Автор(-ы):
Прокопьева Милена Михайловна
1 декабря 2023
Научный руководитель
Имеева-Кысылбаикова Марина Ильинична
Секция
Социология
Ключевые слова
Аннотация статьи
В этой исследовательской работе выявлен процент работников фирм, знающих о деловом этикете Китая и России, которые работают на международном уровне. Сделан вывод, приведены рекомендации для изучения делового этикета.
Текст статьи
Введение
В этой исследовательской работе я выявлю какой процент работников фирм и компаний, работающих с международными партнерами, осведомлены о различиях этикетов стран, на примере России и Китая. Сделав выводы, будет возможность определить потенциал для успешных бизнес-партнерств, так как соблюдение правил этикета важны для обеих стран.
Актуальность. В настоящее время становится всё больше бизнес-партнёрств между Россией и Китаем, поэтому при деловых встречах важно учитывать этикет другой страны.
Проблема исследования – недостаточная заинтересованность в культуре и традиции других стран.
Объект исследования – различия этикетов двух стран.
Предмет исследования – этикеты.
Цель исследования – заинтересовать людей в культуре делового общения другой страны.
Задачи исследования:
Методы исследования:
1 Деловой этикет в России и в Китае
«Деловой этикет – это сборник правил поведения, форм переписки, требований к деловому стилю ведения переговоров, которые приняты в бизнес-сообществе и сфере межгосударственных взаимоотношений» [1].
1.1. Деловой этикет в России:
Россия многонациональная страна, что приводит к тому, что в различных частях страны есть небольшие различия между правилами поведения, но основные части являются общепринятыми по всей стране.
Общепринятыми являются правила:
Также сотрудники должны придерживаться делового стиля в одежде, обладать хорошим тоном, ценить время собеседника и излагать свои мысли лаконично, знать международный язык для переговоров либо иметь переводчика.
1.2. Деловой этикет в Китае:
За последние годы Китай укрепился на мировом рынке, благодаря успехам в экономике. Жители этой страны пытаются адаптироваться к европейскому стилю проведения переговоров, но также широко используют свои особенности в этом вопросе, из-за своих культурных ценностей.
Основные правила этикета:
Китайцы предпочитают скромность в одежде, экстравагантность и яркость все так же воспринимаются с усмешкой и иронией [2].
1.3. Различия в деловых этикетах:
В России и в Китае сотрудники стараются перейти к европейскому стилю ведения переговоров, но полностью перейти затруднительно из-за культурных особенностей.
Главным различием делового этикета между данными странами это:
2. Владение знаниями делового этикета людей в России и в Китае
Опрос был проведен в google form.
Вопросы для анкетирования:
Деловой этикет в России
Деловой этикет в Китае
2.1. Опрос среди работников в Китае:
Очередность вопросов про деловой этикет: сначала про Китай потом про Россию.
Всего в опросе приняло 32 человека, 7 женщин и 25 мужчин. 40,6% из них в возрасте 36-40 лет, 18,8% в возрасте выше 46 и 30-35 лет, 12,5% в возрасте 26-29 лет, 9,4% в возрасте 22-25. Стаж работы: 25% это 8-10 лет и 11-15 лет, 18,8% имеют стаж 1-3 лет, по 15,6% 4-7 лет и более 15 лет стажа в работе.
Процент правильных ответов про деловой этикет:
в Китае |
В России |
---|---|
1. 100% 2. 81,3% 3. 84,4% 4. 100% 5. 65,6% 6. 78,1% 7. 96,9% 8. 59,4% 9. 93,8% 10. 71,9% |
1. 59,4% 2. 59,4% 3. 100% 4. 81,3% 5. 56,3% 6. 53,1% 7. 71,9% 8. 62,5% 9. 53,1% 10. 62,5% |
2.2. Опрос среди работников в России:
Очередность вопросов про деловой этикет: сначала про Россию потом про Китай.
Всего в опросе приняло участие 38 человек, 22 женщин и 16 мужчин. 26,3% в возрасте 41-45 лет, 18,4% в возрасте 36-40 лет, 15,8% 26-29 лет и 30-35 лет, 13,2% более 46 лет и 10,5% в возрасте 22-25 лет. Стаж работы 25% это 8-10 и 11-15 лет, 19,4% стаж 4-7 лет, 16,7% стаж более 15 лет, 13,9% 1-3 года в работе.
Процент правильных ответов по деловому этикету:
в Китае |
В России |
---|---|
1. 39,5% 2. 36,8% 3. 52,6% 4. 100% 5. 50% 6. 47,4% 7. 52,6% 8. 52,6% 9. 63,2% 10. 52,6% |
1. 65,8% 2. 57,9% 3. 81,6% 4. 60,5% 5. 63,2% 6. 68,4% 7. 57,9% 8. 68,4% 9. 50% 10. 68,4% |
2.3. Итоги опроса
Жители Китая знают свой деловой этикет намного выше, чем жители России свой. Также Россияне меньше осведомлены о деловом этикете Китая, чем китайцы о российском.
Общие выводы: жители обеих стран, у которых возраст выше 40 лет и стаж работы больше 10 лет знают больше об этикетах своей и соседской страны. Пол в данном случае не играет большой роли, мужчины и женщины ответили в одинаковой степени правильно и неправильно. Работники с возрастом выше 30 лет и со стажем менее 8 лет работы, знают порядком меньше. Сотрудники в возрасте ниже 30 лет и со стажем менее 4 лет работы знают намного меньше. Из чего можно сделать вывод, что познания о различиях этикета в фирмах и компаниях приходят с опытом работы.
Я бы рекомендовала изучать этикеты различных стран уже будучи на стажировке, так как это увеличит шансы на продвижение по карьерной лестнице, путем успешных бизнес-партнерств с другой страной.
Заключение
В начале исследовательской работы я выявила проблему – недостаточная заинтересованность в культуре и традиции других стран. Данная тема актуальна для нашей страны, так как многие другие страны перестали сотрудничать с нами, и так как европейский деловой этикет схож с Российским, не было большого недопонимания и разногласия по поводу поведения во время деловых встреч, но на данный момент с нами тесно начали сотрудничать фирмы и компании из Китая, с которыми этикет делового поведения значительно разнится, поэтому важно изучить этикет, как и Китая, так и собственной страны, чтобы произвести положительное впечатление.
Изучив литературу, перечислила основные правила делового этикета двух стран и сравнила их. Затем провела опрос в Google форме. Была проблема по его прохождению у китайцев, так как из-за санкций не все телефоны поддерживали Google. Проблему решили путем использования VPN-сервисов.
Так как в опросах были вопросы про две страны респонденты узнали про отличный от собственного этикет, что в свою очередь заставит их задуматься над вопросом и поиском ответа.
Google опрос показал, что работники Китая знают этикет своей страны и другой лучше, чем работники в России. Результаты такие по причине того, что китайцы уже давно вышли на международный рынок, и понимают, что соблюдение этикета страны бизнес-партнера, так же важно, как и соблюдение и знание своего этикета.
Изучив специальную литературу, я смогла составить рекомендацию по изучению деловых этикетов.
Тема моей исследовательской работы конкретна и интересна в дальнейшем развитии. В будущем можно продолжить наблюдение и опрос среди сотрудников России и Китая, чтобы выявить появился ли прогресс в изучении деловых этикетов в этих странах. Таким образом в исследовательской работе цель достигнута, задачи решены, проблема изучена.
Список литературы
Поделиться
Прокопьева М. М. Различия российского и китайского делового этикета // Актуальные исследования. 2023. №48 (178). Ч.II.С. 9-13. URL: https://apni.ru/article/7647-razlichiya-rossijskogo-i-kitajskogo-delovogo