Главная
АИ #48 (178)
Статьи журнала АИ #48 (178)
Конструктивный подход в физической культуре и спорте

Конструктивный подход в физической культуре и спорте

Автор(-ы):

Кенжебалин Жанат Тауекелович

Омаров Ержан Шаймарданович

Койшин Даулет Танатулы

1 декабря 2023

Секция

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

физическая культура
физическое воспитание
образовательный процесс
конструктивный подход
жизнеспособность
работоспособность

Аннотация статьи

В статье представлены некоторые результаты применения конструктивного подхода в физической культуре и спорте: конструктивная теория адаптации, энергоинформационные средства восстановления, организация мышления спортсменов, конструктивная физическая культура.

Текст статьи

Фундаментальная наука ХХ столетия показала необходимость и возможность конструктивного подхода к изучению сложных объектов.

Целью конструктивного подхода являются алгоритм построения нужного ресурса. Конструктивный подход снимает аналитическую неопределённость.

Основой конструктивного подхода является использование понятий, содержащих в себе правила, или указания на правила построения соответствующих объектов [1, с. 111].

Конструктивный подход впервые применён в физической культуре и спорте В.К. Волковым, В.И. Козловым (Воронеж), А.В. Карасёвым (Москва), С.И. Крамским (Белгород) и был получен ряд важных теоретических и практических результатов.

Жизнеспособность включает – работоспособность и реактивность. Работоспособность – это свойство организма выполнять свои функции с необходимой интенсивностью. Реактивность – совокупность функций организма.

Жизнеспособность имеет периферический и центральный ресурсы. Периферический ресурс делится на стабильную (биоструктуры, выполняющие жизненные функции) и мобильную (энергоемкие субстраты, непосредственно предназначенные для энергопродукции) части.

Центральный ресурс состоит из совокупности приспособительных программ, способности быстро оценивать ситуацию и извлекать из памяти необходимую программу. Работоспособность зависит от мобильной части периферического ресурса. Реактивность – от стабильной части периферического ресурса и центрального ресурса.

Адаптационными являются такие реакции организма, которые восстанавливают его работоспособность. При текущей адаптации реактивность не изменяется, при патологической уменьшается и при физиологической увеличивается.

При патологической адаптации работоспособность восстанавливается, воспроизводством мобильной части периферического ресурса за счет саморазрушения биоструктур, выполняющих жизненные функции. Стабильная часть периферического ресурса уменьшается и центральный ресурс не изменяется.

Патологическая адаптация способствует созданию условий для выработки новой приспособительной программы и является необходимым этапом прогрессивного развития с одной стороны и причиной гибели организма – с другой [2, с. 57].

Новая приспособительная программа переводит патологическую адаптацию в физиологическую. Условиями выработки новой приспособительной программы являются:

  • Формирование потребности, удовлетворение которой устраняет угрозу жизнедеятельности, вызванную несоответствием имеющихся у организма программ текущему (будущему) моменту;
  • Периферический ресурс, достаточный для прожития времени выработки новой приспособительной программы;
  • Адекватное восприятие окружающего мира и внутренней среды (максимальная информированность);
  • Эффективное (правильное) мышление.

Мышление – активный процесс формирования и удовлетворения потребностей. Оно включает восприятие информации из окружающего мира и внутренней среды, ее обработку с учетом прошлого опыта и будущих перспектив, постановку цели, разработку программы её достижения, выполнение этой программы, проверку эффективности и перестройку поведения.

Тренировочный процесс состоит из двух последовательных фаз: тренировочных занятий и восстановления. Задачей тренировочных занятий является моделирование ситуации, заставляющей спортсмена совершенствоваться в нужном направлении (формирование потребности, удовлетворение которой устраняет угрозу жизнедеятельности, вызванную несоответствием имеющихся у организма программ текущему моменту). Задача восстановления – создание условий, обеспечивающих выработку новых приспособительных программ, их функциональную и структурную реализацию [3, с. 77].

Мануальные и словесные воздействия могут взаимоподкреплять и усиливать друг друга. На основе техники классического массажа и упражнений аутогенной тренировки разработана методика мануально-вербального массажа синтеза. Она состоит из двух последовательно проводимых разделов: классического ручного массажа основных частей тела и углубления достигнутого расслабления с помощью словесных формул саморегуляции [3, с. 79].

Мануально-вербальный массаж синтез способствует:

  • мобилизации тканевой информации при мануальном воздействии;
  • повышению восприимчивости сенсорных систем за счет мануального воздействия и «прочувствования» словесных формул саморегуляции;
  • улучшению мышления расширением сверхсознания путем концентрации внимания на ощущениях и образах.

Конструктивная физическая культура. Основой конструктивной физической культуры являются: абсолютные ценности, методические принципы и средства организации эволюционного цикла человека.

Методическими принципами организации эволюционного цикла человека являются: сущностно-эмоциональное воспитание и общая гомеостатическая тренировка.

Сущностно-эмоциональное воспитания включает:

  • личную ответственность за свое состояние;
  • направленность на развитие;
  • пассивную волю;
  • не допущение стремлений к удовольствиям;
  • осознание конструктивной роли страданий;
  • повышение чувствительности;
  • пробуждение памяти;
  • обучение продуктивному и успешному мышлению;
  • опыт эмоционального поведения в реальной жизни.

Пассивная воля – это терпеливое и настойчивое преодоление трудностей на пути развития, не ожидая срочного результата.

Средствами организации и самоорганизации эволюционного цикла человека являются: целостное оздоровительное обучение, целостное оздоровительное вмешательство, релаксационные приёмы, мануально-вербальный массаж синтез, произвольная гиповентиляция лёгких, дозированное голодание и рациональное питание, холодовое закаливание.

По нашему мнению, знание представленных результатов применения конструктивного подхода в физической культуре и спорте будет полезным для специалистов.

Список литературы

  1. Волков В. К. Основы конструктивной теории адаптации / В. К. Волков, В. И. Козлов, Ю. В. Струк // Культура физическая и здоровье. – 2017. - №2. – С. 111-115.
  2. Волков В.К. Организация мышления спортсменов / В.К.Волков, В.И. Козлов, С.И. Крамской, О.А. Якушева // Культура физическая и здоровье. – 2018. - №3. – С. 57-59.
  3. Волков В.К. О содержании конструктивной физической культуры / В.К. Волков, А.В. Карасёв, В.И. Козлов, С.И. Крамской // Культура физическая и здоровье современной молодёжи: материалы международной научно-методической конференции / ред.колл. Л.Б. Андрюшенко [и др.]; под. ред. А.И. Бугакова, А.В. Лотоненко, С.И. Филимоновой, С.А. Бортниковой. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет. 2018 – С. 76-80.

Поделиться

282

Кенжебалин Ж. Т., Омаров Е. Ш., Койшин Д. Т. Конструктивный подход в физической культуре и спорте // Актуальные исследования. 2023. №48 (178). Ч.IV.С. 80-82. URL: https://apni.ru/article/7644-konstruktivnij-podkhod-v-fizicheskoj-kulture

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Физическая культура и спорт»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля