Роль современных игровых технологий в развитии речи детей дошкольного возраста

Статья рассматривает важность развития речи у современных детей в условиях информационного общества. Она выделяет проблемы, связанные с речевыми нарушениями и задержками в развитии, и показывает, как игровые технологии могут стать эффективным инструментом для развития речи дошкольников. Авторы описывают разнообразные виды педагогических игр, предлагают классификацию игр по различным критериям и анализируют их влияние на развитие речи детей.

Аннотация статьи
речевые нарушения
сказкотерапия
артикуляционная гимнастика
дошкольники
дыхательная гимнастика
педагогические игры
игровые технологии
куклотерапия
развитие речи
Ключевые слова

Речевое развитие современных детей происходит в мощном информационном потоке. Одни дети с лёгкостью воспринимают его, хотя и не бесследно, у других же тормозится не только речевое развитие, но и общее. К сожалению, с каждым годом процент детей с речевыми нарушениями и задержкой развития речи растет.

По результатам мониторинга в старшей группе большое количество детей испытывает трудности в звукопроизношении, имеют скудный словарный запас, не сформирована связная речь. Средства языкового общения невыразительны и скудны. Поэтому педагоги логопедической группы одной из приоритетных задач в процессе обучения детей считают формирование грамматически правильной, фонетически чистой речи и, конечно, богатого словарного запаса воспитанников. На этапе дошкольного образования большим спросом у педагогов пользуются игровые технологии, в особенности в развитии речи дошкольников. Выбор данных технологий основан на том, что в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности. Процесс обучения становится более занимательным и интересным, следовательно, более эффективным. Современные игровые технологии в развитии речи включают в себя объемную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Педагогические игры разнообразны и подразделяются:

  1. По виду деятельности – двигательные, психологические, интеллектуальные, и т.д.
  2. По характеру педагогического процесса – познавательные, обучающие, тренировочные, развивающие, контролирующие, воспитательные.
  3. По характеру игровой методики – игры с правилами; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а другая часть – импровизация; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу действия.
  4. По содержанию – математические, логические, музыкальные, социализирующие, и т.д.
  5. По игровому оборудованию – настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые и т.д.

При использовании педагогических игровых технологий важно заинтересовать ребенка происходящим. Игровой интерес высок, когда наблюдаем:

  • длительную заинтересованность ребенка игрой, развитием сюжета и исполнением роли;
  • желание ребенка принимать на себя определенную роль;
  • наличие любимой роли;
  • нежелание заканчивать игру;
  • активное исполнение ребенком всех видов работ (лепки, рисования);
  • желание делиться со сверстниками и взрослыми своими впечатлениями после окончания игры.

Использование игровых педагогических технологий на всех этапах обучающего процесса повышает речевую активность детей. Но особенно прогресс заметен при использовании игровых технологий на занятиях по развитию речи и в индивидуальной работе с детьми.

Обычно занятия начинаются с артикуляционной гимнастики – комплекса специальных упражнений, направленных на укрепление органов речевого аппарата, для формирования правильного звукопроизношения. Все упражнения проводятся перед зеркалом в виде игры. Каждый элемент гимнастики обыгрывается каким-нибудь сюжетом, сказкой или историей. Сначала упражнения проводим медленно, не спеша, 4-5 упражнения в день, затем прибавляем по одному новому. В нашей педагогической копилке есть готовые схемы проведения артикуляционной гимнастики.

Далее проводим с ребёнком дыхательную гимнастику. Для развития дыхания ребенка мы используем дыхательные игры: сдуваем снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки; играем с вертушками; используем такое игровое упражнение, как «Загони мяч в ворота», «Горячо – Холодно», «Удержи пёрышко в воздухе». Часто используем в своих играх методические пособия, изготовленные своими руками, такие как «Буря в стакане», «Вальс листьев», «Здравствуй, солнышко».

Для развития у воспитанников связной речи используем сказкотерапию. Эта технология позволят совершенствовать лексико-грамматические средства языка, развивать диалогическую и монологическую речь. В нашей деятельности применяем «Салат из сказок» (смешивание разных сказочных сюжетов), «Изменение характера персонажей» (старая сказка на новый лад), «Появление новых героев» (как сказочных, так и современных), «Появление в сказке новых атрибутов» (волшебные предметы, бытовые приборы и т.д.), «Что будет, если…?» (сюжет задаёт воспитатель).

Усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса), пополнению словарного запаса, усвоению элементов речевого общения, развитию артикуляционного аппарата способствует куклотерапия. При игре с куклой формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь.

Для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихотворений, пословиц и поговорок используем мнемотаблицы. Данные схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Таким образом монотонное заучивание стихов или проговаривание чистоговорок превращается в увлекательную игру.

Общеизвестный факт, что развитие мелкой моторики способствует и речевому развитию. В психологии популярно исследование М.В. Фоминой, которая установила зависимость между уровнями развития речи и мелкой моторики: чем больше развита мелкая моторика, тем совершеннее активная речь ребенка. Такая зависимость объясняется тем, что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно этот факт навел ученых на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает на развитие активной речи не меньшее влияние, чем непосредственное речевое общение ребенка и взрослого.

Игры со шнуровками, прищепками, бусинами, мозаики – незаменимые помощники. С их помощью мы повышаем у детей концентрацию внимания, развиваем координацию и формируем навыки последовательных действий. Такие игры тренируют усидчивость и являются одним из этапов подготовки руки к письму.

А вот пальчиковые игры – прекрасное средство переключить детей на другой вид деятельности. Проговаривание стихов одновременно с движениями делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной.

Наша педагогическая копилка богата дидактическими играми. Они как вид игровой технологии в ДОУ способствуют и речевому развитию.

Виды дидактических игр: игры с предметами (игрушками), настольно-­печатные игры, словесные игры.

В работе над дикцией, силой голоса, темпом речи используем скороговорки, чистоговорки, загадки, стихи. Дети произносят их громко, шепотом, вполголоса и с разной скоростью (медленно, умеренно, быстро). Игра «Скажи с разным настроением» – позволяет дошкольникам пользоваться повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией. Для формирования грамматического строя речи дошкольников используем дидактические игры «Рассели по домикам», «Кто где живет?», «Кто как голос подает?».

Одни игры учат детей вести диалог, например, игра «О чём спросить при встрече» учит детей вступать в контакт. Дети передают мяч, формулируя вопрос, который можно задать знакомому при встрече, и ответить на него.

Игры «Что бывает квадратным?» (кубик, пуфик, шкаф, тумба и т.д.), «Что бывает высоким?» (гора, дерево, человек, дом и т.д.), «Что бывает холодным?» (вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь и т.д.) и подобные расширяют словарь детей, развивают воображение, память, ловкость, ведь вместе с вопросом нужно поймать мяч, а с ответом вернуть его.

С помощью игры ребенок начинает видеть форму, цвет, расстояние, чувствовать запахи, слышать мелодию, разные звуки. Малыш ощущает себя частью огромного мира, очень интересного и разнообразного, при этом, постигая правила поведения в окружающем его мире. Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом, следовательно, ускоряет процесс коррекции.

Речевые занятия в игровой форме дают большой результат. Наблюдается желание всех воспитанников участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.

Текст статьи
  1. Татаринцева, Е.А. Современные игровые технологии в процессе развития речи дошкольников / Е.А. Татаринцева, В.Д. Власенко // Молодой ученый. 2020. – № 5 (295). – С. 335-337.
  2. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи // Логопед. 2008. №4. – С. 104.
  3. Игра и дошкольник. Развитие детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – С. 81-97.
Список литературы