Из-за угрозы исчезновения уникальных видов флоры и фауны людьми было принято решение о создании особо охраняемых природных территорий. Для этого, местообитания уникальных растений и животных были ограничены для многих видов человеческой деятельности. Это позволило замедлить сокращение, а в последствии даже восполнить некоторые популяции и виды в их изначальной среде обитания, но под присмотром компетентных специалистов.
Целью работы является изучение ресурсов национального парка «Лосиный остров» для повышения экологической грамотности и культуры населения.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- Изучить уже существующую базу в области экологического туризма и просвещения на основе официального сайта национального парка;
- Оценить степень развитости эколого-просветительской деятельности на территории национального парка;
- Предложить пути для дальнейшего развития эколого-просветительской деятельности на основе ресурсного потенциала парка.
Материалы и методы. В данной статье были применены следующие методы:
- Статистическое наблюдение;
- Анализ и синтез;
- Системный подход;
- Сбор фактов.
Основная часть. Национальный парк "Лосиный остров" – уникальный уголок природы, который предлагает не только охрану и сохранение экосистемы, но и является мощной площадкой для повышения экологической грамотности и культуры населения [3].
Парк, расположенный в западной части страны, богат разнообразием флоры и фауны. Он – источник вдохновения и знаний, который способствует формированию глубокого понимания человеком общества и природы.
Одной из самых значимых и насыщенных программ, реализуемых в парке, является экологическое обучение. На официальном сайте национального парка представлено 14 экскурсий [1], цены на которые являются доступными практически для всех. Программы экскурсий рассчитаны на различные интересы и на разные времена года. Можно понаблюдать за птицами, посетить дендрарий, лосиную биостанцию, различные экологические маршруты, а также этнографические экскурсии.
Кроме экскурсий можно посетить маршруты на байдарках, различные мастер-классы, конные дворы, игровые программы и пикниковые места. Благодаря подобным мероприятиям население получает необходимые знания о значимости биоразнообразия, бережного отношения к окружающей среде и методах её сохранения. Участники оказываются в окружении удивительной природы, что позволяет им легче воспринимать получаемую информацию [2].
Национальный парк "Лосиный остров" также предоставляет возможность для проведения культурных и развлекательных мероприятий, способствующих привлечению внимания и интереса к наследию местности. Здесь организовываются выставки, фестивали, концерты и театральные постановки, которые не только развлекают, но и освещают тему экологии и ее столь важное значение для каждого человека.
Кроме того, парк является домом для проведения научных исследований и выполнения научных работ по вопросам охраны природы и ее влияния на человека. Ученые и специалисты разрабатывают концепции и методы управления биоразнообразием, а также изучают влияние человеческой деятельности на окружающую среду. Их работы способствуют повышению уровня экологической грамотности и сознательности населения.
Национальный парк "Лосиный остров" является уникальным природным комплексом, сберегающим множество видов флоры и фауны, а также обладающим высоким экологическим потенциалом. Однако, для сбалансированного развития природоохранной деятельности в рамках парка, необходимо продолжить активную эколого-просветительскую работу. Это позволит не только осознанно использовать ресурсы парка, но и способствовать формированию экологической культуры и ответственности у посетителей [5].
В первую очередь, развитие эколого-просветительской деятельности должно включать создание информационных центров и интерактивных выставок на территории парка. Эти центры не только укажут посетителям на значимость природного комплекса и его уникальных особенностей, но и позволят узнать о природоохранной деятельности, проводимой в парке. Через посещение выставок и информационных центров, посетители смогут расширить свои знания о местной флоре и фауне, а также осознать необходимость ее сохранения [4].
Помимо информационных центров, следует разработать учебные программы для школьников и студентов, которые будут ориентированы на воспитание экологической культуры и активное участие в охране природного комплекса. Эти программы могут включать экскурсии по парку с опытными гидами, организацию полевых практик и экологических лагерей, а также проведение интегрированных уроков в школах, где ученики смогут наблюдать и изучать местную флору и фауну под руководством специалистов. Такая система работы поможет сформировать у молодежи понимание и любовь к природе, а также мотивацию к самостоятельному участию в природоохранной деятельности.
Одним из ключевых направлений развития эколого-просветительской деятельности в парке должно стать активное использование информационных технологий. Создание мобильных приложений с информацией о парке, его экосистемах и возможностях для активного времяпровождения позволит привлечь внимание молодежи и сделать образовательный процесс более доступным. Также можно использовать социальные сети и сторис для публикации интересных фактов о парке и его обитателях, проведения викторин и конкурсов среди подписчиков. Такой подход способствует привлечению новых посетителей и созданию сообщества людей, заинтересованных в охране и развитии природного комплекса.
Заключение. Развитие эколого-просветительской деятельности в национальном парке "Лосиный остров" является неотъемлемой частью его устойчивого развития. Создание информационных центров, учебных программ, использование информационных технологий и активное взаимодействие с посетителями – все это позволит не только сохранить богатство природы, но и распространить экологическую культуру на широкие слои общества. Таким образом, парк сможет выполнять свою природоохранную функцию эффективно и в долгосрочной перспективе.