Главная
АИ #48 (178)
Статьи журнала АИ #48 (178)
Использования исследовательских задач в предметной области геометрии

Использования исследовательских задач в предметной области геометрии

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

исследовательские задачи
самостоятельность
исследовательская деятельность
студенты
образование
развитие
обучение
геометрия

Аннотация статьи

Данная статья освещает влияние использования исследовательских задач на развитие уровня самостоятельности в исследовательской деятельности учащихся на различных стадиях обучения. Исследование проводилось среди 57 учащихся на формирующем и констатирующем этапах. Методы статистического анализа, включая критерий Колмагорова-Смирнова, применялись для подтверждения гипотезы. Результаты указывают на положительное влияние исследовательских задач на развитие навыков самостоятельной работы, критического мышления и поиска информации у учащихся.

Текст статьи

В современной школьной учебной деятельности помимо усвоения определенного объема знаний необходимо овладеть методами и приемами их получения. Это обусловлено постоянными изменениями в информационном обществе, где актуальным является непрерывное обучение [1]. Самостоятельная познавательная деятельность является важной психологической основой для учащихся, поскольку она способствует их заинтересованности в учебном материале. Кроме того, способность к самостоятельной исследовательской работе способствует успешности трудовой деятельности в будущем. Специалист, обладающий навыками самостоятельной работы с информацией и готовый к обучению, лучше адаптируется к современным технологиям и новым условиям, включая нестандартные ситуации, что позволяет ему оставаться конкурентоспособным на рынке труда.

Геометрия в образовательной программе школы играет важную роль, обеспечивая связь между теоретическим и практическим обучением. Чтобы избежать формального подхода к этой теме, необходимо наполнить учебный процесс содержанием, способствующим полному усвоению знаний [5, с. 13]. Развитие исследовательских навыков учащихся и их привлечение к исследовательской деятельности представляют собой сложную и многоаспектную проблему, которую можно рассматривать с точки зрения философии, социологии, психофизиологии, дидактики, методики обучения и других научных дисциплин.

Психологический аспект данной проблемы включает анализ различных аспектов, таких как изучение структуры творческой и исследовательской деятельности, их формы, а также формирование умственных действий и их составляющих. Эти вопросы рассматриваются в трудах таких авторов, как А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев, О.К. Тихомиров, и другие [3]. Также вопросы по активизации исследовательской деятельности в процессе обучения математике рассматриваются в работах авторов: Е.А. Акопян, С. Алиханов, Б.А. Викола, Н.Д. Волкова, В.Ю. Гуревич, О.С. Кретинина, В.Н. Осинской, Т.А. Песковой, Т.Б. Раджабова, А. Хамракулов, и другие.

К сожалению, опыт работы в школах показывает, что многие учащиеся, хотя и обладают формальными знаниями в геометрии, сталкиваются с затруднениями при решении геометрических задач. Они часто не умеют исследовать геометрическую ситуацию, анализировать условия задачи, формулировать гипотезу для ее решения, выбирать наиболее эффективный способ решения и делать соответствующие выводы. Это происходит несмотря на их психофизиологические возможности и способности к проведению всех необходимых мыслительных операций, связанных с исследовательской деятельностью, предполагаемые их возрастом. Наблюдения за процессом обучения геометрии показывают, что многие учащиеся по-прежнему остаются пассивными при решении сложных задач [2, с. 9].

Мы провели исследование уровня самостоятельности исследовательской деятельности среди 57 учащихся, находящихся на стадиях формирования и констатирования исследовательской деятельности через систему задач, описанных Насыбуллиной А. В. [4, с. 53]. Для этого мы использовали критерий Колмагорова-Смирнова, который помог нам подтвердить, что использование исследовательских задач действительно способствует повышению уровня самостоятельности в проведении исследовательской работы у учащихся.

В процессе исследования мы анализировали реакции учащихся на исследовательские задачи, измеряли их способность к самостоятельному поиску решений и критическому мышлению. Мы также учитывали индивидуальные особенности каждого учащегося.

После проведения исследования мы обнаружили, что уровень самостоятельности исследовательской деятельности значительно повышается при использовании исследовательских задач. Учащиеся обретают большую уверенность в своих способностях, развивают навыки самостоятельного поиска информации, анализа и выводов. Это свидетельствует о том, что исследовательские задачи действительно способствуют развитию самостоятельности и критического мышления у учащихся. Было обнаружено, что систематическое включение исследовательских заданий в учебный процесс не только не препятствует изучению основного курса геометрии, но также способствует формированию навыков исследовательской работы учащихся седьмого и восьмого классов.

В эксперименте, проведенном под контролем, было доказано, что предложенные методы, направленные на стимулирование исследовательской активности студентов, действенны. Эти методы включают в себя:

  • Решение задач с несколькими верными ответами;
  • Решение задач различными методами и подходами (воплощение различных идей и гипотез для решения);
  • Разбиение задач на подзадачи (что выполняется учителем);
  • Решение дополнительных задач;
  • Формулирование вопросов к условиям задачи для поиска путей решения;
  • Запись процесса размышлений во время решения задачи (описание и обоснование своих действий);
  • Формулирование общей проблемы после решения первоначальной и описание процесса обобщения.

Строго обратите внимание на то, что отличие учебной исследовательской деятельности от научной заключается в том, что первая производится под руководством учителя. С точки зрения методики важно направлять студентов к общим идеям решения, а не только к конкретным ответам и, исходя из идей, возникающих у студентов, формировать соответствующие рекомендации.

Поэтому для активизации исследовательской деятельности студентов особенно эффективны следующие методы, применяемые учителем: 1) дискуссия; 2) оппонирование; 3) вопросы-подсказки; 4) корректировка; 5) повторная дискуссия.

Исследование показало, что использование исследовательских задач имеет положительное влияние на формирование у учащихся навыков самостоятельной работы и мышления. Эти результаты подтверждают важность использования исследовательского подхода в образовании и его положительное воздействие на развитие учащихся в области исследовательской деятельности в предметной области геометрия.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: [утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897] / Система «Гарант»: [сайт] –URL:http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/ (дата обращения: 14.02.2023)
  2. Владимирцева, С. А. Теория и методика обучения математике: Общая методика: учебное пособие / С. А. Владимирцева. – Барнаул: БГПУ, 2005. – 194 с.
  3. Леонтьев, А. Н. Психологические вопросы сознательности учения: Избранные психологические произведения / А. Н. Леонтьев // Проблемы психологии понимания. – 1983. – Т.1. – Вып. 7. – С. 353-360.
  4. Насыбуллина, A. B. Методика выявления параметров математических способностей учащихся при обучении математике в неполной средней школе: специальность 13.00.01 «Общая педагогика»: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Насыбуллина Анися Дамировна. – Москва, 1993. – 203 с.
  5. Фридман, Л. М. Как научиться решать задачи: книга для учащихся старших классов / Л. М. Фридман. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. – 240 с.

Поделиться

782

Калашникова Ю. А. Использования исследовательских задач в предметной области геометрии // Актуальные исследования. 2023. №48 (178). Ч.IV.С. 20-22. URL: https://apni.ru/article/7635-ispolzovaniya-issledovatelskikh-zadach

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января