Бизнес – деятельность, дела, приносящее доход или иную материальную выгоду.
Процесс – схема, макет, изображения, определенный материальный или мысленно предоставляемый набор действий.
Бизнес-процессом может быть осуществляемый проект, который имеет набор определенных, присущих только данной модели параметров и характеристик. На сегодня, при определении сущности понятия «бизнес-процессы» выделяют два подхода:
- ориентирован на бизнес-модель / роли (подход, направленный внутрь предприятия);
- ориентирован на ценность / клиента (подход, направленный на внешнее окружение предприятия) [3, с. 25].
Первый подход связан с рассмотрением деятельности предприятия с точки зрения бизнес-моделей и технологий (фокус внимания направлен внутрь предприятия).
Второй подход, напротив, предполагает ориентацию на ценность, которую предприятие создает для внешних клиентов, а также на результаты деятельности. Бизнес-модель позволяет получить ответ на вопрос: что и как необходимо делать, чтобы достичь желаемого результата. Ключевыми элементами бизнес-процессов любого предприятия, определяющие ее содержание, являются:
- ценность для внешних клиентов, которую предлагает предприятие на основе своих продуктов и услуг;
- система создания этой ценности, включая поставщиков и целевых клиентов, а также цепочки создания ценности;
- активы, которые предприятие использует для создания ценности;
- финансовая модель предприятия, определяет, как структуру ее расходов, так и способы получения прибыли [6, с. 101].
Итак, обобщая существующие научные положения, предлагаем рассмотреть бизнес-процессы как упрощенное отображение механизма ведения определенной экономической деятельности, связанной с производством продукции (продажей товаров, оказанием услуг, выполнением работ), что является ценным для потребителя, и обеспечивает получение прибыли. Бизнес-процессы необходимы для формирования целостного представления о таких существенных характеристиках предприятия: какая ценность и каким образом создаться для потребителя; кому и каким образом она предоставляется; как используются ресурсы и возможности с целью создания устойчивого конкурентного преимущества и получения прибыли.
Определяя сущность понятия «бизнес-процессы» следует отметить, что данный термин часто путают со стратегией, подменяя одно понятие на другое, или включая стратегию как один из компонентов в состав бизнес-процессов. Данный факт обусловлен тем, что бизнес-процессы тесно связаны со стратегией, но нетождественны ей [5].
Но следует отметить, что в настоящее время, в условиях глобального кризиса, многие бизнес-процессы потеряли свою эффективность и конкурентоспособность. Отечественные предприятия, которые использовали данный бизнес-процессы, разоряются, несут убытки, уходят с рынка. И наоборот, ряд бизнес-процессов, которые не актуальны в докризисный период, оказались высокоэффективными в условиях кризиса и обеспечили компаниям, которые их применяют, новые возможности для роста и развития бизнеса. Дальнейшее применение неэффективных бизнес-процессов и неповоротливость при определении новых бизнес-процессов, медлительность при переходе к ним могут привести многие предприятия к существенным финансовым потерям и утрате возможности остаться в бизнесе в принципе.
В то же время все исследователи выделяют ключевые элементы бизнес-процессы, которые характерны для любого предприятия и определяют их основное содержание:
- ценность для внешних клиентов, которую предлагает компания на основе своих продуктов и услуг;
- система создания этой ценности, которая включает поставщиков и целевых клиентов, а также цепочки создания ценности;
- активы, которые предприятие использует для создания ценности;
- финансовую модель предприятия, которая определяет структуру ее расходов и способа получения прибыли [4].
Бизнес-процесс – это набор важных этапов, без которых невозможно полностью реализовать потенциал компании. Управление бизнес-процессом включает четыре этапа:
- Моделирование – это определение бизнес-процессов и операций. На этом этапе важно разделить сферы ответственности между управляющим персоналом, чтобы достичь хорошего результата.
- Исполнение – после получения задач персонал начинает выполнять сои рабочие функции. Все функции должны быть выделены и распределены в описании проекта.
- Контроль – этап, где происходит контроль за персоналом и учет расходов. Действия, зафиксированные в описании проекта, должны быть отражены во внутренний сети компании. Менеджер должен ежедневно отслеживать выполнение плана, соблюдение сроков, качество работы и нагрузку работников. Также ведется контроль за дополнительными расходами и принимаются решения о возмещении этих затрат, премирование за выполнение плана и штраф за несоблюдение сроков.
- Улучшение – по завершению основного бизнес-процесса необходимо произвести анализ сбоев и ошибок, чтобы оптимизировать работу персонала для успешного выполнения бедующих проектов [2, с. 115].
Бизнес-процессы в организации – это прежде всего вопрос качественного управления. Без квалифицированных управленческих кадров, которые правильно поставят задачу и контролируют выполнение, результативность работы будет под вопросом.
Таким образом, бизнес-процессы представляют собой общую картину действий, направленных на создание экономической ценности для покупателя, фирмы, акционеров и партнеров. Ценность для потребителей, может быть, в различных продуктах или услугах. Бизнес-процессы описывают способ, которым предприятие отличается от конкурентов и причины, по которым потребители выбирают именно его. Финансовая устойчивость предприятия формируется под влиянием множества внешних и внутренних факторов. Поэтому важно определить главную цель в системе управления финансовой устойчивостью, так как от нее зависит дальнейшее развитие предприятия, его деловые и рыночные активности, эффективность хозяйственной деятельности.
Рецензент – Еременко В. В.