Фундаментальная наука ХХ столетия показала необходимость и возможность конструктивного подхода к изучению сложных объектов.
Целью конструктивного подхода являются алгоритм построения нужного ресурса. Конструктивный подход снимает аналитическую неопределённость.
Основой конструктивного подхода является использование понятий, содержащих в себе правила, или указания на правила построения соответствующих объектов [1, с. 111].
Конструктивный подход впервые применён в физической культуре и спорте В.К. Волковым, В.И. Козловым (Воронеж), А.В. Карасёвым (Москва), С.И. Крамским (Белгород) и был получен ряд важных теоретических и практических результатов.
Жизнеспособность включает – работоспособность и реактивность. Работоспособность – это свойство организма выполнять свои функции с необходимой интенсивностью. Реактивность – совокупность функций организма.
Жизнеспособность имеет периферический и центральный ресурсы. Периферический ресурс делится на стабильную (биоструктуры, выполняющие жизненные функции) и мобильную (энергоемкие субстраты, непосредственно предназначенные для энергопродукции) части.
Центральный ресурс состоит из совокупности приспособительных программ, способности быстро оценивать ситуацию и извлекать из памяти необходимую программу. Работоспособность зависит от мобильной части периферического ресурса. Реактивность – от стабильной части периферического ресурса и центрального ресурса.
Адаптационными являются такие реакции организма, которые восстанавливают его работоспособность. При текущей адаптации реактивность не изменяется, при патологической уменьшается и при физиологической увеличивается.
При патологической адаптации работоспособность восстанавливается, воспроизводством мобильной части периферического ресурса за счет саморазрушения биоструктур, выполняющих жизненные функции. Стабильная часть периферического ресурса уменьшается и центральный ресурс не изменяется.
Патологическая адаптация способствует созданию условий для выработки новой приспособительной программы и является необходимым этапом прогрессивного развития с одной стороны и причиной гибели организма – с другой [2, с. 57].
Новая приспособительная программа переводит патологическую адаптацию в физиологическую. Условиями выработки новой приспособительной программы являются:
- Формирование потребности, удовлетворение которой устраняет угрозу жизнедеятельности, вызванную несоответствием имеющихся у организма программ текущему (будущему) моменту;
- Периферический ресурс, достаточный для прожития времени выработки новой приспособительной программы;
- Адекватное восприятие окружающего мира и внутренней среды (максимальная информированность);
- Эффективное (правильное) мышление.
Мышление – активный процесс формирования и удовлетворения потребностей. Оно включает восприятие информации из окружающего мира и внутренней среды, ее обработку с учетом прошлого опыта и будущих перспектив, постановку цели, разработку программы её достижения, выполнение этой программы, проверку эффективности и перестройку поведения.
Тренировочный процесс состоит из двух последовательных фаз: тренировочных занятий и восстановления. Задачей тренировочных занятий является моделирование ситуации, заставляющей спортсмена совершенствоваться в нужном направлении (формирование потребности, удовлетворение которой устраняет угрозу жизнедеятельности, вызванную несоответствием имеющихся у организма программ текущему моменту). Задача восстановления – создание условий, обеспечивающих выработку новых приспособительных программ, их функциональную и структурную реализацию [3, с. 77].
Мануальные и словесные воздействия могут взаимоподкреплять и усиливать друг друга. На основе техники классического массажа и упражнений аутогенной тренировки разработана методика мануально-вербального массажа синтеза. Она состоит из двух последовательно проводимых разделов: классического ручного массажа основных частей тела и углубления достигнутого расслабления с помощью словесных формул саморегуляции [3, с. 79].
Мануально-вербальный массаж синтез способствует:
- мобилизации тканевой информации при мануальном воздействии;
- повышению восприимчивости сенсорных систем за счет мануального воздействия и «прочувствования» словесных формул саморегуляции;
- улучшению мышления расширением сверхсознания путем концентрации внимания на ощущениях и образах.
Конструктивная физическая культура. Основой конструктивной физической культуры являются: абсолютные ценности, методические принципы и средства организации эволюционного цикла человека.
Методическими принципами организации эволюционного цикла человека являются: сущностно-эмоциональное воспитание и общая гомеостатическая тренировка.
Сущностно-эмоциональное воспитания включает:
- личную ответственность за свое состояние;
- направленность на развитие;
- пассивную волю;
- не допущение стремлений к удовольствиям;
- осознание конструктивной роли страданий;
- повышение чувствительности;
- пробуждение памяти;
- обучение продуктивному и успешному мышлению;
- опыт эмоционального поведения в реальной жизни.
Пассивная воля – это терпеливое и настойчивое преодоление трудностей на пути развития, не ожидая срочного результата.
Средствами организации и самоорганизации эволюционного цикла человека являются: целостное оздоровительное обучение, целостное оздоровительное вмешательство, релаксационные приёмы, мануально-вербальный массаж синтез, произвольная гиповентиляция лёгких, дозированное голодание и рациональное питание, холодовое закаливание.
По нашему мнению, знание представленных результатов применения конструктивного подхода в физической культуре и спорте будет полезным для специалистов.