяйственных и миграционных связей, а также городских агломераций;
- сотрудничество должно последовательно охватывать все стадии планового процесса, начиная от целеполагания и заканчивая мониторингом реализации плановых заданий;
- межрегиональная кооперация в стратегическом планировании подразумевает создание и функционирование структур, обеспечивающих координацию работы региональных властей как в масштабах макрорегионов, так и в двусторонних форматах;
- создание структур координации и планирования экономики, добровольно и совместно формируемых властями субъектов РФ и функционирующих на принципах равноправия и консенсуса может осуществляться на базе ассоциаций экономического взаимодействия субъектов РФ, объединенных коллегий исполнительных органов власти, постоянных комиссий и рабочих групп региональных органов исполнительной и законодательной властей, координационных советов городских агломераций [13, с. 109-115].
Масштаб межрегионального сотрудничества исследуют О.В.Тиницкая и Г.В. Макарова. Они отмечают в числе наиболее перспективных партнеров стран-членов ЕАЭС в области внешней торговли на межрегиональном уровне такие страны как Африка, Центральная и Юго-Восточная Азия, Ближний Восток, Латинская Америка, страны-члены Европейского союза и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии [14, с. 69-84].
Морозов О.В., Бирюков А.Г. и Васильев М.А. в своём исследовании рассматривают межрегиональные различия и состояние бюджетной системы РФ и приходят к заключению, что развитие регионов остаётся без изменений, если не на более низком уровне практической реализации. Они обращают внимание на то, что положения Концепции 1999–2001, Программы 2005 и Стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 года в части обеспечения снижения межрегиональных различий, экономической эффективности, обоснованности системы межбюджетного регулирования, имеющие целью стимулирование регионального развития на основе повышения самостоятельности субнациональных органов власти и решения ими задач под собственную ответственность, подтверждают этот вывод [11, с. 73-89].
Такое заключение подтверждает значимость разработки программы модернизации межрегионального сотрудничества Российской Федерации.
Занимаясь практической разработкой программы модернизации межрегионального сотрудничества, требуется учитывать внешние факторы. Кушнир К.В. считает, что в регионе большое значение имеет его геопозиция, которая выступает главным внешним фактором развития субъекта [8, с. 145-154].
Таким образом, на основании вышеизложенных мнений, можно сделать вывод, что межрегиональное сотрудничество имеет особое значение в современных реалиях и для его реализации необходима разработка программы модернизации межрегионального сотрудничества РФ.
Также следует отметить, что межрегиональное сотрудничество помогает укрепить хозяйственные связи субъектов, оптимизировать размещение в них инфраструктуры, повысить производственный потенциал, распространить прогрессивный опыт в области инновационного развития субъектов, объединить экономический потенциал субъектов на реализацию глобальных инвестиционных проектов и достичь синергетического эффекта.