Главная
Конференции
Развитие социально-гуманитарного знания: новые направления и перспективы
Международное сотрудничество Генеральной прокуратуры РФ и прокуратуры Саудовской...

Международное сотрудничество Генеральной прокуратуры РФ и прокуратуры Саудовской Аравии в сфере противодействия коррупции

Автор(-ы):

Арутюнян Алина Вемировна

1 декабря 2023

Секция

Юридические науки

Ключевые слова

Прокуратура РФ
коррупция
международное сотрудничество
Саудовская Аравия

Аннотация статьи

Прокуратура РФ орган государственной власти, имеющая различные задачи и функции. Так одной из приоритетных задач является противодействие коррупции. Коррупция относится к весьма противоречивым и многогранным явлениям общества. Борьба с коррупцией очень долгий и трудный процесс. Прокуратура Российской Федерации, активно развивающая взаимоотношения на мировой арене, имеет возможность перенимать опыт борьбы с коррупцией иностранных государств.

Текст статьи

Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, которая осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением существующих на территории Российской Федерации законов.

Генеральная прокуратура Российской Федерации имеет свои задачи и функции, на которые направлена деятельность данного государственного органа. Противодействие коррупции является одной из приоритетных задач государственной политики и важнейшим направлением деятельности органов прокуратуры Российской Федерации, которым отводится центральное место в реализации антикоррупционного законодательства и обеспечении его неукоснительного соблюдения. Прокуратура как главный надзорный орган осуществляет данную задачу, основываясь, в первую очередь на Конституции Российской Федерации, а также иных нормативно-правовых актах. Важно отметить тот факт, что в Конституции нет четких формулировок, касающихся профилактики, минимизации и устранения последствий коррупционных деяний, однако, проанализировав их текст, можно отметить сферы, связанные с данной темой. Можно обратить внимание на 2 статью Конституции РФ, исходя из текста понятно, что Российская Федерация провозглашает себя демократическим государством, а это предполагает равенство граждан в обществе. В государстве с демократией граждане имеют возможность участвовать в принятии управленческих решений [1]. Они могут реализовывать свое избирательное право, принимать участие в референдумах и выбирать представителей через государственные и общественные органы, а также СМИ. Для этого необходимо, чтобы деятельность органов власти, включая государственных и муниципальных служащих, осуществлялась на основе принципов прозрачности, гласности, открытости и ответственности перед народом. Только при таких условиях можно избежать распространения коррупции. Это означает, что государство как единая система отрицает любые коррупционные проявления, вследствие чего мы имеем активно продвигаемую и реализуемую антикоррупционную политику в государстве.

Государственные органы власти применяют все усилия для сокращения и уменьшения уровня коррупции, но этого все равно недостаточно. В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:

  1. формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
  2. антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
  3. рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;
  4. предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами.

Также одной из наиболее эффективных мер по противодействию коррупции является пополнение нормативно правовой базы. Государство создает, подписывает и ратифицирует нормативно-правовые акты, которые взаимозаменяют друг друга, тем самым восполняют пробелы законодательства. Для более эффективной борьбы с коррупцией государства создают международные нормативно-правовые акты, что дает возможность квалифицировать те или иные правонарушения одинаково и применять единую меру пресечения для одних и тех же преступлений в различных странах. Закономерно, в Федеральном законе «О прокуратуре» к правовым основам работы прокуратуры отнесены не лишь Конституция РФ и федеральные законы, но и мировые контракты РФ.

Вместе с тем следует отметить, что Прокуратура, имеет свои функции, одной из которых является международное сотрудничество. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17 января 1992 г. №2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации [4].

В сфере противодействия коррупции на международном уровне Генеральная прокуратура РФ сотрудничает с различными ведомствами и прокуратурами иностранных государств. Одной из наиболее активных стран для сотрудничества с Российской Федерацией можно назвать Саудовскую Аравию. Несмотря на различия в культуре, менталитете и законодательной основы у стран есть свои причины для создания плодотворных отношений в сфере противодействия коррупции между странами.

90 лет назад, 23 сентября 1932 года, на мировой карте появилась новая страна – Саудовская Аравия. За неполный век это государство стало играть значительную роль в современной политике, хотя история этих земель насчитывает тысячелетия, а зародившаяся тут религия изменила весь мир. Саудовская Аравия, являясь молодой страной с самобытной историей, может поделиться своим опытом борьбы с коррупцией.

 Государственное устройство Саудовской Аравии определяется Основным законом Королевства, носящим название Основной низам правления Саудовской Аравии, который был принят в 1992 году. Согласно ему Саудовская Аравия является абсолютной теократической монархией, управляемой сыновьями и внуками первого короля Абдул-Азиза. Закон основан на исламском праве. Теоретически власть короля ограничена лишь нормами шариата. Религия имеет главенствующую роль в развитии государственности. Главы государства сменяют друг друга, при этом угнетает спокойствие сменяемости конкуренция. Обратимся к истории. Первым королем Саудовской Аравии был Абду́л-Ази́з ибн Абдуррахма́н ибн Фе́йсал А́ль Сау́д основатель и первый король Саудовской Аравии в 1932–1953 годах. Четырнадцатый глава династии Саудитов. Вёл многочисленные войны за объединение Аравии. Был эмиром Эр-Рияда в 1902–1926 годах и эмиром Неджда и Хасы в 1913–1921 годах. Далее его преемником стал его кровный, второй сын короля - Сау́д ибн Абду́л-Ази́з ибн Абдуррахма́н А́ль Сау́д. Далее власть сменяли сыновья первого короля Саудовской Аравии. У короля было около 100 наследников и наследниц, что бесспорно давало почву для междоусобиц, переворотов и убийств. В стране рос уровень коррупции, это также связано с тем, что вся королевская семья занимает высшие посты в государственном аппарате, это повышает риск переворота, поэтому главы Саудовской Аравии решились на создание управления по надзору и противодействию коррупции Саудовской Аравии (Nazaha). Саудовское правительственное агентство по борьбе с коррупцией. Основной целью Nazaha является содействие честности и прозрачности и борьба со всеми формами коррупции в административной и финансовой сферах. С 2015 года Nazaha возглавляет доктор Халед бен Абдулмохсен Аль-Мухайсен. В последние годы Nazaha ведет активную международную деятельность, подписано большое количество нормативно-правовых актов.

В обеих странах есть ценный опыт, который возможно интегрировать в то или иное общество, несмотря на различия в способах реализации данных мер. Так следует отметить, что Саудовская Аравия (52) по индексу восприятия коррупции выше, чем Россия (136) на 84 места в рейтинге стран, согласно данным «Transparency International» [5].

Рис. 1. Индекс коррупции в Российской Федерации

Из рисунка 1 видно, что коррупционные процессы в России протекают активно и последние годы уровень возрос, в рейтинге индекса восприятия коррупции уровень не меняется. Из этого следует, что меры по противодействию коррупции, применяемые в Российской Федерации неэффективны. Чтобы исправить данную ситуацию в нашем государстве мы можем обратиться к опыту иностранных государств. Так, коррупция в Саудовской Аравии намного ниже, что в России.

Рис. 2. Индекс коррупции в Саудовской Аравии

Из рисунка 2 видно, что индекс восприятия коррупции выше, чем в России и растет с каждым годом. На протяжении последних 4 лет индекс не падал ниже отметки в 51 [5].

Так, следует отметить некоторые меры по противодействию коррупции, которые были принятые руководством Саудовской Аравии:

  1. У Nazaha есть свой собственный сайт, приложение, а также офлайн офисы, где можно подать заявление для рассмотрения ведомством. В 2018 году Nazaha запустила приложение для смартфонов, которое позволяет пользователям возбуждать дела о коррупции. Только в 2018 году Nazaha получила 15 591 сообщение о коррупции, в то время как в 2017 году было получено 10 402 сообщения;
  2. Так летом 2023 года, ведомством было возбуждено 2230 раундов проверок, расследовано 213 обвинений против людей, арестовано 65 из них. Вследствие чего в казну было возвращено порядка 11,5 млрд риалов ($3 млрд);
  3. Управление по надзору и противодействию коррупции Саудовской Аравии (Nazaha) и Прокуратура России подписали меморандум о взаимопонимании по борьбе с коррупцией и укреплению совместного сотрудничества, 16 ноября сообщило Саудовское агентство печати (SPA).

Данные меры по противодействию коррупции являются весьма эффективными, это показывают статистические данные, предоставленные независимым агентством.

Так, следует отметить, что каждое государство развивает по собственному особенному пути, поэтому копировать положительный опыт будет невозможно. Мы можем лишь пробовать интегрировать те или иные меры в реальность нашего государства и наблюдать за тем даст ли «плоды» данный метод.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Текст Конституции опубликован в «Российской газете» от 25 декабря 1993 г. N 237
  2. О противодействии коррупции: федер. закон Рос. Федерации от 25.12.2008 № 273-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 19.12.2008: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 22.12.2008.
  3. Левин, М., Сатаров, Г. Коррупция в России: классификация и динамика / М. Левин, Г. Сатаров // Вопросы экономики. - 2016. - № 10. - С. 4.
  4. Противодействие коррупции [Электронный ресурс] // Генеральная прокуратура Российской Федерации URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/combating-corruption/international(дата обращения: 20 ноября 2023г.).
  5. Рейтинг стран мира по уровню восприятия коррупции. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. 2010.12.05. URL: http://gtmarket.ru/ratings/corruption-perceptions-index/info. (дата обращения: 20 ноября 2023г.).

Поделиться

273

Арутюнян А. В. Международное сотрудничество Генеральной прокуратуры РФ и прокуратуры Саудовской Аравии в сфере противодействия коррупции // Развитие социально-гуманитарного знания: новые направления и перспективы : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 декабря 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 60-64. URL: https://apni.ru/article/7649-mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo-generalnoj-pro

Похожие статьи

Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля