Феномен развития Индской (Хараппской) недоцивилизации

Индская цивилизация – это сплошная историческая аномалия, не имеющая логического объяснения с позиции линейного исторического развития. Само появление технологически высокоразвитой цивилизации при отсутствии археологических следов её эволюционного развития это уже аномалия. Аномально и ее общественно-политическая система, и уровень развития ремесел, и строительных технологий, и даже её быстрая деградация и полное исчезновение без всякого внешнего воздействия – это тоже аномалия. Зато данный феномен может служить идеальным образцом цивилизационного регресса представителей высокоразвитой цивилизации и хорошо вписывается в теорию неравномерности и линейно цикличности исторического развития.

Аннотация статьи
историческое развитие
технологическое развитие
город
ремесленное производство
Индская цивилизация
цивилизация
Ключевые слова

В III тысячелетии до н.э. в долине реки Инд возникает высокоразвитая цивилизация, без каких бы то ни было следов предварительного эволюционного развития. В соответствии с археологическими данными развитие Индской (Хараппской) цивилизации произошло очень быстро, минуя стадию примитивного развития. Расцвет цивилизации приходится на (2900 – 1700 гг. до н.э.) [2, c. 59-96; 8, c. 120-210; 16, c. 263-267].

«Калиброванные даты удревняют начало ее существования, относя его к 3200 г. до н.э.» [2, c.69].

Ареал Индской (Хараппской) цивилизации приведен на рисунке 1.

Рис. Ареал Индской цивилизации [19]

Столь же быстро как расцвет цивилизации, наступил и ее закат. Деградация цивилизации растянулась на несколько сотен лет и привела ее к полному исчезновению. Фактически вся история Индской цивилизации это история цивилизационного регресса. Поэтому с точки зрения линейности и необратимости исторического развития Индская цивилизация является парадоксом, не имеющим логического объяснения.

1. Аномалии Индской цивилизации.

В истории Индской цивилизации аномально абсолютно все.

  1. Регион расположения цивилизации очень удобен для её проживания, но благоприятные климатические условия и богатство пищевых ресурсов не создают необходимых условий для рождения там цивилизации [10].
  2. Аномалией является и отсутствие следов ее эволюционного развития;
  3. Отсутствие крестьянства и социального расслоения общества это тоже аномалия;
  4. Отсутствие единого государственного управления при наличии больших городов, созданных по единым строительным стандартам;
  5. Аномальны и отсутствие религии Хараппы и социально-политическое устройство общества равноправных ремесленников;
  6. Аномальна и высокая градостроительная культура;
  7. Высокий уровень развития ремесленного производства;
  8. Единая система мер и весов говорит о высоком уровне стандартизации, что характерно только для технологически высокоразвитой цивилизации;
  9. Высокий уровень развития товарообменных операций, несмотря на полное отсутствие единой денежной системы;
  10. Идентичность письменность Индской цивилизации с письменами ронго-ронго жителей острова Пасхи.
  11. И даже последующая быстрая деградация и полное исчезновение цивилизации без всякого внешнего воздействия это тоже аномалия.

1.1. Нарушение логики появления Индской цивилизации.

«В плане начала формирования Индской общности есть несколько версий.

Первая из них упирает на то, что именно высокий уровень муссонных осадков и послужил основным стимулом для развития Индской общности и цивилизации.

Вторая точка зрения уточняет – деревни бронзового века и городские общества долины Инда – это что-то вроде аномалии, поскольку археологи обнаружили небольшое указание на местную изоляцию и военный конфликт» [15].

Первым шагом на пути рождения цивилизации является начало трудовой деятельности человека направленной на производство пищи [10]. Именно вынужденная производящая трудовая деятельность приводит к технологическому развитию общества и изменению его бытия. А для этого, природно-климатические и географические условия в регионе обитания племен, должны создать угрозу базовым потребностям человека. Невозможность заниматься присваивающим хозяйством ввиду недостатка пищевых ресурсов в регионе и отсутствие возможности улучшить свое положение путем миграции в более благоприятный регион должны заставить человека осесть на земле и заняться производством продуктов питания.

Оседлая жизнь приводит к развитию сельского хозяйства, образованию больших народов и запускает механизм социальной трансформации общества.

Проблема в том, что в долине реки Инд не было абсолютно никаких предпосылок способных заставить человека осесть на земле и перейти от присваивающего хозяйства к производящему. Благоприятные климатические условия, низкая плотность населения в регионе, обилие растительной и животной пищи, большие возможности к миграции в другие регионы. Нет абсолютно ничего, что могло бы создать угрозу базовым потребностям человека и заставить его начать тяжелую трудовую деятельность, связанную с производством пищи.

1.2. Отсутствие следов развития цивилизации.

Рождение и развитие цивилизации это длительный процесс, занимающий несколько тысяч лет. В течение этого времени идет постепенное развитие сельскохозяйственных технологий, появляется письменность, происходит социальное расслоение общества и рождение государства. Функционирование государства создает большое количество различных письменных документов, поэтому цивилизация оставляет после себя много археологических артефактов и письменных источников, по которым можно отследить её технологическое развитие и историю.

В долине реки Инд ничего из этого нет.

При наличии письменности Индская цивилизация не оставила после себя никаких письменных источников. Вся хронология Хараппской цивилизации основана на свидетельствах ее контактов в основном с Месопотамией [2, c. 73]. Это является результатом отсутствия государства. Ремесленникам письменность нужна только в ограниченном объеме, они не будут её развивать и создавать школы писцов.

Поэтому сам факт внезапного появления в этом районе высокоразвитой цивилизации ремесленников при отсутствии следов предварительного эволюционного развития территории уже является свидетельством искусственности данного социального образования «Индская цивилизация».

1.3. Отсутствие крестьянства и социального расслоения общества.

Продовольственная основа любой цивилизации это крестьянство. При оседлом образе жизни именно оно удовлетворяет потребности людей в продовольствии и именно с него начинается рождение цивилизации.

Низко производительный ручной труд в сельскохозяйственном производстве требует участия в нем большого количества людей. Только по мере развития сельскохозяйственных технологий и роста урожайности, у крестьян появляется добавочный продукт, который они готовы обменять на продукцию ремесленника.

Значительно позднее рождается отдельный класс ремесленников, основной труд которых направлен на удовлетворение запросов крестьян.

По мере развития сельскохозяйственных технологий все больше и больше людей будет высвобождаться для занятия другими видами деятельности, и процентное соотношение крестьян начнет уменьшаться в пользу ремесленников и горожан. Даже в начале 20 века крестьянство составляло большинство населения развитых стран мира. Именно поэтому городское население и ремесленники составляют лишь небольшой процент от всего численного состава общества, на начальном этапе его технологического развития.

Это естественный эволюционный процесс развития общества, поэтому полное отсутствие крестьянства в Индской цивилизации нарушает данный эволюционный процесс развития и является аномалией.

1.4. Отсутствие единого государственного управления при наличии больших городов, созданных по единым строительным стандартам.

Эволюционный путь рождения цивилизаций идет через социальное расслоение общества и формирования в нем управленческих элит. Классовое разделение общества это одно из необходимых условий на пути рождения государства.

«…без такого неравенства, без развития тех возможностей для роста производительных сил, которые заложены в эксплуатации труда одних для выгоды других, при тогдашнем уровне развития производства прогресс был вообще невозможен» [16, c.21].

Развитие сельского хозяйства приводит к появлению частной собственности на средства производства, землю и результаты своего труда. Собственники земли – основного ресурса для производства продуктов питания – при недостатке пищевого предложения в регионе получают власть над окружающими их людьми. Социальная трансформация общества приводит к его классовому расслоению и появлению управляющих элит. Управляющие элиты концентрируют в своих руках власть над большими массами людей. Это позволяет им накопить большой объем материальных ценностей и подкрепить свою власть аппаратом принуждения, и профессиональной наемной армией, следящей за исполнением всеми членами общества законов и распоряжений вождей.

Этот процесс заканчивается образованием государства деспотического типа. Другие методы управления большими массами людей просто не работают на начальном этапе технологического развития общества.

Государство – это естественно возникающая система самоорганизации больших масс людей, сосредоточенных на определенной территории и объединенных общим языком, культурой, историей и религий [10].

Появление государства знаменует рождение цивилизации.

Именно образование государства является первым признаком цивилизации. Только государство способно создавать законы и имеет механизм принуждения, следящий за их исполнением. Только государство имеет ресурсы и способно финансировать крупные социально значимые проекты, а так же имеет возможность консолидировать большие массы людей для их претворения в жизнь.

История доказала, что государство деспотического типа при низком уровне технологического развития общества это самая эффективная форма правления. Даже в гораздо более поздние времена, римляне пытались внедрить демократические формы правления, но неизбежно возвращались к деспотии. Это может свидетельствовать о нежизнеспособности других форм управления обществом при низком уровне его технологического развития. Именно уровень технологического развития общества определяет тип производственных отношений и формирует социальные отношения.

Дальнейшее цивилизационное развитие общества приводит к расширению товарообмена и появлению денег. Развитие государственной идеологии и материальная заинтересованность граждан приходит на смену физическому принуждению. Идет развитие системы управления государства и деспотии уступают место другим, более прогрессивным, формам управления массами, основанным на идеологии и материальном поощрении граждан. Но, даже в этом случае, для управления обществом необходимо иметь государственные структуры с аппаратом контроля и принуждения.

Но ничего подобного в Индской цивилизации мы заметить не можем.

Само наличие высокоразвитых городов и высокий уровень ремесленного производства, говорят о высоком уровне развития общества, однако отсутствие видимых следов существования государства и социального разделения общества свидетельствуют об искусственности происхождения самой цивилизации. Без сильной деспотической власти и организации, общество свободных и равноправных ремесленников, не способно воплотить в жизнь ни один большой проект.

«…в течение нескольких десятилетий в науке господствовало убеждение, будто культура принесена сюда в готовом виде извне…» [16, c.293].

Вот только на тот момент в мире не существовало ни одной известной цивилизации сравнимой по уровню развития с Индской цивилизацией, откуда эта культура могла бы быть принесена. А единственное, логически верное объяснение данного феномена, противоречит линейной модели исторического развития и поэтому не принимается в расчет классической историей.

Поэтому отсутствие крестьянства, отсутствие социального расслоения общества и, соответственно, отсутствие единого государства являются аномалиями, свидетельствующими о не эволюционном пути появления Индской цивилизации.

1.5. Религия Хараппы и социально-политическое устройство общества равноправных ремесленников.

Религия, как идеологический скреп общества, формируется и развивается вместе с самим обществом. Однако по мере своего технологического и цивилизационного развития религия утрачивает свое значение в обществе. В нашем современном высокоразвитом обществе люди относятся к религии больше как к старой традиции. Общество становится атеистично. И в процессе технологического развития общества эта тенденция только усиливается. Что мы и наблюдаем в Индской цивилизации. Общество свободных равноправных ремесленников атеистов.

«Вообще трактовка свидетельств хараппской религии, как и общественного строя, зависит от позиции исследователя…» [2, c. 92].

Это означает только то, что все выводы историков по этим вопросам сугубо субъективны и не подтверждаются никакими археологическими артефактами.

Это в корне противоречит естественному процессу развития Индской цивилизации. Отсюда и бесконечные попытки историков найти следы существования религии в Хараппской цивилизации. Поиски жертвенных алтарей, «назначение» ритуальных бассейнов и помещений для совместных молитв. Там этого ничего нет и быть не могло.

Появление равноправных свободных граждан в ранних цивилизациях, при деспотической форме правления, совершенно невозможно. Только технологическое развитие приводит к смене производственных отношений и последующей смене общественных отношений и государственного устройства. Деспотии уступают место конституционным монархиям и демократическим формам правления. Поэтому сама социальная организация равноправных вольных ремесленников уже говорит о высоком уровне цивилизационного и идеологического развития такого общества.

Самоорганизация свободных ремесленников в рамках отдельных городов и выборы представителей для осуществления общего управления территорией это мера необходимая и вполне возможная в таком обществе. Проблема в том, что подобные государственные образования на базе отдельных городов нежизнеспособны. Вся их деятельность может быть направлена только на поддержание существующего состояния общества и содержание городской инфраструктуры. Для его развития и претворения в жизнь больших социальных проектов у подобных моделей самоорганизации просто нет достаточной ресурсной базы и мощного аппарата принуждения. Недостаток ресурсов не позволит городам-государствам создать и поддерживать обращение денег на подконтрольной им территории, а без этого не удастся обеспечить материальную заинтересованность граждан и привлечь рабочих для участия в больших проектах.

Само существование цивилизации с подобным социально-политическим устройством, при отсутствии единого центра государственного управления, тоже является аномалией и требует осмысления и логического объяснения.

1.6. Строительные технологии [8, c. 172].

Индская цивилизация строит великолепные города Хараппа, Мохенджо-Даро, Ракхигари, Лотхал и Дхолавира. «Все дома имели доступ к водопроводу и канализации, включая систему дренажа. Подобный подход был немыслим даже в Поздние средние века в большинстве городов Европы. В городах Хараппа и Мохенджо-Даро в каждом доме был туалет, с подведённой к нему системой канализации» [14].

«Благоустройство было необычайно развитым для древности. В домах находят ванные комнаты и туалеты. Под мостовыми проложены облицованные обожженным кирпичом канализационные каналы, на определенном расстоянии друг от друга располагались отстойники» [2, c. 78].

Даже в 19 веке наличие санузлов и ванных комнат в домах не являлось стандартом и встречалось довольно редко. Еще и сегодня, 4.500 лет спустя, 70% населения планеты проживает в домах без всех этих удобств.

«…индские города имели хорошо продуманную и четко налаженную систему водоснабжения и канализации. При этом в целом ряде случаев отчетливо прослеживается, что эти системы закладывались непосредственно в период строительства города» [8, c. 134].

Подобный уровень градостроительства совершенно не соответствует технологическому уровню развития коренных народов Индии того времени и окружающих их цивилизаций. Для того чтоб прийти к подобным методам строительства нашей современной цивилизации понадобилось, минимум, 4.500 лет развития. При этом мы имеем огромное количество зданий и городов, по которым можно четко проследить развитие архитектурных и строительных технологий. Все это отсутствует в долине реки Инд, прилегающих районах и соседних цивилизациях.

Планировка и комплексная застройка больших районов – это архитектурные принципы середины 20 века. Закладка систем коммуникаций на этапе строительства требует высокой культуры строительства и большого опыта проектирования, что не может появиться в одночасье. Подобные технологии строительства требуют наличия не просто высокоразвитой письменности, но также и высокого развития системы проектирования и составления чертежей. Без чертежей и строительных планов подобное строительство невозможно.

Даже само существование высокоразвитых городов, созданных по единому типовому проекту, уже противоречит бесклассовому социальному устройству общества и отсутствию единой системы государственного управления. В бесклассовом обществе свободных и равноправных ремесленников отсутствуют мотиваторы для реализации таких проектов. Главным мотиватором в древнем, слаборазвитом обществе является принуждение, а на более поздних этапах развития – личная материальная заинтересованность. Все это требует существования высокоразвитой системы государственного управления для содержания армии, полиции, печатания денег и обеспечения их оборота в государстве. Государство формирует законы и обеспечивает их соблюдение всеми членами общества, регулирует товарно-денежные отношения и обеспечивает защиту общества от внешних врагов.

Ничего этого в Индской цивилизации не было.

При отсутствии единой системы государственного управления общество свободных равноправных ремесленников не в состоянии консолидироваться для решения подобных градостроительных проектов.

Естественный процесс рождения городов начинается с появления устойчивых товарообменных рынков, на которых ремесленники могут обменять свою продукцию на товары питания, производимые крестьянами. Вокруг таких рынков начинается хаотичная застройка и появляются поселения ремесленников.

«Городом мы будем называть населенный пункт со свободным населением, где осуществляется концентрация, перераспределение и реализация прибавочного продукта. Это и есть основная или, как теперь принято говорить, системообразующая функция города (предлагаемое определение города разработано совместно О.Г. Большаковым и В.А. Якобсоном)» [2, c. 44].

Рыночная площадь превращается в центр города, поскольку именно с неё и начинается развитие поселения, поэтому без механизма централизованного управления и планирования возможна только хаотичная застройка территорий.

В Индской цивилизации все происходит с точностью до наоборот. Сначала появляются типовые, технологически высокоразвитые города и только после этого рядом с городами появляются рынки и начинается хаотичная застройка местности, а со временем такая хаотичная застройка перемещается и на улицы городов. Деградация городов заметна, а вот следов их развития нет. Постепенно на смену городам и поселкам приходят небольшие сельские поселения [16, c. 266].

Принципы застройки городов тоже могут рассказать о многом. В период развитой Хараппы застройка была плотной с широкими улицами, до 10 метров шириной [16, c. 264]. Планы домов отличались многообразием. Следы ремесленной деятельности отсутствуют [2, c. 78]. Это говорит о том, что города изначально строились не ремесленниками и не для ремесленников, что уже противоречит эволюционной модели развития цивилизации. У них было совсем другое предназначение.

Ремесленное производство в них появилось уже потом. Значительно позднее. И это вполне логично, но только с точки зрения теории неравномерности и линейно цикличности исторического развития [9].

Все это говорит о том, что развитие строительных технологий Индской цивилизации произошло в другом месте, а при возведении городов в долине реки Инд были использованы готовые и хорошо проработанные градостроительные решения другой цивилизации.

1.7. Высокий уровень развития ремесленного производства.

«Жители долины реки Инд разработали ряд новых ремёсел – обработку сердолика, обработку кости, металлургию бронзы, меди, свинца и олова» [15].

«В металлургии Хараппцы достигли серьёзных успехов – они умели изготавливать медь, бронзу, свинец, олово и строили печи весьма высокого качества. Умели обрабатывать сердолик, золото, слоновую кость, морские раковины…» [15].

Структура ремесленного производства Индской цивилизации весьма показательна сама по себе.

При эволюционном пути развития, в первую очередь развивается производство предметов производственного назначения. Основной потребитель этих товаров это крестьянство. Затем идут предметы бытового и хозяйственного назначения для удовлетворения массового спроса населения. Потом оружие и доспехи. Основной заказчик – государство. И в последнюю очередь развивается производство украшений и ювелирных изделий.

Перекос ремесленного производства в сторону предметов бытового назначения и украшений говорит об отсутствии спроса на предметы производственного назначения со стороны крестьянства и предметы военного назначения со стороны государства. Причина отсутствия спроса – это отсутствие самого класса крестьян и отсутствие государства. Поэтому все внимание ремесленников и было уделено производству товаров для обмена с окружающими первобытными племенами на пищевые продукты, которые были добытые ими собирательством и охотой. Племена рождают спрос на различные украшения. Для этого, чем ярче изделие и чем сильнее оно блестит, тем его дороже можно обменять. Высокий спрос приводит к развитию именно подобных видов ремесел.

Спрос на бытовые предметы обеспечивали соплеменники, граждане Хараппы.

Соответственно вся экономика Хараппы была направлена на изготовление продукции, которую можно было легко обменять на продукты питания. Подобная структура экономики не характерна для ранних цивилизаций, в которых активно развивается сельское хозяйство и строительство.

1.8. Единая система мер и весов.

«Другой признак высокоразвитой организации внутренней распределительной сети ресурсов и продукции – наличие стандартизированной системы мер и весов, которая использовалась по всему Индскому региону.

Гравированные линейки с разметкой указывают на наличие системы мер для измерения длины. Археологами были найдены четыре градуированные линейки – из терракоты, слоновой кости, меди и перламутра, соответственно в Калибангане, Лотале, Хараппе и Мохенджо-Даро. Они были размечены с шагом около 1,7 миллиметра, самый большой отрезок на линейке из Мохенджо-Даро равен 67,056 миллиметра, а другие по линейке Лотал содержат интервалы 33,46 и 17 миллиметров» [8, c. 150].

«Маленькие кубические гири, начиная от одного до шестидесяти четырех единиц веса в 0,871 грамма, имелись во всех населенных пунктах, в то время как крупные поселки и города также имели более тяжелые веса – до 10,865 килограмм. Наиболее распространенный вес был эквивалентен приблизительно 13,65 грамма. Принимая это в качестве основной единицы, жители Индского региона также использовали меньшие веса, которые были полуторной, четвертой, восьмой и шестнадцатой частью этой базовой единицы и более крупные, которые были кратны 2, 4, 10, 12.5, 20, 40, 100, 200, 400, 500 и 800 базовых единиц» [8, c. 150].

 «Стандартизация также очевидна и в Индских артефактах, таких как бусы, каменные и металлические инструменты и керамика» [8, c. 177].

Единая система мер и весов появляется только тогда, когда у общества возникает в этом потребность. А подобная потребность возникает только при высоком развитии товарно-обменных и товарно-денежных отношений в обществе.

Наличие подобных эталонов веса и длины не характерно для ранних цивилизаций, поэтому данный феномен Хараппской цивилизации заслуживает особого внимания и объяснения.

Потребность в высоком уровне стандартизации возникает в ремесленном производстве при высоком уровне его технологического развития. По мере усложнения ремесленных технологий происходит и усложнение используемых инструментов.

Введение единого стандарта мер и весов требует единых правил ведения товарно-обменных операций на всей территории цивилизации. Контроль за исполнением таких правил и меру ответственности за их нарушение может выполнять только единая централизованная система власти. При ее отсутствии, функционирование подобной системы единого стандарта, возможно только в высокоразвитом обществе, как поддержание правил торговли, доставшихся по наследству от предыдущей цивилизации. Но, без надзора со стороны государства, такая система не жизнеспособна и обречена на деградацию. Индская цивилизация это прекрасно продемонстрировала.

1.9. Высокий уровень развития товарообменных операций с другими регионами.

«Ставка в развитии была сделана на торговлю с далёкими землями, дальше чем Вавилон, Шумер и южная Месопотамия. На развитую торговлю указывают многочисленные печати, украшенные животными и мифическими существами» [15].

Проблема в том, что вся логика существования Индской цивилизации – это не путь развития, а растянувшийся во времени цивилизационный регресс.

Цивилизация ничего не создавала сама. При отсутствии единого государства вольные, равноправные ремесленники были заняты исключительно проблемами личного выживания. Перекос в экономике в сторону выпуска товаров длительного пользования бытового назначения и украшений, и высокий уровень развития ремесел привели к тому, объемы выпускаемой продукции оказались избыточными для локальных рынков [8, c. 148]. Поэтому цивилизация вынуждена была искать более емкие рынки для сбыта своей продукции. Отсюда и торговля с далекими землями.

Несоответствие предложения ремесленной продукции емкости локального рынка может быть свидетельством искусственности появления ремесленного производства и самой цивилизации.

1.10. Письменность

Высокоразвитая цивилизация ремесленников обладала и письменностью. Письмо было иероглифическим и имело около 400 знаков. К настоящему времени язык Индской цивилизации остается загадкой, а письменность пока не поддается расшифровке.

«Знаки, восходящие к рисункам, воспроизводят растения и животных Северной Индии, что является свидетельством местного происхождения самой письменности» [16, c. 265].

Однако в справедливости данного утверждения можно усомниться, поскольку была обнаружена удивительная схожесть письменности Индской цивилизации с письменами ронго-ронго жителей острова Пасхи. Они имеют 174 сходных знака [8, c. 125]. Такое количество общих символов исключает случайность совпадения, а расположение острова Пасхи посреди Тихого океана, в 20 тысячах километров от Индии, абсолютно исключает какие бы то ни было связи между этими территориями. Этот феномен говорит о том, что этот вид письменности произошел из одного общего источника, что не исключает появления определенных различий в процессе дальнейшего её обособленного развития.

Единый источник происхождения письменности говорит о единстве цивилизации, к которой принадлежали граждане Индской цивилизации и жители острова Пасхи. И здесь возникает главный вопрос – где эта цивилизация?

Судьба письменности тоже очень показательна. Если у ремесленников Хараппы еще и была определенная необходимость в учете товарно-материальных запасов и появлении письменности, то непонятно зачем вообще письменность могла понадобиться малочисленному населению острова Пасхи. И вывод может быть только один – письменность осталась от прошлой высокоразвитой цивилизации. Отсутствие необходимости в ней в дальнейшем и предопределило её судьбу для острова Пасхи. Она была полностью забыта за ненадобностью.

1.11. Закат цивилизации.

«Однако сразу же после этого кратковременного рывка развитие практически останавливается – внедренные стандарты не подвергаются пересмотру и изменению на протяжении многих сотен лет» [8, c. 177].

«Свидетельства упадка очевидны: некоторые здания заброшены, вдоль дорог громоздились наспех сделанные прилавки, многие строения развалились и пришли в негодность, на развалинах общественных зданий выросли новые неказистые домишки, многие помещения перестраивались – из того же старого кирпича, нового уже не делали, – на главных улицах громоздились гончарные печи – недопустимый в прежние времена образцового порядка факт. Уменьшилось число ввозимых вещей – значит, ослабли внешние связи и захирела торговля, сократилось ремесленное производство, керамика стала более грубой, без искусной росписи, уменьшилось число печатей, стал реже использоваться металл» [1].

Даже элементарные, общественно полезные работы, связанные с ремонтом и поддержанием в рабочем состоянии инфраструктуры уже существующих городов, проводятся органами государственного управления и финансируются за счет налогов и сборов. Отсутствие подобной системы в Индской цивилизации и обусловило последующую деградацию городов и городского хозяйства.

И поскольку именно государство является основным признаком цивилизации и является тем стержнем, который скрепляет общество и определяет вектор его развития, то его отсутствие в Индской цивилизации и явилось основной причиной её сравнительно быстрой деградации и полного исчезновения. Для этого не понадобилось даже внешнего воздействия. Произошла естественная деградация общества, поскольку в отсутствии государства нет и цивилизации. Общество вольных равноправных ремесленников не смогло консолидироваться вокруг единого центра власти, создать свое государство и постепенно деградировало до уровня окружающих его первобытных племен. Индскую цивилизацию не спало ни высокое развитие ремесел, ни наличие письменности, ни высокий уровень социального развития общества.

Именно поэтому Индскую цивилизацию часто называют «несостоявшейся» цивилизацией [2, c. 41].

Многие достижения Хараппской культуры были потеряны навсегда. Это является еще одним доказательством цикличности исторического развития. Линейный подход к истории не в состоянии логически объяснить подобный феномен Хараппской цивилизации.

«Историкам, конечно же, не нравится ситуация, когда цивилизации быстро возникают и столь же быстро исчезают, поскольку это в корне противоречит одному из базовых положений их современной доктрины о сугубо естественном (а следовательно, и постепенном) развитии человечества. Как результат – у них возникают волюнтаристические попытки «растянуть» во времени период как формирования, так и распада Индской цивилизации» [8, c. 208].

«Но подлинные причины гибели хараппских городов должны быть, прежде всего, связаны с их историей, а ее-то мы пока и не знаем» [16, c. 266].

Точнее будет сказать, не не знаем, а не можем понять логику произошедших событий.

2. «Неуместные» артефакты и сооружения Индии как подтверждение цикличности исторического развития.

В Индии есть много артефактов и сооружений, технологическая сложность изготовления которых позволяет их отнести в разряд «неуместных» артефактов и исторических аномалий.

Так в этот раздел можно отнести:

  1. Храм Хойсалешвара расположенный в районе Хассан в Карнатаке [7, 12, 17]. Храм изобилует сложнейшей искусной резьбой на камне, а на каменных колонах присутствуют явные следы машинной обработки.
  2. Храм Кайласа (или Кайлаша) находится в городке Эллора штата Махараштра в западной части Индии [18]. Храм представляет собой комплекс зданий, высеченный в одном большом куске скалы. Технологическая сложность и архитектурное совершенство вызывает большие сомнения в возможности его проектирования и изготовления примитивными ручными инструментами древности.
  3. Делийская колонна. Возраст этой колонны в Дели насчитывает более 1500 лет. Она на 99,72 процента состоит из железа, но при этом не ржавеет [5, 13]. Даже при сегодняшнем, высоком уровне развития металлургии, добиться столь высокой чистоты железа невероятно сложно.
  4. В 2001 году в Мехрагархе, в Индии, были найдены останки 9 людей с 11 просверленными отверстиями в зубах, древность 7 500 – 9000 лет [6].
  5. Идентичная письменность Хараппы и народа острова Пасхи. Контакты между этими территориями абсолютно исключены. Объяснение может быть только одно. До потопа эти народы принадлежали к одной древней цивилизации и все различия в письменности появились уже в процессе последующего обособленного развития.

Из всего этого напрашивается только один, вполне логический вывод, что на этой территории ранее проживали люди, относящиеся к совершенно другой, технологически намного более развитой цивилизации. Все эти города в долине Инда были построены этой цивилизацией на предыдущем цикле своего исторического развития.

3. Индская «недоцивилизация» с позиции теории неравномерности и линейно цикличности исторического процесса.

Эту сообщность равноправных технологически высокоразвитых ремесленников, живущих в однотипных хорошо спроектированных городах и цивилизацией назвать сложно.

Цивилизация – это такая стадия технологического и социального развития общества, на которой возникает классовое общество и система его самоорганизации, называемая государством. Именно после образования государства рождается цивилизация. Без образования государства цивилизация существовать не может [10].

Только одним своим существование Индская (Хараппская) цивилизация ломает всю линейную модель исторического развития, потому что в ней есть все атрибуты высокоразвитой цивилизации при отсутствии двух основополагающих признаков цивилизации, таких как классовое разделение общества и единое государство. Именно поэтому данное социальное образование нельзя считать цивилизацией.

Парадокс существования высокоразвитого общества без атрибутов цивилизации и заставляет историков искать что-то, что можно было бы представить как признаки классового деления и единого государственного управления. Поэтому и пытаются как можно дольше во времени растянуть процесс появления и деградации Хараппской цивилизации, чтоб хоть как-то вписать её в линейный процесс развития.

3.1. Два разных эволюционных процесса рождение цивилизации.

Рождение цивилизации это длительный эволюционный процесс технологического и социального развития общества. В соответствии с теорией неравномерности и линейно цикличности исторического развития [9] существуют два совершенно разных процесса зарождения цивилизации.

Первичное цивилизационное развитие это естественный процесс развития и рождения ПЕРВОЙ высокоразвитой цивилизации планеты, обусловленный только психологией человека и сочетанием природно-климатических и географических факторов [10].

Этот процесс для своего запуска требует уникального совпадения ряда необходимых и достаточных условий. Проблема только в том, что для такого развития цивилизации в долине реки Инд не было абсолютно никаких предпосылок.

Вторичное цивилизационное развитие – это процесс цивилизационного развития первобытных народов, спровоцированный результатами просветительской и хозяйственной деятельности первой цивилизации планеты, а также процесс повторного цивилизационного развития самих представителей погибшей цивилизации в новом историческом цикле [10].

Индская цивилизация не вписывается и в процесс вторичного цивилизационного развития отсталых народов, поскольку этот процесс идет через развитие сельского хозяйства и связанное с этим классовое разделение общества с последующим формированием государства деспотического типа, чего мы там тоже не наблюдаем.

Зато данный феномен хорошо подходит как пример неудачного вторичного цивилизационного развития представителей погибшей цивилизации в новом историческом цикле. Если рассматривать Индскую цивилизацию как бывшую колонию технологически высокоразвитой цивилизации Америки в Индии, то все становится на свои места и приобретает логический смысл.

3.2. Проецирование ситуации на современные рабочие поселки нашей цивилизации и моделирование их судьбы после глобальной катастрофы.

Для того чтоб понять суть появления и существования Индской цивилизации достаточно просто обратить внимание на современные коттеджные поселки нашей цивилизации, которые строят ресурсодобывающие компании для своих высококвалифицированных рабочих в странах Африки и Юго-Восточной Азии, и логически представить, что произойдет с людьми, работающими в них, после глобальной катастрофы и гибели цивилизации.

В местах добычи полезных ископаемых используется современное высокотехнологичное оборудование. Для управления его работой и технического обслуживания необходим высококвалифицированный персонал, которого там нет. Поэтому специалисты из высокоразвитых стран работают там вахтовым методом.

3.2.1. Современные высокотехнологичные рабочие города и поселки в странах третьего мира.

Для их безопасного проживания рабочих добывающие компании строят современные, закрытые, хорошо охраняемые, коттеджные поселки с комфортабельными домами и развитой инфраструктурой. Высокоразвитая цивилизация имеет необходимый для этого уровень проектирования и технические возможности для постройки типовых, унифицированных поселений. Отсюда и продуманная система водоснабжения, канализации и бассейны возле домов.

Продуманная архитектура коттеджей и развитая инфраструктура таких поселков сильно контрастирует с окружающей реальностью. Следов эволюционного развития таких территорий и городов найти не удастся, потому, что их там просто нет. Цивилизация в такие места привнесена извне и существует только в пределах периметра самого поселения.

По своей сути такие посёлки представляют собой колонии высокоразвитой цивилизации на территориях первобытных народов.

Расположение таких поселков на высоких насыпях и естественных возвышенностях в Индской цивилизации, ограничивает доступ слишком любознательным представителям местных племен. Это способ защиты периметра, замена колючей проволоке и штату вооруженной охраны, которые используются сегодня для защиты современных рабочих поселков в Нигерии, Либерии, Анголе и других странах Африки.

Цивилизованные люди едут в такие страны и поселки не для того, чтоб там жить или задерживаться надолго. Люди едут туда, чтоб заработать деньги и вернуться в свои современные города с комфортными условиями для жизни и работы.

Такие поселки и города имеют минимальные связи с местными племенами. Всё снабжение в них поставляется из метрополии, вплоть до воды и продуктов питания. Вся производимая и добываемая продукция поставляется в метрополию.

Внешние связи с местными народами минимальны, особенно если технологический разрыв с окружающими племенами слишком большой. Два совершенно разных мира существуют параллельно, практически не пересекаясь, мир «богов» и мир первобытных народов.

3.2.2. Судьба рабочих поселков после гибели цивилизации.

Ситуация в таких поселениях резко меняется после гибели метрополии в результате глобальной катастрофы. Колонии лишаются поставок из метрополии высокотехнологичного оборудования, источников энергии и продовольствия. Технологические возможности перемещения на большие расстояния и пересечения океана, для возвращения рабочих на родину, очень быстро иссякают.

Застрявшие в таких городах и поселках представители высокоразвитой цивилизации, лишаются поддержки и снабжения из метрополии. Для своего дальнейшего существования и выживания в новых условиях им придется открываться и налаживать контакты с местными племенами. В города необходима поставка продовольствия извне.

Жители городов начнут заниматься товарообменом с местными племенами. Предметы цивилизации и украшения будут обмениваться на продукты питания. Постепенно им придется применить свои знания и начать осваивать ремесленное производство товаров, пользующихся спросом у местных племен.

Рядом с поселками начнут появляться устойчивые товарообменные рынки. Вокруг этих рынков, за периметром городов, начнется хаотичная застройка территории. Ремесленники начнут строить свои мастерские за пределами своих поселений.

Из-за отсутствия технологической возможности обслуживать и поддерживать в рабочем состоянии инфраструктуру, высокоразвитые города и поселки цивилизации начнут деградировать.

Цивилизационный регресс общества приведет к тому, что со временем ремесленники начнут размещать свои производственные строения на улицах городов, рядом со своими домами.

Это все то, что мы и наблюдаем в Индской цивилизации.

3.2.3. Сельскохозяйственное производство.

Заниматься тяжелым сельскохозяйственным производством никто из рабочих и инженеров не станет при достаточном пищевом предложении со стороны местных племен и их готовности обменивать продукты питания на различные украшения.

При богатом пищевом предложении региона основным способом добычи пищи местными племенами являются собирательство и охота, поэтому крестьянству как классу там просто не откуда появиться. В нем нет необходимости.

Вполне возможно, что одним из видов деятельности поселений в долине Инда могло быть выращивание зерновых культур. Благоприятный климат, почва и обилие пресной воды должны были обеспечивать их высокую урожайность. Основной потребитель зерновых это метрополия. После потери связи с метрополией и прекращения поставок энергоносителей, использование высокотехнологичных машин в сельхозпроизводстве станет невозможно. Поэтому при достаточном пищевом предложении в регионе, люди найдут более эффективные способы добычи продовольствия, занявшись ремесленным производством и обменом, взамен тяжелого ручного труда крестьянина.

3.2.4. Высокий уровень развития ремесел.

Лишенным технологической возможности демонстрировать свою «божественную» силу окружающим племенам рабочим, придется налаживать товарообменные операции с ними, а для этого надо самим производить какой-то товар для обмена. Вполне логично для квалифицированных рабочих и инженеров начать осваивать ручное ремесленное производство. Налаживать производство товаров с высокой добавленной стоимостью, как сегодня принято говорить. Изготавливать различные яркие украшения и поделки для обмена с местными аборигенами и товары бытового назначения для обмена со своими соотечественниками. Отсюда и высокий уровень развитие ремесленного производства в Индской цивилизации и характерное для этого производство различных украшений и керамики.

Товары бытового назначения, такие как керамическая посуда, столовые принадлежности и одежда будут пользоваться спросом среди самих жителей таких поселений. Это приведет и к развитию соответствующих ремесел.

Будут развиваться и технологически более сложные виды ремесел такие, как цветная металлургия и литье из цветных металлов. Определенные знания в этих видах деятельности у рабочих и инженеров есть. И в первую очередь на вторичную переработку пойдут ставшие бесполезными, при отсутствии энергоносителей, машины и оборудование.

Одним из важных элементов развития и возрождения цивилизации является черная металлургия, но этот процесс слишком высокотехнологичен и затратен. Для выплавки железа необходимо иметь поблизости железорудные карьеры с легко извлекаемыми запасами металла. При отсутствии таковых, без государственного управления и финансирования, мелким ремесленникам черную металлургию не поднять. Основное назначение изделий из железа это инструменты для ведения хозяйственной деятельности, высокопрочные доспехи и оружие для ведения войны. Основной заказчик и потребитель такой продукции это государство. При отсутствии государства и внешних военных угроз, отсутствует и запрос в обществе на продукцию из железа. Поэтому ремесленники и не заинтересованы в развитии столь сложного производства. Как товар для обмена, железо тоже не очень подходит, в силу свей непривлекательности и быстрой коррозии.

3.2.5. Единые стандарты мер и весов.

Любое высокоразвитое общество приходит к необходимости стандартизации производств и технологических процессов. Высококвалифицированные рабочие и инженеры привыкли работать в системе единого стандарта мер и весов. Поэтому система единого стандарта сохранится и на начальных этапах развития ремесленного производства. Но, как уже было сказано ранее, без государственного надзора и контроля такая система долго существовать не сможет и её деградация в Индской цивилизации вполне закономерна.

3.2.6. Социально-политическое устройство рабочих поселков и городов после катастрофы цивилизации.

Рабочие и инженеры в высокоразвитом обществе все равны. Руководители подразделений и предприятий, мэры городов и поселений это далеко не вожди племен и цари, почитаемые своими соплеменниками и опирающиеся на подчинённую им армию. Поэтому общество равноправных, вольных ремесленников и отсутствие классового и имущественного разделения между его членами тоже вполне объяснимо. Обществу придется как-то самоорганизовываться и избирать мэров городов и поселков. Однако, при отсутствии реальных военных угроз со стороны окружающих племен, необходимости в слиянии этих городов в единое государство не возникает. Каждый член такого общества будет занят только решением своих личных проблем.

Ремесленное производство второстепенно по сравнению с сельским хозяйством. Ремесленник не создает продукты питания, его труд направлен на обмен произведенной им продукции на продукты питания для самого себя и своей семьи. Подобный принцип работы и конечность потребительского рынка ограничивают его возможности по накоплению материальных ценностей. Даже если ремесленнику удастся накопить определенные средства, это не позволит ему управлять другими людьми, поскольку без его продукции человек может обойтись. Классовое разделение в таком обществе не происходит. Классовые элиты способные контролировать и управлять таким обществом не появляются, поэтому общество ремесленников не способно создать свою цивилизацию [10].

Религиозные сооружения в рабочих поселках не строятся изначально. Большинство современных людей являются верующими только на словах. Компании, строящие такие поселения, не тратят деньги на возведение церквей и мечетей. А в последующем, при отсутствии государства, денежной системы и способов принуждения, свободных ремесленников на постройку религиозных сооружений мобилизовать не удастся. В городах Индской цивилизации и свободных площадей для последующей застройки просто не было предусмотрено.

3.2.7. Перспективы возрождения цивилизации.

Ввиду отсутствия в таких поселках и городах высокотехнологичных производств, восстановить прежний технологический уровень своей цивилизации рабочие не смогут, даже если они объединяться в единое государство. И в этом им не помогут никакие научные знания. Для этого у них нет ни требуемых специалистов, ни понимания ситуации, ни необходимых трудовых ресурсов.

Процесс построения высокотехнологичной инфраструктуры это процесс эволюционный, занимающий не одну сотню лет.

В течение всего нескольких поколений закон определяющей роли бытия по отношению к сознанию [4] восстановит баланс и приведет знания общества в соответствие с его новым уровнем технологического развития. Цивилизационные знания общества деградируют до уровня, соответствующего его технологическому развитию.

Из-за своей малочисленности жители таких городов не смогут обмануть время и перепрыгнуть сразу на более высокий технологический уровень по отношению к окружающим их народам. Это значит, что сразу же, после гибели метрополии, они опускаются на технологический уровень окружающих их местных племен.

3.2.8. Цивилизационный регресс.

Цивилизационный регресс произойдет не сразу. Этот процесс растянется на несколько столетий, но он неизбежен. Общество будет стремиться сохранить свои прежние научные и технические знания. Будет пытаться по максимуму использовать свои знания и преимущества в производстве, торговле и дипломатии для своего развития. Однако все научные знания, лишенные технологической возможности для их проверки и практического применения, окажутся не востребованы. Таким образом, все избыточные для данного технологического уровня знания будут забыты и утеряны навсегда.

Благоприятный климат, богатая растительность и животный мир не способствуют отказу местных племен от занятия присваивающим трудом. Производящая трудовая деятельность ремесленника направлена не на производство продуктов питания, а на обмен своего товара на продукты питания добытые путем присвоения даров природы местными племенами. Поскольку охота и собирательство это энергетически самый эффективный способ добычи пищи, то у ремесленников отсутствует необходимость для занятия производящей трудовой деятельностью направленной на производство продуктов, так же как и самим ремесленным производством. Поэтому пойдет перетекание от ремесленного производства назад к присваивающей трудовой деятельности. Пойдет процесс цивилизационного регресса и ассимиляции жителей таких городов с местными племенами. Через несколько поколений регресса их потомки полностью растворятся в местных племенах.

3.3. Индский феномен.

Именно подобную картину мы наблюдаем в истории Хараппской цивилизации. Цивилизации, которая неизвестно откуда появилась, без признаков, вообще какого бы то ни было, исторического развития. Сразу построила комфортабельные города с развитой инфраструктурой, абсолютно не соответствующие уровню технологического развития окружающих народов. Общество свободных ремесленников и торговцев с передовой политической системой для своего времени. Цивилизации, которая сразу же после своего появления, достигла пика в развитии и начала медленно угасать до уровня окружающих племен.

Вся история Индской (Хараппской) цивилизации прекрасно вписывается в вышеизложенную логику развития событий и хорошо согласуется с теорией неравномерности и линейно цикличности исторического развития [9] и теорией зарождения цивилизации и цивилизационного регресса [10].

Если катастрофическое событие Всемирный потоп произошло в результате ударного события в Тихом океане [11], то западное побережье полуострова Индостан хорошо защищено от удара потопной волны цунами. Это позволило избежать большой гибели людей и разрушение городов в долине реки Инд.

Благополучно пережив Всемирный потоп, колония цивилизации Америки в Индии, вступает в новый цикл своего исторического развития.

Лишившись возможности получать из метрополии и производить высокотехнологичные машины и орудия производства, общество колоний начинает адаптироваться к новому бытию.

Происходит утрата всех избыточных для нового технологического состояния знаний. Формируются новые производственные и экономические отношения. Запускается процесс цивилизационного регресса.

При отсутствии давления со стороны местных племен, большие цивилизационные и научные знания должны были помочь колонистам создать процветающее общество. Однако, для того чтоб переломить ситуацию и запустить новый цикл развития, общество должно осознать свое положение и сформировать новую систему управления, называемую государством. Без единого государства нет цивилизации и нет развития. Отсутствие единого государства не позволило технологически высокоразвитым ремесленникам переломить ситуацию и остановить процесс регресса и потери знаний. Даже высокоразвитое общество вольных ремесленников единоличников не имеет потенциала к развитию. Оно не в состоянии реализовать ни один крупный, социально значимый проект. Такое общество не в состоянии наметить цели для своего технологического развития, сбора и сохранения знаний погибшей цивилизации и восстановления ее технологических достижений [10].

Именно поэтому социальное образование в долине реки Инд не может называться цивилизацией, хотя уровень технологического развития ремесел в нем значительно опережал таковой всех известных в то время цивилизаций.

Поэтому вся история Индской цивилизации это растянувшийся во времени цивилизационный регресс представителей погибшей высокоразвитой цивилизации в результате деградации их уровня технологического развития и изменившегося бытия. Отсутствие внешних угроз и благоприятные внешние условия не создали для них необходимости в объединении и образовании единого государства, поэтому вольные, равноправные ремесленники и не смогли прервать цивилизационный регресс и стать на путь развития.

Оказав определенное цивилизационное влияние на окружающие первобытные племена, Хараппская цивилизация полностью растворилась в них.

Просто время восстановило баланс между научно-цивилизационными знаниями общества и его бытием, тем уровнем развития технологий, на который это общество опустилось, после гибели своей высокоразвитой цивилизации.

При полном отсутствии письменности у окружающих племен, вся информация о существовании Индской цивилизации, была полностью утеряна уже к 5 веку до н.э.

Так, Геродот, в своей Истории, не приводит никаких преданий, относительно существования на территории Индии, какой бы то ни было цивилизации [3].

К 5 веку до н.э., по описанию Геродота, Индию населяли только первобытные племена, самые цивилизованные из которых проживали на севере, в долине реки Инд, что и не удивительно в свете подобного развития событий.

«После гибели Хараппской культуры на месте опустевших городов возводят свои бедные лачуги племена, которым еще только суждено было вступить в эпоху цивилизации. Однако период расцвета городов долины Инда не прошел бесследно. Прямое влияние Хараппы чувствуется как в энеолитических культурах Центрального Индостана II тысячелетия до н.э., так и у племен бассейна Ганга. Культурное наследие Индской цивилизации сохраняется в религиозных верованиях и культах позднейшего индуизма» [16, c. 267].

Текст статьи
  1. Альбедиль М. Ф. Забытая цивилизация в долине Инда. - СПб. : Наука, С.-Петербург. отд-ние, 1991. - 176 с. - (Из истории мировой культуры). - 23 000 экз. - ISBN 5-02-027307-4 // http://www.академия-собор.рф/sites/default/files/albedil_zabytaya-civilizaciya-v-doline-inda.pdf
  2. Антонова Е. В., Вигасин А. А., Васильев К. В. и др. История древнего Востока: От ранних государственных образований до древних империй / Предисл. В. А. Якобсона; под ред. А. В. Седова; редкол.: Г. М. Бонгард-Левин (пред.) и др. – М.: Восточная литература РАН, 2004. – С. 92. – ISBN 5-02-018388-1. / URL: https://kronk.spb.ru/library/2004-m-idv.htm
  3. Геродот. История. Пер. с др.-греч. Г.А. Стратановского. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2016. – 768 с. // TheLib.ru https://thelib.ru/books/gerodot/istoriya.html
  4. Капица В.Ф. Социальная философия: духовно-ценностный аспект. Часть 2. «Минерал». Кривой Рог – 2000 https://studfile.net/preview/2412765/page:16/
  5. Меркулов С. Делийский столб: Тайна нержавеющего металла. // Ezoteric. URL: https://ezoterik-page.com/drevnyaya-indiya-tajna-nerzhaveyushhego-metalla/
  6. Пашков К.А. История стоматологии: от истоков до XX века : [монография] – М. : Печатный дом «Магистраль», 2018. – 368 с. ISBN 978-5-6040584-1-1 // URL: https://historymed.ru/upload/iblock/57b/57b7416e13a7ba71e0c74e455e5e4bd4.pdf
  7. Правин Мохан, машинные технологии Древней Индии. https://yandex.ru/video/preview/?text=Правин%20Мохан%2C%20машинные%20технологии%20Древней%20Индии&path=wizard&parent-reqid=1608544434008252-693059914821302381100108-production-app-host-vla-web-yp-124&wiz_type=vital&filmId=15477673508766132136
  8. Скляров А.Ю. Создание древних цивилизаций. (Обновленная теория происхождения государства). С. 208. ЛАИ Научно Исследовательский Центр. URL: http://www.lah.ru/text/sklyarov/civil/civil-text.htm
  9. Рябошапка С. Г. Теория неравномерности и линейно цикличности исторического процесса // Актуальные исследования. 2022. №46 (125). DOI 10.51635/27131513_2022_46-1_48. eLIBRARY ID: 49827058. EDN: XVACDW. URL: https://apni.ru/article/4964-teoriya-neravnomernosti-i-linejno-tsiklichnos
  10. Рябошапка С. Г. Теория зарождения цивилизации и цивилизационного регресса. // Актуальные исследования. 2022. №50 (129). DOI 10.51635/27131513_2022_50-2_7. eLIBRARY ID: 49983902. EDN: SCQUYK. URL: https://apni.ru/article/5175-teoriya-zarozhdeniya-tsivilizatsii-i-tsiviliz
  11. Рябошапка С.Г. Гипотеза о Всемирном потопе // Актуальные исследования. 2020. №9 (12). Ч.I. С. 78-89. eLIBRARY ID: 42848365. EDN: JDQIUE. URL: https://apni.ru/article/7101-gipoteza-o-vsemirnom-potope
  12. Древние технологии машинной обработки камня в индийском храме Хойсалешвара. // URL: https://zen.yandex.ru/media/kanaloko/drevnie-tehnologii-mashinnoi-obrabotki-kamnia-v-indiiskom-hrame-hoisaleshvara-5e18c98043fdc000b1d6a52f?utm_source=serp
  13. Железная колонна в Дели. Wikipedia. https://ru.wikipedia.org/wiki/Железная_колонна_в_Дели
  14. Загадочная Индская цивилизация, изобретениями которой мы пользуемся до сих пор. PIKABU. https://pikabu.ru/story/zagadochnaya_indskaya_tsivilizatsiya_izobreteniyami_kotoroy_myi_polzuemsya_do_sikh_por_6944874
  15. Индская цивилизация.URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Индская_цивилизация
  16. История Востока / Пред. гл. редкол. Р. Б. Рыбаков, отв. ред. В. А. Якобсон. – М.: Восточная литература РАН, 2002. – Т. 1. Восток в древности. – С. 267. – ISBN 5-02-017936-1. / https://studfile.net/preview/1711312/
  17. Халебид – каменные кружева Хойсала. Машинные технологии. Zhitanska.com. Тайны древних цивилизаций. https://zhitanska.com/content/halebid-kamennye-krujeva-hojsala-mashinnye-tehnologii/
  18. Храм Кайласа – огромный храм, вырезанный из монолитного камня. Достопримечательности мира. https://cattur.ru/asia/india/hram-kajlasa.html
  19. Автор участник Avantiputra7 - собственная работа. Под лицензией CC BY-SA 3.0 с сайта Викискладе - https://wiki2.org/ru/File:Indus_Valley_Civilization,_Mature_Phase_(2600-1900_BCE).png#/media/File:Indus_Valley_Civilization,_Mature_Phase_(2600-1900_BCE).png
Список литературы