Всегда и во все времена физическая культура являлась важнейшим компонентом формирования общей и профессиональной культуры. Выступая в качестве учебной дисциплины, она считается обязательной для всех направлений обучения и специальностей. Особенностью физической культуры является то, что она представляет собой средство формирования личности, оптимизации физического и психофизиологического состояния студентов высших учебных заведений.
Фундаментом образовательного процесса во всех учебных заведениях служит комплексный характер обучения, воспитания и профессиональной подготовки специалистов, в которых гармонично сочетаются формирование мировоззрения, общественно-политическое, трудовое, нравственное, физическое, эстетическое и другие виды воспитания. При этом воспитание остаётся важнейшей частью человеческой культуры, истории и цивилизации.
Цель физической культуры в образовательном процессе заключается в реализации возможности оптимального физического развития обучающихся, всестороннего совершенствования их физических качеств и способностей. Всё это происходит в сочетании с воспитанием важнейших духовных и нравственных качеств личности [4, с. 134].
Задачи, с помощью которых достигается главная цель физической культуры, можно разделить на 2 группы: специфические и общепедагогические.
Специфические. Это задачи, вязанные с оптимизацией физического развития студентов. Они заключаются во всестороннем развитии физических качеств обучающихся, совершенствовании их двигательных способностей и многолетнем сохранении здоровья.
Благодаря этому, у студентов формируются и развиваются важные черты характера, такие как сила воли, терпение, решительность, мужество и многие другие нравственные качества [5, с. 51]. Трудовое воспитание студентов заключается в выполнении ими длительных и максимальных физических нагрузок. Они приучают молодой организм к работе и труду, способствуют формированию выносливости и целеустремленности. В результате такой физической деятельности и регулярных нагрузок, студенты будут подготовлены физически и морально к различным видам тяжелой работы.
Постоянные и длительные физические нагрузки способствуют повышению стрессоустойчивости студентов [1, с. 81]. Это качество является необходимым в процессе обучения и любого вида деятельности. К тому же, в процессе выполнения физических упражнений студенты полностью сконцентрированы, что позволяет развивать внимательность, также зрительную и машинальную память. Таким образом, посредством физических упражнений происходит умственное воспитание личности студентов [2, с. 123].
Учебные занятия по физической культуре являют основой для развития многих черт личности студентов, их моральной и физической подготовки к всевозможным трудностям жизни. Волевые качества и твердость духа формируются у молодых людей именно благодаря регулярным физическим упражнениям. Более того, физическая культура приучает студентов рассчитывать свои силы и эффективно действовать при ограниченном времени. На занятиях по физической культуре в высших учебных заведениях для воспитания нравственных качеств и духовных черт личности студентов преподаватели используют различные методы, основными из которых являются игровой и соревновательный.
Игровой метод. Он направлен, прежде всего, на развитие ловкости, силы, быстроты, находчивости, самостоятельности и инициативности. Кроме того, во время игры у студентов формируется самодисциплина и вырабатывается коллективный дух. Однако этот метод в большинстве случаев применяют непосредственно со студентами первых курсов.
Соревновательный метод. Его особенностью считается, прежде всего, конкуренция и борьба за первенство. Фактор соперничества создает особый эмоциональный фон, который способствует максимальному проявлению возможностей организма студентов. Все виды соревнований заставляют человека максимально использовать свои возможности, но при этом требуют твердого самообладания в любой трудной ситуации. Таким образом, соревновательный метод при организации учебных занятий по физической культуре помогает воспитывать в студентах самоконтроль, целеустремленности и решительность.
Важное значение в духовном воспитании личности студента на занятиях по физической культуре имеет качество взаимоотношений преподавателей с уважением и носить доброжелательный характер.
Таким образом, физическая культура, являясь важной составляющей общей культуры общества, служит мощным и эффективным средством физического развития, но и духовного воспитания личности студента. При помощи физических упражнений студенты постепенно готовятся к различной деятельности и к преодолению жизненных трудностей, критических ситуаций и психологических кризисов [3, с. 76].
Физическая культура является одним из компонентов окультуривания человека, так как она во многом определяет поведение студентов не только в учебе, но и в труде в быту и общении, а также способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.