Педагогические условия формирования самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

В статье уточнено содержание понятия «самостоятельность», раскрыто значение изобразительной деятельности в процессе формирования самостоятельности детей старшего дошкольного возраста, предложены педагогические условия формирования самостоятельности старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности.

Аннотация статьи
дети старшего дошкольного возраста
изобразительная деятельность
педагогические условия
самостоятельность
Ключевые слова

Детская активность и самостоятельность в последнее время все чаще становятся объектом повышенного внимания ученых и педагогов. Это связано не столько с реализацией личностно-ориентированного и деятельностного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей, сколько с необходимостью решения проблемы подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе, практико-ориентированном подходе в образовательных учреждениях.

Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы. Влияние изобразительной деятельности на развитие детей дошкольного возраста трудно переоценить. Развитие изобразительной деятельности требует от ребенка усовершенствования восприятия и мышления, умения смотреть и видеть, стимулирует личностный рост, поскольку, например, использование цвета улучшает восприятие мира, расширяет спектр эстетических чувств, углубляет их. Именно с помощью изобразительной деятельности можно формировать навыки самостоятельности ребенка, поскольку рисунок является материальной опорой внутреннего плана деятельности, что и обуславливает актуальность выбранной темы.

Самостоятельность – важнейшее качество личности. На самых ранних этапах развития успешность ее формирования во многом определяет направленность личности. Различные трактовки понятия «самостоятельность» представлены в трудах известных отечественных и зарубежных педагогов и психологов, а именно: как свойство личности (Л.С. Выготский) [2] и ее качество (С.Л. Рубинштейн) [2], как субъективный опыт (А.К. Осницкий) [3], как средство организации познания (А.Н. Леонтьев, Г.И. Сеитова) [3], как познавательную деятельность (М.А. Данилов, О.С. Малышева) [2], как способность к самоконтролю (Н.А. Дементьева) [3], как высшую жизненную ценность (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин) [2].

До сих пор нет единого мнения в науке о том, в каком виде и в каком возрасте выявляет себя самостоятельность и какое поведение ребенка можно считать самостоятельным.

Опираясь на исследования педагогов и психологов, под самостоятельностью детей старшего дошкольного возраста мы понимаем постепенно формирующееся, управляемое качество личности, способность осуществлять действия без посторонней помощи, сравнивать полученный результат с первоначальной целью.

Одной из основных особенностей формирования самостоятельности у старших дошкольников является ее организованность. Правильная организация со стороны взрослого дает возможность ребенку самостоятельно ориентироваться в ситуации, мыслить, высказывать свою точку зрения, контролировать свои действия и оценивать эти действия. Для того чтобы это качество личности не только сформировалось, но и закрепилось, начинать его формирование нужно в деятельности интересной ребенку, захватывающей его внимание, способствующей формированию волевых качеств. Такой деятельностью в старшем дошкольном возрасте, безусловно, является изобразительная деятельность.

Виды изобразительной деятельности дошкольника многообразны. Особое место среди них принадлежит рисованию, в котором проявляется личность ребенка и которое оказывает существенное влияние на формирование этой личности. Для ребенка рисунок является формой и средством коммуникации с другими людьми и сверстниками, его самовыражением, самоутверждением, а также своеобразной картиной мира. Важнейшей психологической особенностью изобразительной деятельности является ее творческий, продуктивный характер, использование не только имеющихся предметов, но и создание определенного продукта путем реализации замысла, возникшего у ребенка [1, с. 6].

Значение изобразительной деятельности для воспитания личности старшего дошкольника заключается в том, что в процессе рисования, лепки, конструирования, у ребенка активно развиваются нравственно-волевые качества, формируется потребность доводить до конца начатое дело. Развиваются такие черты, как настойчивость, целенаправленность, взаимопомощь, упорство, трудолюбие.

Для того чтобы работа по формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности была эффективна, необходимо продолжать поиск новых путей организации работы с детьми. В нашем исследовании нами были определены и обоснованы педагогические условия формирования самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности, предложены средства их реализации.

Отметим, что определенные нами педагогические условия базируются на закономерностях внутреннего психического развития старших дошкольников, учитывая их актуальное и потенциальное интеллектуальное развитие. Итак, мы считаем, что процесс формирования самостоятельности детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если обеспечить выполнение следующих педагогических условий:

  • поэтапное формирование самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности;
  • организация художественных зон в развивающей предметно-пространственной среде старшей группы;
  • комбинирование прямого и опосредованного видов руководства на всех трех этапах формирования самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности. Рассмотрим их подробнее.

Учитывая необходимость целостного и последовательного восприятия детьми материала, работу по формированию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста целесообразно строить в три последовательных этапа.

Первый этап работы связан с возникновением у ребенка собственной мотивации, направленной на удовлетворение собственных потребностей. Для удовлетворения этих потребностей ребенок ищет соответствующие возможности. В.Д. Шадриков подчеркивает, что четкая ориентация взрослых на организацию возможностей, направленных на удовлетворение потребностей ребенка в раннем возрасте позволяет ребенку достигать максимального темпа своего развития. Сочетание мотивации и действия, направленного на ее удовлетворение, является необходимым условием обучения.

Второй этап предполагает включение нетрадиционных техник в изобразительную деятельность, обеспечивающее устойчивый интерес к ней. Нетрадиционные техники и приемы рисования способствуют развитию у дошкольников интереса к изобразительной деятельности, прежде всего благодаря своей занимательности. Занимательность означает качество, вызывающее не просто любопытство, а глубокий, устойчивый интерес, который способствует развитию самостоятельности детей.

Третий этап предусматривает развитие умения у детей творчески использовать сформированные знания о нетрадиционных изобразительных техниках, умение их использовать и комбинировать для достижения поставленных целей. Педагог отступает на задний план, не навязывает знания в одностороннем порядке, а предоставляет возможность детям для выявления самостоятельности в освоении нового опыта, самостоятельности в выборе решения, проявлении реактивности мышления и тому подобное.

Таким образом, поэтапное формирование самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности предполагает комплексный последовательный подход, включающий формирование знаний и умений, необходимых для полноценной самостоятельной деятельности.

Научно доказано, что содержание среды способствует пробуждению интереса ребенка, активизирует его самостоятельную познавательную деятельность.

В современных трактовках термин «среда» понимается как окружение. С.И. Ожегов в «Словаре русского языка» пишет, что среда – это окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества, организмов [5, с. 759].

В работах отечественных исследователей, проводимых в контексте культурно-исторического подхода (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман и др.) понятие «образовательная среда» рассматривается с управленческой профессионально-деятельностной позиции, поскольку ученые выделяют две специфических ее особенности: насыщенность среды образовательными ресурсами (ресурсный потенциал) и способ организации (структурированность) [7]. Представители средового подхода в отечественной педагогике (Ю.В. Громыко, В.А. Козырев, Ю.С. Мануйлов, С.Т. Шацкий, В.А. Ясвин и др.) [4] понятие «среда» характеризуют в качестве «главного рычага воспитания». Для нашего исследования также ценным является мнение современных исследований среды с точки зрения социокультурного подхода (А.С. Иванов, С.А. Степанов, И.Г. Шендрик и др.) [6], представители которого рассматривают образовательную среду, как широкое социокультурное пространство, в котором происходит становление и развитие личности.

Концептуальной основой нашего исследования является трактовка Ю.С. Мануйлова о необходимость осознанных действий по созданию образовательной среды, так как это является условием управления воздействиями среды [4, с. 37-38]. Развивая эту идею, он применяет понятие «ниши» и «стихии.

Для формирования самостоятельности детей старшего дошкольного возраста обязательно необходимо организовывать в группе зону изобразительной деятельности, включающую в себя два компонента:

  • непосредственно зона изобразительной деятельности для активного обучения в разных видах изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация и конструирование;
  • творческая мастерская, которая предполагает самостоятельное упражнение детьми в разных видах изобразительной деятельности в различных техниках. Данная двухкомпонентная деятельность является условием и средством развития интереса к творчеству у детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, организация художественных зон в развивающей предметно-пространственной среде старшей группы будет способствовать активности, самостоятельности, любознательности, умственных способностей, коммуникативных навыков.

В процессе работы над формированием самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности мы рекомендуем комбинировать прямой и опосредованный виды руководства.

Для активизации взаимодействия между педагогом и детьми на разных этапах формирования самостоятельности целесообразно использовать различные виды педагогического руководства и различные виды работы с детьми.

Так, на первом этапе, роль педагога является определяющей, поскольку необходимо актуализировать знания детей, определить уровень владения изобразительными техниками, углубить необходимый запас жизненных понятий об окружающем мире, мотивировать их на дальнейшую самостоятельную деятельность путем педагогически взвешенного обогащения развивающей предметно-пространственной среды. Поэтому на данном этапе был выбран прямой вид руководства как таковой, что обеспечит основу для всего процесса формирования самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности на последующем этапе.

Прямой вид руководства необходимо использовать во время организованной деятельности, в процессе объяснения нового материала и при включении в учебно-воспитательный процесс новых нетрадиционных техник рисования.

На втором этапе значение педагогического руководства уменьшалось, ребенку предоставлялось больше самостоятельности, поскольку определенный «фундамент» знаний, умений и навыков изобразительной деятельности был сформирован на первом этапе. Поэтому, во время самостоятельной деятельности старших дошкольников мы рекомендуем использовать опосредованный вид руководства, который предусматривает свободный выбор вида деятельности и удовлетворение потребности детей в проявлении различных видов активности.

Таким образом, комбинирование прямого и опосредованного видов руководства на всех трех этапах формирования самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности позволит мотивировать детей, направлять их на самостоятельную изобразительную деятельность.

Комплексное использование всех вышеперечисленных педагогических условий позволит вносить периодические изменения в содержание выбранной деятельности, варьировать способы выполнения, нацеливать детей на рациональные способы действий, удобный порядок выполнения задания, помочь объединению дошкольников для совместной деятельности, обеспечить выбор близкого, по предпочтениям детей, созвучного с настроением и конкретной ситуацией вида деятельности, определиться с конкретным содержанием деятельности, что является основой формирования самостоятельности в учебно-воспитательном процессе в целом.

Текст статьи
  1. Акишев С.В. Активизация творческих проявлений в изобразительной деятельности старших дошкольников: автореф. дис. … канд.пед. наук: 13.00.01 / АПН НИИ дошкольного воспитания. М., 1989. 16 с.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб, Питер, 2009. 400 с.
  3. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М. Знание, 1983. 96 с.
  4. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании // Педагогика. – 2000. № 7. С. 36–41.
  5. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / под ред. Н.Ю. Шведовой. – 28-е изд., перераб. М., 2015.
  6. Суйкова О.А. Средовой подход в конструировании среды воспитания профессиональной образовательной организации // Инновационное развитие профессионального образования. 2022. № 1 (33). С. 94–100.
  7. Ясвин В.А. Технология средового проектирования в образовании // Социально-политические исследования. 2020. № 1(6). С. 74–93.
Список литературы