Главная
АИ #48 (178)
Статьи журнала АИ #48 (178)
Проблемы административной ответственности за налоговые правонарушения

Проблемы административной ответственности за налоговые правонарушения

Научный руководитель

Иглин Алексей Владимирович

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

налоговые правонарушения
ответственность
административная ответственность
квалификация

Аннотация статьи

Специфика правовых отношений, которые действуют в области применения ответственности за налоговые правонарушения, на сегодняшний обуславливается не только особенностью общественных отношений для стабильного функционирования налоговых правовых отношений, но и наличием несовершенства, недоработок.

Все проблемы, которые касаются административной ответственности за налоговые правонарушения, неоднократно поднимались на самом высшем уровне государственной власти, а также в правоохранительных органах, которые занимаются пресечением и выявлением налоговых правонарушений.

Текст статьи

Если мы обратимся к содержанию ст. 106 НК РФ, то увидим официальное определение понятию налоговых правовых отношений, суть которого определяется как установленная НК РФ ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства в области неуплаты налогов, страховых взносов всех физических или юридических лиц.

Вопрос о сущности, значимости правовой ответственности за налоговые правовые нарушения давно является предметом дискуссий в научной литературе. На сегодняшний день отсутствует единое мнение по этому вопросу.

Приведем мнение некоторых правоведов, которые раскрывают сущность налогового правонарушения.

В.М. Малиновская [12] и Ю.А. Крохина [11] говорят о том, что налоговая ответственность следует рассматривать как один из видов финансово-правовой ответственности.

Другие авторы, как Д.Н. Бахрах [7] и Е.В. Овчарова [14] рассматривают налоговую ответственность как административную ответственность.

В.А. Кинсбурская, опираясь на мнение вышеперечисленных авторов, говорит о том, что все же следует разграничивать финансовую и налоговою ответственности, она считает, что налоговая ответственность носит больше карательный характер, но природой этой ответственности имеет административную основу [9].

Как было выше отмечено, законодатель до сих пор не дал определение понятию ответственность за налоговые правовые нарушения, но, если мы обратимся к ст. 10 НК РФ, наглядно видно, что налоговая ответственность имеет отличие от административной, уголовной ответственности, где указываются признаки административной ответственности.

Наличие как самостоятельного вида ответственности в виде уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений не вызывает сомнений у правоведов.

Налоговые правонарушения характеризуются рядом отличительных признаков от других видов нарушений и поэтому возникает ряд проблем, которые освещаются в правовой и исследовательской литературе.

Авторами исследований поднимались и поднимаются следующие проблемы, которые касаются применения ответственности по факту совершения налоговых правонарушений, а именно:

  • Отсутствует единый подход к порядку исчисления срока давности по факту привлечения к ответственности [16];
  • Присутствие нечеткой трактовки правовых послед­ствий истечения срока давности по факту привлечения к административной ответственности [17];
  • Необходимость сосредоточения в единой форме всех норм по вопросу применения и привлечения к административной ответственности за налоговые нарушения;
  • Остается открытым вопрос о квалификации налоговых правонарушений;
  • Присутствие спорных моментов в присутствующей формулировке правовых норм, которые прописывают факт привлечения к ответственности за налоговые правонарушения [6].

Следует отметить тот факт, что первой причиной всех вышеперечисленных проблемных моментов является техническое и юридическое несовершенство правовых норм, которые устанавливают ответственность за совершение налоговых нарушений.

При привлечении к административной ответственности должностного лица должны быть законные основания, а именно, не выполнение должностным лицом возложенных на него обязанностей [13].

По факту привлечения должностного лица к административной ответственности влечет в целом саму организацию к налоговой ответственности.

В случае, если происходит на законных основаниях освобождение должностного лица к ответственности (административной) основания отпадают [15].

Можно перечислить случаи, когда к административной ответственности привлекается должностное лица, а именно, нарушение срока постановки на учет в налоговой инстанции, нарушение предоставления сроков налоговых деклараций, не соблюдение или несообщение необходимых сведений, которые влекут осуществление налогового контроля.

Сама процедура (механизм) привлечения к ответственности имеет свои особенности и отличия от других видов привлечения.

Согласно КоАП РФ по факту привлечения к административной ответственности за налоговые правовые нарушения осуществляется в судебном порядке, которое основано на возбуждении производства по итогам проверки налоговыми инспекторами.

Опираясь на положения НК РФ привлечение к административной ответственности налоговыми органами происходит самостоятельно в рамках четко установленных для этих органов полномочий.

В случае, если лицо совершило два или более нарушений в налоговой сфере, то налоговые санкции накладываются за каждое нарушение отдельно без поглощения менее строгой санкции на более строгую.

Наиболее часто, судебные органы встречают такой вид нарушения, как соблюдение срока давности, и здесь правоохранители сталкиваются с проблемами.

Так, например, ответственность, которая устанавливается по ст.ст. 120 и 122 НК РФ речь идет об особенностях поряд­ка исчисления сроков давности определены в абз. 3 ч. 1 ст. 113 НК РФ, а именно, срок давности начинает отсчет со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода. В свою очередь, в Постановлении Пленума ВАС РФ № 57 дается обоснование, и приведенная норма применительно к правонарушениям, которые связаны со сроком давности, истолковывается следующим образом: срок давности исчисляется со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение в виде неуплаты или неполной уплаты налога [4], а ФЗ №243 от 03.07. 2016 г. дополнена ч. 1.1, в соответствии с положениями которой течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается в случае активного противодействия правонарушителя проведению выездной налоговой проверки, если этот факт послужил непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм, которые подлежат уплате в бюджет страны.

Еще до внесения указанных дополнений судебным органам была предоставлена возможность в случае воспрепятствования налогоплательщиком осуществлению налогового контроля и проведению налоговой проверки признать уважительными причины пропуска налоговым органом срока давности привлечения правонарушителя к налоговой ответственности и взыскивать с него налоговые санкции за правонарушения, которые выявлены в пределах сроков глубины охвата налоговой проверки на основе проверки предъявленной документации [10].

Кроме того, опираясь на положения Поста­новления Конституционного Суда от 14.07.2005 г. № 9-П судебные органы имеют право признавать уважи­тельными причины пропуска налоговым органом срока давности привлечения правонарушителя к налоговой ответственности и взыскивать с него налоговые санкции за правонарушения, которые обнаружены в пределах сроков глубины охвата налоговой проверки на основе анализа соответствующей документации в случае воспрепятствования налогоплательщиком осуществлению налогового контроля и проведению налоговой проверки, потому что признание причины пропуска налоговым органом срока давности привлечения нарушителя к налоговой ответственности не равнозначно приостановлению течения срока давности привлечения к ответственности, по причине, что налоговая проверка представляет собой лишь одну из форм осуществления налогового контроля [5].

Анализ данного Постановления Конституционного суда повлекло расхождение мнений среди правоведов, судья Г.А. Гаджиев, А.Л. Кононов и В.Г. Ярославцев сформулировали и обосновали обоснованное несогласие судей с таким принятым решением.

Г.А. Гаджиев [8] обратил внимание на отсутствие в ст. 113 НК РФ положений о порядке применения срока давности привлечения к ответ­ственности за налоговые правонарушения, что провоцирует трудности в применении нормы, также Гаджиев Г.А. обратил внимание на недопустимость подмены Конституционным Судом РФ законодателя, к компетенции которого относится установление правового регулирования порядка исчисления и применения срока давности привлечения к ответственности.

Гаджиев Г.А. сделал акцент на превышение полномочий Конституционного Суда РФ в данном Постановлении и констатирует, что в этом случае судебный орган играет роль законодателя.

Многие правоведы отмечают, Конституционный Суд РФ посредством конституционно-правового истолкования предоставляет судебным органам давать возможность восстановить срок давности привлечения к от­ветственности, что можно рассматривать как противоречие такому принципу как принцип законности, который является неотъемлемым атрибутом правовой системы.

Кроме того, в Постановлении от 14.07.2005 г. № 9-П изменяется правовая природа сущности срока давности привлечения к ответственности, то есть срок признается процессуальным, и более того не урегулируется вопрос о восстановлении процессуального срока.

Последствие такого истолкования со стороны Конституционного суда РФ лишает на­логоплательщика права на надлежащее ведение правосудия.

Анализ нормативно-правовой и концептуальной базы подтверждает присутствие (возникновение) правовой коллизии, в результате которой правовые отношения, которые связаны с порядком исчисления срока давности привлечения к ответственности одновременно регулируются нормами права, как например ст. 113 НК РФ и актом конституционно-правового истолкования.

Правоведы пришли к выводу, что такая ситуация возникла по причине, что КС РФ решил возложить на себя законодательную функцию, о чем было сказано выше.

Следует отметить, что любое преступление совершается на высоком уровне, их четко планируют и осуществляют, налоговые правовые нарушения не являются исключение.

В век высоких информационных технологий нарушители создают обдуманные цепочки, схемы нарушения от уклонения, например налогообложения, создаются однодневные компании, создаются лживые контрагенты, и для налоговых инспекций и правоохранительных органов требуются большие усилия, умения, чтобы предотвратить нарушения, более того, порой приходится приглашать экспертов, приведем некоторые примеры.

По опубликованных на официальных сайтах статистические данные, видим, что число преступлений и правовых нарушений за 2022 г. значительно увеличилось.

Прокуратура отмечает, что были вскрыты факты хищения бюджетных средств в размере при реализации одной из государственных программ по развитию Москвы, в связи с чем были возбуждены уголовные дело о мошенничестве в особо крупном размере и злоупотреблении должностными полномочиями, которые повлекли за собой тяжкие последствия.

Были направлены в судебные органы уголовные дела об экономических и коррупционных преступлениях, которые вызвали в обществе особый резонанс, в том числе в отношении лица, которые обладали особым правовым статусом.

Но, большой проблемой была и остается то, что усилия правоохранительных органов в основном сосредоточены не на предотвращении этих преступлений, приготовлении, а на самом факте их выявления, то есть преступления уже совершены, которые, естественно принесли ущерб, порой немалый.

Единичны факты установления коррупционных преступлений в таких сферах, как землепользование, закупка товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд, лесопромышленном комплексе, рынок рекламы и т.д.

Более того, преступления экономического характера порой выявляются несвоевременно, а лишь некоторое время спустя, что дает возможность нарушителям избежать наказания, порой к ответственности привлекаются не все виновные лица, а только часть, возмещение нанесенного ущерба не обеспечивается в полном размере, то есть следует отметить, что на сегодняшний день требуется новый подход, новая точка зрения на выявление, ликвидацию преступлений экономического характера.

Налоговые органы, правоохранительные органы подчеркивают, что, к сожалению, пока все остается только на бумаге, решить данные проблемы в короткий срок не удается.

Да, конечно. Следует учитывать и условия, и сложности, но может быть следует обратиться к опыту зарубежных стран, где такие преступления, как налоговые, сведены на достаточно низкий уровень.

10 июля 2018 г. ФНС России было опубликовано письмо (Письмо ФНС России от 10 июля 2018 г. № ЕД-4-15/13247 О профилактике нарушений налогового законодательства, которое направлено на профилактику нарушений налогового законодательства, но такие документы разрабатываются каждый год, но динамика преступлений и правонарушений при этом не меняется в лучшую сторону.

На основе проведенного анализа и представленных выше статистических данных, можно сформировать направления, которые бы усовершенствовали систему расследования налоговых нарушений:

  • принять подзаконный нормативный акт, который бы регулировал порядок досудебного расследования силами налоговой инспекции, органами внутренних дел или представителями финансовой полиции;
  • образовать специализированный правоохранительный орган и наделить данный орган полномочиями по выявлению и пресечению налоговых нарушений;
  • усовершенствовать систему профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для более эффективной борьбы с налоговыми нарушителями;
  • более ужесточить ответственность за налоговые правонарушения и провести четкое разграничения между налоговыми, административными и уголовными правонарушениями.

При этом вся глубина и острота проблемы по предотвращению, выявлению налоговых правонарушений требует продолжения формирования системы выявления и пресечения противоправных действий в налоговой системе.

Для более эффективного предотвращения и раскрытия правовых нарушений в налоговой сфере, всех звеньям правоохранительной и судебной системы следует разработать единую систему, необходимо, чтобы все правовые акты выстроились в единую, не противоречащую цепь, чтобы в дальнейшем избежать судебных разбирательств, то есть идут речь о взаимодействие налоговых органов с другими ведомствами, что в свою очередь позволит снизить налоговую задолженность перед государством.

Также данную проблему можно разрешить и таким образом, как вызов нарушителя в налоговую инспекцию с объяснениями, а лишь потом предпринимать саму проверку.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) (действующая редакция) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (действующая редакция) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть I) ст. 1.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (действующая редакция) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. №31 ст. 3824.
  4. Постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57 О некоторых вопросах, возника­ющих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации // СПС КонсультанПлюс.
  5. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2005 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа» // СЗ РФ. – 2005. – № 30 (Ч. II). – Ст. 3200.
  6. Арсеньева Н.В. Проблемы привлечения к ответ­ственности за нарушение сроков представления налоговых деклараций: сравнительно-правовой анализ норм Налогового кодекса Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Налоги. 2022. – № 7. – С. 22-23.
  7. Бахрах Д.Н. Административное право России: учеб. – 5-е изд. – М.: Эксмо, 2022. – С. 71.
  8. Гаджиев Г.А. Конституционная экономика. М., Юстицинформ. 2021. – С. 145.
  9. Кинсбурская В.А. Налоговая и финансовая ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах: разграничение понятий // Право и экономика. – 2021. – № 6. – С. 44.
  10. Копина А.А. Дифференциация видов налогового контроля в зависимости от категорий налогоплательщиков // Финансовое право. – 2021. – № 10. – С. 16-17.
  11. Крохина Ю.А. Финансовое право России: учеб. - 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2021. – С. 139.
  12. Малиновская В.М. Ответственность за налоговые правонарушения: научно-практический комментарий к главе 15 Налогового кодекса Рос­сийской Федерации // Реформы и право. – 2021. № 7. – С. 61.
  13. Мамаева У.Э. Проблема двойной ответственности за налоговые правонарушения / У.Э. Мамаева // Студенческий. 2021. № 20. С. 60-62.
  14. Овчарова Е.В. Проблемы применения административной ответственности за нарушения нало­гового законодательства по Налоговому кодексу РФ (НК РФ) и по Кодексу РФ об административных правонарушениях // Государство и право. – 2021. – № 4. – С. 30.
  15. Савенко А.Д. Актуальные проблемы ответственности за совершение налоговых правонарушений / А.Д. Савенко // Актуальные проблемы административного, финансового и информационного права: Материалы VI ежегодной Всероссийской конференции (г. Ставрополь, 2022 г.): сборник научных статей. Ставрополь: Параграф, 2022. – С. 306.
  16. Султанов А.Р. Спорные вопросы применения сроков давности привлечения к ответственности за налоговые правонарушения // Адвокат. – 2021. – № 4. – С. 23.
  17. Султанов А.Р. Какими должны быть правовые последствия истечения сроков давности привлечения к ответственности за совершение налого­вого правонарушения // Адвокат. – 2021. – № 6. – С. 8.

Поделиться

866

Оганов А. К. Проблемы административной ответственности за налоговые правонарушения // Актуальные исследования. 2023. №48 (178). Ч.II.С. 83-87. URL: https://apni.ru/article/7634-problemi-administrativnoj-otvetstvennosti

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря