Главная
АИ #49 (179)
Статьи журнала АИ #49 (179)
Формирование навыков устной речи у обучающихся на примере УМК «Forward-5» М.В. В...

Формирование навыков устной речи у обучающихся на примере УМК «Forward-5» М.В. Вербицкой

Рубрика

Филология, иностранные языки, журналистика

Ключевые слова

навыки устной речи
педагогические технологии
дифференциация
индивидуализация обучения
проектная работа
английский язык
образование

Аннотация статьи

В статье рассматривается программа обучения говорению в средней школе, которая разработана Марией Валерьевной Вербицкой с целью развития устной коммуникативной компетенции у обучающихся 5-го класса на уроках английского языка. Программа включает разнообразные виды устной речи в стандартных ситуациях общения, включая диалоги, рассказы о себе и окружающем мире, а также позволяет выражать своё мнение, общаться и взаимодействовать на изучаемом языке в соответствии с усвоенным лексико-грамматическим материалом.

Текст статьи

Целью обучения говорению в школе является развитие у обучающихся способности осуществлять устное речевое общение в разнообразных ситуациях, выражая при этом своё отношение к воспринятой информации или предмету высказывания в соответствии с их реальными потребностями и интересами. В программе по английскому языку для средней школы автора Марии Валерьевны Вербицкой в разделе Предметные результаты в коммуникативной сфере: Коммуникативная компетенция (владение иностранным языком как средством общения) прописано:

Обучающийся 5-го класса научится:

  • начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
  • расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала;
  • рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
  • сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка;
  • описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного/услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей.

Обучающийся 5-го класса получит возможность научиться вести: 1) диалоги этикетного характера, 2) диалог-расспрос, 3) диалог-побуждение к действию, 4) диалог-обмен мнениями, 5) комбинированные диалоги; пользоваться: основными коммуникативными типами речи: описание, сообщение, рассказ (включающий эмоционально-оценочные суждения), рассуждение (характеристика) с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст, заданную коммуникативную ситуацию или зрительную наглядность.

Учебник отвечает всем современным требованиям, предъявляемым к учебным пособиям нового поколения. Материалы учебника соответствуют возрастным особенностям учащихся, учитывают его способности, возможности и интересы. Содержание учебного материала позволяет использовать новые педагогические технологии современных средств обучения, такие как дифференциация, индивидуализация обучения школьников, проектная работа.

В данном УМК все упражнения ставят перед учащимися задачу совершить какой-либо речевой поступок, решить какую-либо речемыслительную задачу. Ситуации общения и разнообразные способы вовлечения детей в общение побуждают их к говорению, позволяют постепенно преодолевать языковой барьер. В этом особенность обучения устной речи в данном УМК. Сначала – ситуация (проблема), выступающая своеобразным маяком, за ней следует лексико-грамматический аспект речи. Таким образом, сначала создаётся потребность в использовании языковых средств, затем следует удовлетворение этой потребности через систему упражнений.

Обучение говорению базируется на сюжете, интересном для детей данного возраста, что также является стимулом для говорения. Сюжетная ситуация подкрепляется картинками, разнообразными тренировочными упражнениями, играми. В программе по английскому языку в планируемых результатах прописано: «…в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх, в ходе овладения языковым материалом английского языка у школьников будут развиваться речевые, интеллектуальные и познавательные способности, личностные качества, внимание, мышление, память и воображение».

Ценно то, что авторы УМК (М.В. Вербицкая, Эббс Брайен, Уорелл Энн, Уорд Энн) ввели в структуру урока элементы ручного труда. Процесс изготовления предметов и их использование в играх, диалогах создаёт на уроке коммуникативные ситуации, необходимые для обучения учащихся говорению. В рабочей тетради содержатся задания по изготовлению проектора для слайдов, подводной лодки, парусного багги, масок для вечеринок. С их помощью происходит отработка языкового материала, а задания на драматизацию учебных диалогов повышают мотивацию к изучению английского языка.

Ситуации общения, предлагаемые авторами учебника, соответствуют возрастным интересам школьников и максимально приближены к реальным характерным для культуры данной страны (например, встреча в парке, магазине, в гостях).

В учебнике 5 класса это такие темы, как «Let’s make a magazine», «The competition», «At the film studio», «To America!», «Holidays in the USA», «Interests and Hobbies», «A glimpse of History».

Разберём на примере раздела 10 «Interests and Hobbies», как происходит процесс обучения устной речи. Сначала даётся ситуация о происхождении слова хобби и информация об истории возникновения таких хобби, как коллекционирование марок и монет.

После ответов на вопросы (упр.2,3) даётся задание Discuss in pairs и три вопроса на обсуждение в парах: What is your hobby? Would you like to collect coins? What is your favorite kind of jigsaw puzzle?

Задания на говорение: упр. 11. What instruments do you play? What instruments would you like to play? Talk to your friend; упр. 12. Listen to the interview with Josh and Clare again and repeat the questions. Then interview your friend; упр.16. Chain game. Use the end of a sentence as a beginning to a new one (Игра-цепочка. Используй концовку предыдущего предложения, как начало следующего); упр.22. Imagine you are a roadie, a producer or a video director. What do you do? Talk to your friend (Представь, что ты менеджер, продюсер, видеорежиссер. Чем ты занимаешься? Поговори со своим другом); упр.27. Talk to your friend about your future plans (Поговори со своим другом о планах на будущее); упр.31. Talk about your own interests with your friend (Поговори о своих интересах со своим другом). Интересный приём для активизации навыков говорения: Составь предложения с помощью Interest meter (стр. 20); и в конце этого раздела проект упр. 40 Work in groups and choose one of these ideas.

Желание говорить появляется у ученика только в реальной или воссозданной ситуации, лично значимой для говорящих. Например, в разделе 8 «Holidays in the USA»: упр.7, задание Talk to your friend «Would you like to go to America?», «What would you like to see there?». При такой постановке задачи учащиеся начинают вспоминать всё, что они знают о США и им хочется высказать всё, что они знают по этой теме; упр.21, Role-play. Sam, Maxim, Vera and Kate discuss in pairs where to go (Ролевая игра – Сэм, Максим, Вера, Кейт обсуждают, куда пойти). Пользуясь рекламными проспектами предыдущего упражнения и фразами в рамочке «Useful words and phrases», учащиеся строят разговор в группе.

При этом широко используется наглядность, с помощью которой обозначаются речевые ситуации, обеспечивается необходимый уровень языковых, речевых, содержательных опор и ситуативных подсказок, даётся фоновая информация социокультурного характера.

Важно то, что у школьников проявляются мотивы поиска контактов и сотрудничества с другими учащимися; овладение способами такого сотрудничества становится целью.

Перед всеми упражнениями в учебнике есть рамочки разных цветов (соответствуют разделам учебника), где прописано какой вид деятельности представлен в нём. Например: Listening and speaking, grammar and speaking, reading and speaking. Таким образом, мы видим, что почти в каждом упражнении дано задание на отработку навыков устной речи: в монологической или диалогической форме. Формирование навыков устной речи происходит через работу в парах и группах. Работа в парах позволяет оптимизировать учебный процесс, предоставляя учащимся возможность больше говорить на уроке по-английски, активно участвовать в учебной деятельности. Работа в малых группах позволяет значительно активизировать деятельность каждого ученика на разных этапах формирования, совершенствования и творческого применения речевого материала. Каждому члену группы предоставляется возможность для общения на иностранном языке в ходе выполнения совместного задания. Учащиеся активизируют внимание к речевым поступкам других членов группы, каждый школьник имеет возможность выполнять контролирующие и оценочные функции.

В УМК «FORWARD» грамотно подобран страноведческий и лингвострановедческий материал, представлена актуальная и интересная информация о жизни и быте в Великобритании, Австралии, США, иллюстрации, интересные коммуникативные упражнения и захватывающие сюжетные линии позволяют успешно формировать у обучающихся навыки устной речи.

Поделиться

703

Планкова В. А. Формирование навыков устной речи у обучающихся на примере УМК «Forward-5» М.В. Вербицкой // Актуальные исследования. 2023. №49 (179). Ч.IV.С. 31-33. URL: https://apni.ru/article/7650-formirovanie-navikov-ustnoj-rechi-u-obuch

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января