Главная
АИ #48 (178)
Статьи журнала АИ #48 (178)
Бизнес-процесс предприятия

Бизнес-процесс предприятия

Научный руководитель

Моденов Анатолий Константинович

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

экономика
бизнес-процесс
прибыль
развитие бизнеса

Аннотация статьи

В статье бизнес-процесс предприятия рассматривается в качестве одного из приоритетных факторов получения прибыли для бизнеса.

Текст статьи

Бизнес – деятельность, дела, приносящее доход или иную материальную выгоду.

Процесс – схема, макет, изображения, определенный материальный или мысленно предоставляемый набор действий.

Бизнес-процессом может быть осуществляемый проект, который имеет набор определенных, присущих только данной модели параметров и характеристик. На сегодня, при определении сущности понятия «бизнес-процессы» выделяют два подхода:

  • ориентирован на бизнес-модель / роли (подход, направленный внутрь предприятия);
  • ориентирован на ценность / клиента (подход, направленный на внешнее окружение предприятия) [3, с. 25].

Первый подход связан с рассмотрением деятельности предприятия с точки зрения бизнес-моделей и технологий (фокус внимания направлен внутрь предприятия).

Второй подход, напротив, предполагает ориентацию на ценность, которую предприятие создает для внешних клиентов, а также на результаты деятельности. Бизнес-модель позволяет получить ответ на вопрос: что и как необходимо делать, чтобы достичь желаемого результата. Ключевыми элементами бизнес-процессов любого предприятия, определяющие ее содержание, являются:

  • ценность для внешних клиентов, которую предлагает предприятие на основе своих продуктов и услуг;
  • система создания этой ценности, включая поставщиков и целевых клиентов, а также цепочки создания ценности;
  • активы, которые предприятие использует для создания ценности;
  • финансовая модель предприятия, определяет, как структуру ее расходов, так и способы получения прибыли [6, с. 101].

Итак, обобщая существующие научные положения, предлагаем рассмотреть бизнес-процессы как упрощенное отображение механизма ведения определенной экономической деятельности, связанной с производством продукции (продажей товаров, оказанием услуг, выполнением работ), что является ценным для потребителя, и обеспечивает получение прибыли. Бизнес-процессы необходимы для формирования целостного представления о таких существенных характеристиках предприятия: какая ценность и каким образом создаться для потребителя; кому и каким образом она предоставляется; как используются ресурсы и возможности с целью создания устойчивого конкурентного преимущества и получения прибыли.

Определяя сущность понятия «бизнес-процессы» следует отметить, что данный термин часто путают со стратегией, подменяя одно понятие на другое, или включая стратегию как один из компонентов в состав бизнес-процессов. Данный факт обусловлен тем, что бизнес-процессы тесно связаны со стратегией, но нетождественны ей [5].

Но следует отметить, что в настоящее время, в условиях глобального кризиса, многие бизнес-процессы потеряли свою эффективность и конкурентоспособность. Отечественные предприятия, которые использовали данный бизнес-процессы, разоряются, несут убытки, уходят с рынка. И наоборот, ряд бизнес-процессов, которые не актуальны в докризисный период, оказались высокоэффективными в условиях кризиса и обеспечили компаниям, которые их применяют, новые возможности для роста и развития бизнеса. Дальнейшее применение неэффективных бизнес-процессов и неповоротливость при определении новых бизнес-процессов, медлительность при переходе к ним могут привести многие предприятия к существенным финансовым потерям и утрате возможности остаться в бизнесе в принципе.

В то же время все исследователи выделяют ключевые элементы бизнес-процессы, которые характерны для любого предприятия и определяют их основное содержание:

  • ценность для внешних клиентов, которую предлагает компания на основе своих продуктов и услуг;
  • система создания этой ценности, которая включает поставщиков и целевых клиентов, а также цепочки создания ценности;
  • активы, которые предприятие использует для создания ценности;
  • финансовую модель предприятия, которая определяет структуру ее расходов и способа получения прибыли [4].

Бизнес-процесс – это набор важных этапов, без которых невозможно полностью реализовать потенциал компании. Управление бизнес-процессом включает четыре этапа:

  1. Моделирование – это определение бизнес-процессов и операций. На этом этапе важно разделить сферы ответственности между управляющим персоналом, чтобы достичь хорошего результата.
  2. Исполнение – после получения задач персонал начинает выполнять сои рабочие функции. Все функции должны быть выделены и распределены в описании проекта.
  3. Контроль – этап, где происходит контроль за персоналом и учет расходов. Действия, зафиксированные в описании проекта, должны быть отражены во внутренний сети компании. Менеджер должен ежедневно отслеживать выполнение плана, соблюдение сроков, качество работы и нагрузку работников. Также ведется контроль за дополнительными расходами и принимаются решения о возмещении этих затрат, премирование за выполнение плана и штраф за несоблюдение сроков.
  4. Улучшение – по завершению основного бизнес-процесса необходимо произвести анализ сбоев и ошибок, чтобы оптимизировать работу персонала для успешного выполнения бедующих проектов [2, с. 115].

Бизнес-процессы в организации – это прежде всего вопрос качественного управления. Без квалифицированных управленческих кадров, которые правильно поставят задачу и контролируют выполнение, результативность работы будет под вопросом.

Таким образом, бизнес-процессы представляют собой общую картину действий, направленных на создание экономической ценности для покупателя, фирмы, акционеров и партнеров. Ценность для потребителей, может быть, в различных продуктах или услугах. Бизнес-процессы описывают способ, которым предприятие отличается от конкурентов и причины, по которым потребители выбирают именно его. Финансовая устойчивость предприятия формируется под влиянием множества внешних и внутренних факторов. Поэтому важно определить главную цель в системе управления финансовой устойчивостью, так как от нее зависит дальнейшее развитие предприятия, его деловые и рыночные активности, эффективность хозяйственной деятельности.

Рецензент – Еременко В. В.

Список литературы

  1. Арбатов А.А. Финансовая безопасность России: Общий курс: учебник – М.: БИНОМ. ЛЗ, 2020. – 815 c.
  2. Богомолов В.А. Введение в специальность «Финансовая безопасность»: учебное пособие. – М.: ЮНИТИ, 2020. – 279 c.
  3. Герасимов Б.Н. Мотивация в управленческой деятельности. учебник. – Самара: УДУ, 2020. – 144 с.
  4. Моденов, А. К. Проблемы правового обеспечения экономической безопасности субъектов малого предпринимательства / А. К. Моденов. – Санкт-Петербург: СПбГАСУ, 2016.
  5. Моденов, А. К. Экономическая безопасность при бизнес-планировании реинжиниринга предприятия / А. К. Моденов. – Санкт-Петербург: Изд-во Политехнического ун-та, 2017.
  6. Суглобов А.Е. Финансовая безопасность предприятия: учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. – 271 c.
  7. Шадрина Г.В. Экономический анализ. Теория и практика. – М.: Юрайт, 2022. – 516 с.

Поделиться

685

Гойло В. Н. Бизнес-процесс предприятия // Актуальные исследования. 2023. №48 (178). Ч.III.С. 66-68. URL: https://apni.ru/article/7657-biznes-protsess-predpriyatiya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря