Главная
АИ #49 (179)
Статьи журнала АИ #49 (179)
Использование ресурсов национального парка «Лосиный остров» г. Москвы для повыше...

Использование ресурсов национального парка «Лосиный остров» г. Москвы для повышения экологической грамотности и культуры населения

Рубрика

Экология, природопользование

Ключевые слова

национальный парк
экологическое образование
особо охраняемые природные территории

Аннотация статьи

Настоящая научная статья исследует возможности использования уникальных природных ресурсов национального парка "Лосиный остров" с целью повышения экологической грамотности и культуры населения. Авторы предлагают конкретные меры и программы, направленные на привлечение общественности к активным действиям в сфере сохранения природного наследия и развития экологического сознания.

Текст статьи

Из-за угрозы исчезновения уникальных видов флоры и фауны людьми было принято решение о создании особо охраняемых природных территорий. Для этого, местообитания уникальных растений и животных были ограничены для многих видов человеческой деятельности. Это позволило замедлить сокращение, а в последствии даже восполнить некоторые популяции и виды в их изначальной среде обитания, но под присмотром компетентных специалистов.

Целью работы является изучение ресурсов национального парка «Лосиный остров» для повышения экологической грамотности и культуры населения.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. Изучить уже существующую базу в области экологического туризма и просвещения на основе официального сайта национального парка;
  2. Оценить степень развитости эколого-просветительской деятельности на территории национального парка;
  3. Предложить пути для дальнейшего развития эколого-просветительской деятельности на основе ресурсного потенциала парка.

Материалы и методы. В данной статье были применены следующие методы:

  1. Статистическое наблюдение;
  2. Анализ и синтез;
  3. Системный подход;
  4. Сбор фактов.

Основная часть. Национальный парк "Лосиный остров" – уникальный уголок природы, который предлагает не только охрану и сохранение экосистемы, но и является мощной площадкой для повышения экологической грамотности и культуры населения [3].

Парк, расположенный в западной части страны, богат разнообразием флоры и фауны. Он – источник вдохновения и знаний, который способствует формированию глубокого понимания человеком общества и природы.

Одной из самых значимых и насыщенных программ, реализуемых в парке, является экологическое обучение. На официальном сайте национального парка представлено 14 экскурсий [1], цены на которые являются доступными практически для всех. Программы экскурсий рассчитаны на различные интересы и на разные времена года. Можно понаблюдать за птицами, посетить дендрарий, лосиную биостанцию, различные экологические маршруты, а также этнографические экскурсии.

Кроме экскурсий можно посетить маршруты на байдарках, различные мастер-классы, конные дворы, игровые программы и пикниковые места. Благодаря подобным мероприятиям население получает необходимые знания о значимости биоразнообразия, бережного отношения к окружающей среде и методах её сохранения. Участники оказываются в окружении удивительной природы, что позволяет им легче воспринимать получаемую информацию [2].

Национальный парк "Лосиный остров" также предоставляет возможность для проведения культурных и развлекательных мероприятий, способствующих привлечению внимания и интереса к наследию местности. Здесь организовываются выставки, фестивали, концерты и театральные постановки, которые не только развлекают, но и освещают тему экологии и ее столь важное значение для каждого человека.

Кроме того, парк является домом для проведения научных исследований и выполнения научных работ по вопросам охраны природы и ее влияния на человека. Ученые и специалисты разрабатывают концепции и методы управления биоразнообразием, а также изучают влияние человеческой деятельности на окружающую среду. Их работы способствуют повышению уровня экологической грамотности и сознательности населения.

Национальный парк "Лосиный остров" является уникальным природным комплексом, сберегающим множество видов флоры и фауны, а также обладающим высоким экологическим потенциалом. Однако, для сбалансированного развития природоохранной деятельности в рамках парка, необходимо продолжить активную эколого-просветительскую работу. Это позволит не только осознанно использовать ресурсы парка, но и способствовать формированию экологической культуры и ответственности у посетителей [5].

В первую очередь, развитие эколого-просветительской деятельности должно включать создание информационных центров и интерактивных выставок на территории парка. Эти центры не только укажут посетителям на значимость природного комплекса и его уникальных особенностей, но и позволят узнать о природоохранной деятельности, проводимой в парке. Через посещение выставок и информационных центров, посетители смогут расширить свои знания о местной флоре и фауне, а также осознать необходимость ее сохранения [4].

Помимо информационных центров, следует разработать учебные программы для школьников и студентов, которые будут ориентированы на воспитание экологической культуры и активное участие в охране природного комплекса. Эти программы могут включать экскурсии по парку с опытными гидами, организацию полевых практик и экологических лагерей, а также проведение интегрированных уроков в школах, где ученики смогут наблюдать и изучать местную флору и фауну под руководством специалистов. Такая система работы поможет сформировать у молодежи понимание и любовь к природе, а также мотивацию к самостоятельному участию в природоохранной деятельности.

Одним из ключевых направлений развития эколого-просветительской деятельности в парке должно стать активное использование информационных технологий. Создание мобильных приложений с информацией о парке, его экосистемах и возможностях для активного времяпровождения позволит привлечь внимание молодежи и сделать образовательный процесс более доступным. Также можно использовать социальные сети и сторис для публикации интересных фактов о парке и его обитателях, проведения викторин и конкурсов среди подписчиков. Такой подход способствует привлечению новых посетителей и созданию сообщества людей, заинтересованных в охране и развитии природного комплекса.

Заключение. Развитие эколого-просветительской деятельности в национальном парке "Лосиный остров" является неотъемлемой частью его устойчивого развития. Создание информационных центров, учебных программ, использование информационных технологий и активное взаимодействие с посетителями – все это позволит не только сохранить богатство природы, но и распространить экологическую культуру на широкие слои общества. Таким образом, парк сможет выполнять свою природоохранную функцию эффективно и в долгосрочной перспективе.

Список литературы

  1. Государственный природный парк "Лосиный остров" (официальный сайт) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.losiniyostrov.ru/ (Дата обращения: 02.12.2023)
  2. Кравченко Е.Г., Рожинских А.В., Козлова О.В. Национальный парк "Лосиный остров": Справочник современного парка. – М.: Мысль, 2011.
  3. Морозов В.Н. Парки и резерваты России: Научно-популярный справочник. – М.: Терра, 2007.
  4. Статусы, законы и правила использования Национального парка "Лосиный остров" [Электронный ресурс]. – URL: https://www.losiniyostrov.ru/park/obshaya-informaciya/statusy-zakoni-i-pravila-ispolzovaniya (Дата обращения: 02.12.2023)
  5. Трушин В.В., Богадельникова Г.Б., Байбара Е.А. Экологическая грамотность и энергосбережение. – М.: Колос, 2014.

Поделиться

702

Нарваткина В. А. Использование ресурсов национального парка «Лосиный остров» г. Москвы для повышения экологической грамотности и культуры населения // Актуальные исследования. 2023. №49 (179). Ч.I.С. 85-87. URL: https://apni.ru/article/7662-ispolzovanie-resursov-natsionalnogo-parka-los

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января