Использование ИКТ в формировании основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников

Статья обращается к важности обучения детей основам безопасности с раннего возраста в свете увеличения количества несчастных случаев с детьми. Авторы подчеркивают важность роли взрослых – родителей и воспитателей – в формировании основ безопасности у детей и предлагают использовать информационные компьютерные технологии для улучшения образовательного процесса.

Аннотация статьи
воспитатели
образовательный процесс
основы безопасности
мультимедийные презентации
родители
информационные компьютерные технологии
дошкольное образование
интерактивные методы обучения
безопасность детей
Ключевые слова

Безопасность – один из наиболее актуальных вопросов для любого возраста. Количество несчастных случаев с детьми, в том числе с летальным исходом, растет с каждым годом. Доверчивость, внушаемость, любознательность, открытость в общении дошкольников способствуют его наибольшей уязвимости. Ребёнок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. То, что для взрослого не является проблемой, для ребенка может нести смертельную опасность. Поэтому одной из наиболее действенных мер по предотвращению подобных ситуаций является обучение основам безопасности собственной жизнедеятельности с дошкольного возраста. И это одна из самых важных задач родителей и воспитателей, то есть взрослых людей, которые находятся рядом с ребенком и несут за него ответственность.

Многие дети затрудняются ответить на самые элементарные вопросы: как правильно переходить проезжую часть, часто забывают или вовсе не знают об опасностях, подстерегающих их в быту и на улице. Причиной этого служит недостаточное количество времени, уделённое этому вопросу как родителями, так и воспитателями.

Использование информационных компьютерных технологий широко используется воспитателем во многих направлениях. Они вошли в дошкольное образование и прочно заняли своё место.

Мероприятия с использованием информационных технологий позволяют улучшить качество образования ребенка, изменить методы и организационные формы работы с детьми, формировать у детей умение продуктивно работать в коллективе, решать задачи, взятые из реальной жизни, совершенствовать процесс обучения и развития детей наиболее эффективным, привлекательным, безопасным и продуктивным образом. Применение ИКТ повышает эффективность формирования знаний по основам безопасности у дошкольников.

Ведя работу по ознакомлению детей с основами безопасности жизнедеятельности с использованием информационных технологий в нашей группе, мы поставили перед собой следующую цель: формирование знаний о правилах безопасности у дошкольников при помощи информационных компьютерных технологий.

Исходя из этого перед педагогами стоят следующие задачи:

  • повысить качество формирования основ безопасности у дошкольников через активное внедрение информационных технологий в воспитательно – образовательный процесс;
  • обеспечить условия для формирования информационной культуры участников образовательного процесса;
  • создать условия для взаимодействия семьи и детского сада через единое информационное пространство.

Свою работу мы осуществляем в следующих направлениях: работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогами.

Для наиболее успешной работы по освоению правил безопасной жизнедеятельности мы используем мультимедийные презентации, слайд-шоу, готовые электронные продукты, цифровые (электронные) образовательные ресурсы сети Интернет, интерактивные плакаты. Доступными техническими средствами и материалами для нас являются компьютер, ноутбук, мультимедийная установка, проектор, цифровая фотоаппаратура, сканер, принтер.

Мультимедийная презентация – современный интерактивный способ представления и хранения информации по принципу «Рассказываю и показываю». В дошкольном учреждении, на занятиях, мы используем презентацию как обучающую звуковую мини-книжку с красивыми картинками по принципу «Развлекаясь – обучаюсь». Отличительной особенностью презентаций является интерактивность, благодаря которой воспитанники могут управлять её содержанием, формой, размерами и цветом, рассматривать предметы с разных сторон, приближать и удалять, останавливать и вновь запускать с любого места. Использование презентаций стимулирует познавательную деятельность дошкольников, иллюстрации и задания привлекают внимание детей, надолго откладываются в памяти воспитанников. Использование презентаций допустимо на разных этапах знакомства с темой.

Презентации можно использовать и для диагностики знаний. Они могут быть использованы для проведения мониторинга. Для ребенка это будет выглядеть как интересная игра.

Слайд-шоу – это видеоклип, формируемый из фотографий, заранее подобранных на определённую тему. Демонстрация серии на проекционном экране или электронном мониторе длится от несколько секунд до нескольких минут.

Презентация, интерактивные плакаты и слайд-шоу – это творческий продукт воспитателя. Он подготавливается и используется в разных режимных моментах.

Сотрудничество с семьей является важным фактором формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности.

На первоначальном этапе работы с родителями мы провели анкетирование для того, чтобы узнать уровень знаний родителей по данной теме, а также, чтобы скоординировать свою работу и спланировать дальнейшие действия.

Для родителей подготовили консультации, такие как:

  • «Правила безопасности для детей»;
  • «Безопасность на дорогах»;
  • «Что читать детям о безопасности», и другие.

Провели родительское собрание по теме: «Безопасность детей в наших руках». Кроме этого, на каждом родительском собрании стараемся затронуть вопросы, связанные с безопасностью детей в саду и дома.

Использование информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывать новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Однако каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.

Исходя из вышеизложенного, можно говорить о том, что использование информационно-коммуникационных технологий в работе по формированию основ безопасного поведения у дошкольников – это путь к совершенствованию всего педагогического процесса, повышению образованности ребенка. Помощь, в диагностике развития, детской инициативы и любознательности, расширение возможностей создания элементов развивающей среды, реализации индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку и создания положительного эмоционального фона.

Текст статьи
  1. Удалов С.Р. Подготовка педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности: Монография / С.Р. Удалов – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005. – 211 с.
  2. Морев И.А. Образовательные информационные технологии. Часть 3. Дистанционное обучение: Учеб. пособие. / И.А. Морев – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. – 150 с.
  3. Роберт И.В., Панюкова С.В., Кузнецов А.А., Кравцова А.Ю. «Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие для педагогических вузов» / Под редакцией И.В. Роберт. - М.: ИИО РАО, 2006. - 374 с.
  4. «Азбука безопасности на дороге тётушки Совы»: для детей 4-6 лет. Год выпуска: 2009. Выпущено: ТО «Маски». Жанр: Детский, Обучающий, Компьютерная анимация. Режиссер: Анатолий Валевский. http://видео.обж.рф/multfilmy/
  5. «Уроки осторожности тетушки Совы»: для детей 4-6 лет. Страна: Россия. Режиссер: Сергей Зарев. Жанр: Детские обучающие мультфильмы. 2003 г. http://видео.обж.рф/multfilmy/uroki-ostorozhnosti-tetushki-sovy/
  6. «Лукоморье пикчерз»: обучающие мультфильмы по ПДД, серия мультфильмов «Обучающие, но не усыпляющие»: ООО «Аммонит» Россия, г. Екатеринбург: http://luko-morie.ru/multfilmyi/index.html
Список литературы