Введение
В этой исследовательской работе я выявлю какой процент работников фирм и компаний, работающих с международными партнерами, осведомлены о различиях этикетов стран, на примере России и Китая. Сделав выводы, будет возможность определить потенциал для успешных бизнес-партнерств, так как соблюдение правил этикета важны для обеих стран.
Актуальность. В настоящее время становится всё больше бизнес-партнёрств между Россией и Китаем, поэтому при деловых встречах важно учитывать этикет другой страны.
Проблема исследования – недостаточная заинтересованность в культуре и традиции других стран.
Объект исследования – различия этикетов двух стран.
Предмет исследования – этикеты.
Цель исследования – заинтересовать людей в культуре делового общения другой страны.
Задачи исследования:
- Изучить литературу по данной теме.
- Найти различия в деловых этикетах России и Китая.
- Провести онлайн опрос среди граждан о знании этикетов двух стран.
- Сделать выводы.
- На основе выводов написать рекомендации по изучению деловых этикетов.
Методы исследования:
- Изучение специальной литературы.
- Сравнение материалов по данной теме.
- Опрос.
1 Деловой этикет в России и в Китае
«Деловой этикет – это сборник правил поведения, форм переписки, требований к деловому стилю ведения переговоров, которые приняты в бизнес-сообществе и сфере межгосударственных взаимоотношений» [1].
1.1. Деловой этикет в России:
Россия многонациональная страна, что приводит к тому, что в различных частях страны есть небольшие различия между правилами поведения, но основные части являются общепринятыми по всей стране.
Общепринятыми являются правила:
- Пунктуальность;
- Рукопожатие начинает тот, кто ниже по статусу;
- Встреча начинается и заканчивается рукопожатием [3];
- Не следует стараться здороваться и прощаться со всеми на встрече;
- Обращение к собеседнику по имени и отчеству и также на «Вы» [3];
- Равные отношения к мужчинам и женщинам, различия определяются только по должности в работе [3];
- Если покидаете мероприятие первыми, то достаточно попрощаться только с хозяевами встречи;
- Следует назначить дату встречи не менее чем за две недели, чтобы партнеры смогли подготовиться;
- Невежливо ждать более 6 гудков для телефонных переговоров;
- При встречах можно носить только обручальное кольцо, и стоимость часов не должна превышать двухмесячный оклад;
- Важные переговоры заканчиваются фуршетом в офисе или в ресторане [3].
Также сотрудники должны придерживаться делового стиля в одежде, обладать хорошим тоном, ценить время собеседника и излагать свои мысли лаконично, знать международный язык для переговоров либо иметь переводчика.
1.2. Деловой этикет в Китае:
За последние годы Китай укрепился на мировом рынке, благодаря успехам в экономике. Жители этой страны пытаются адаптироваться к европейскому стилю проведения переговоров, но также широко используют свои особенности в этом вопросе, из-за своих культурных ценностей.
Основные правила этикета:
- Здоровается старший по возрасту;
- Для проявления уважения к собеседнику используют «господин» и «госпожа» перед фамилией, обращение на «Вы» используют к пожилым и малознакомым [2];
- Обмен двухсторонними визитками и двух языках [2];
- Принимать визитку обязательно нужно двумя руками;
- Телесные контакты (объятия, похлопывания по плечу, поцелуи) запрещены [2];
- Не принято помогать женщине, открывая дверь или пододвигая стул;
- Следует дарить сувениры всей компании, а не определенному человеку, и также обязательно протягивать двумя руками [2];
- Зрительный контакт при всей продолжительности встречи очень важен [2];
- Нельзя перебивать, поправлять и задавать лишние вопросы во время речи собеседника;
- Дату встречи объявляют за три дня;
- При встрече в ресторане или кафе можно садиться за стол после гостей.
Китайцы предпочитают скромность в одежде, экстравагантность и яркость все так же воспринимаются с усмешкой и иронией [2].
1.3. Различия в деловых этикетах:
В России и в Китае сотрудники стараются перейти к европейскому стилю ведения переговоров, но полностью перейти затруднительно из-за культурных особенностей.
Главным различием делового этикета между данными странами это:
- Различное отношение к старшим. В России играет роль только занимаемая должность, в то время как в Китае больше уважения проявляют тем, кто старше;
- В России визитки не так сильно распространены, как в Китае;
- В Китае хорошим тоном являются сувениры каждому члену встречи, в России это практикуется чаще к хозяину встречи;
- В Китае важная встреча не заканчивается фуршетом, как в России;
- Сотрудники России не используют обращения «господин» и «госпожа» при встречах.
- Дресс-код в Китае более скромный и старомодный, чем в России.
- В России постоянный зрительный контакт не воспринимается, как знак уважения к собеседнику;
- Дату встречи в России объявляют не менее чем за две недели, а в Китае за 3 дня.
2. Владение знаниями делового этикета людей в России и в Китае
Опрос был проведен в google form.
Вопросы для анкетирования:
Деловой этикет в России
- Кто первым протягивает руку для приветствия? Ответ: тот, кто ниже по званию;
- Как при рукопожатии показать уважение к собеседнику? Ответ: держать свою ладонь ниже, чем ладонь оппонента;
- Какие темы являются удачными для беседы? Ответ: спорт, погода, природа, искусство и литература, достопримечательности;
- С кого нужно начинать знакомство между двумя людьми с равными по положению? Ответ: представить сначала того, кого лучше знаешь тому, кого знаешь меньше;
- Как нужно вести себя, если уходите с мероприятия, где много гостей? Ответ: попрощаться рукопожатием с хозяином мероприятия;
- Менее чем за сколько дней надо приглашать гостей на встречу? Ответ: 14 дней;
- Кто должен встречать гостей в аэропорту? Ответ: равный по рангу руководитель делегации;
- Знаете ли вы, что секрет влияния на людей не в умении говорить, а в умении быть хорошим слушателем?
- Не более скольких гудков можно ждать ответа, когда звоните по деловому вопросу? Ответ: 6.
- Что из этого можно носить на деловых встречах? Ответ: обручальное кольцо, часы, стоимость которых не превышает двухмесячный оклад.
Деловой этикет в Китае
- Кто первым протягивает руку для рукопожатия? Ответ: тот, кто выше по статусу;
- За сколько дней надо договариваться о встрече? Ответ: 3 дня
- Когда можно садиться за стол при встрече вне рабочей обстановки? Ответ: после гостей;
- Можно ли перебивать, поправлять, задавать вопросы не по теме, когда говорит собеседник? Ответ: нет;
- Зрительный контакт с собеседником является выражением…? Ответ: уважения и доверия;
- Какие действия должны быть при обмене визитками? Ответ: обязательно представить и взять двумя руками, с пожеланиями дальнейшего сотрудничества;
- Инициатива при прощании должна идти от? Ответ: старшего или высокого по должности человека;
- Какие жесты можно использовать при общении? Ответ: универсальные;
- Разрабатывая бизнес-план нужно углубиться в? Ответ: в культурные традиции страны;
- По поводу чего стоит избегать отрицательных заявлений и выражений? Ответ: аспекты, которые планируется улучшить.
2.1. Опрос среди работников в Китае:
Очередность вопросов про деловой этикет: сначала про Китай потом про Россию.
Всего в опросе приняло 32 человека, 7 женщин и 25 мужчин. 40,6% из них в возрасте 36-40 лет, 18,8% в возрасте выше 46 и 30-35 лет, 12,5% в возрасте 26-29 лет, 9,4% в возрасте 22-25. Стаж работы: 25% это 8-10 лет и 11-15 лет, 18,8% имеют стаж 1-3 лет, по 15,6% 4-7 лет и более 15 лет стажа в работе.
Процент правильных ответов про деловой этикет:
в Китае |
В России |
---|---|
1. 100% 2. 81,3% 3. 84,4% 4. 100% 5. 65,6% 6. 78,1% 7. 96,9% 8. 59,4% 9. 93,8% 10. 71,9% |
1. 59,4% 2. 59,4% 3. 100% 4. 81,3% 5. 56,3% 6. 53,1% 7. 71,9% 8. 62,5% 9. 53,1% 10. 62,5% |
2.2. Опрос среди работников в России:
Очередность вопросов про деловой этикет: сначала про Россию потом про Китай.
Всего в опросе приняло участие 38 человек, 22 женщин и 16 мужчин. 26,3% в возрасте 41-45 лет, 18,4% в возрасте 36-40 лет, 15,8% 26-29 лет и 30-35 лет, 13,2% более 46 лет и 10,5% в возрасте 22-25 лет. Стаж работы 25% это 8-10 и 11-15 лет, 19,4% стаж 4-7 лет, 16,7% стаж более 15 лет, 13,9% 1-3 года в работе.
Процент правильных ответов по деловому этикету:
в Китае |
В России |
---|---|
1. 39,5% 2. 36,8% 3. 52,6% 4. 100% 5. 50% 6. 47,4% 7. 52,6% 8. 52,6% 9. 63,2% 10. 52,6% |
1. 65,8% 2. 57,9% 3. 81,6% 4. 60,5% 5. 63,2% 6. 68,4% 7. 57,9% 8. 68,4% 9. 50% 10. 68,4% |
2.3. Итоги опроса
Жители Китая знают свой деловой этикет намного выше, чем жители России свой. Также Россияне меньше осведомлены о деловом этикете Китая, чем китайцы о российском.
Общие выводы: жители обеих стран, у которых возраст выше 40 лет и стаж работы больше 10 лет знают больше об этикетах своей и соседской страны. Пол в данном случае не играет большой роли, мужчины и женщины ответили в одинаковой степени правильно и неправильно. Работники с возрастом выше 30 лет и со стажем менее 8 лет работы, знают порядком меньше. Сотрудники в возрасте ниже 30 лет и со стажем менее 4 лет работы знают намного меньше. Из чего можно сделать вывод, что познания о различиях этикета в фирмах и компаниях приходят с опытом работы.
Я бы рекомендовала изучать этикеты различных стран уже будучи на стажировке, так как это увеличит шансы на продвижение по карьерной лестнице, путем успешных бизнес-партнерств с другой страной.
Заключение
В начале исследовательской работы я выявила проблему – недостаточная заинтересованность в культуре и традиции других стран. Данная тема актуальна для нашей страны, так как многие другие страны перестали сотрудничать с нами, и так как европейский деловой этикет схож с Российским, не было большого недопонимания и разногласия по поводу поведения во время деловых встреч, но на данный момент с нами тесно начали сотрудничать фирмы и компании из Китая, с которыми этикет делового поведения значительно разнится, поэтому важно изучить этикет, как и Китая, так и собственной страны, чтобы произвести положительное впечатление.
Изучив литературу, перечислила основные правила делового этикета двух стран и сравнила их. Затем провела опрос в Google форме. Была проблема по его прохождению у китайцев, так как из-за санкций не все телефоны поддерживали Google. Проблему решили путем использования VPN-сервисов.
Так как в опросах были вопросы про две страны респонденты узнали про отличный от собственного этикет, что в свою очередь заставит их задуматься над вопросом и поиском ответа.
Google опрос показал, что работники Китая знают этикет своей страны и другой лучше, чем работники в России. Результаты такие по причине того, что китайцы уже давно вышли на международный рынок, и понимают, что соблюдение этикета страны бизнес-партнера, так же важно, как и соблюдение и знание своего этикета.
Изучив специальную литературу, я смогла составить рекомендацию по изучению деловых этикетов.
Тема моей исследовательской работы конкретна и интересна в дальнейшем развитии. В будущем можно продолжить наблюдение и опрос среди сотрудников России и Китая, чтобы выявить появился ли прогресс в изучении деловых этикетов в этих странах. Таким образом в исследовательской работе цель достигнута, задачи решены, проблема изучена.