Программы социального обеспечения на международном уровне

Термин «социальное обеспечение» является всеобъемлющим. Таким образом, сфера социального обеспечения очень широка. Он охватывает аспекты, касающиеся социальной и экономической справедливости. Потребность в социальном обеспечении реализуется не только для того, чтобы предоставить нуждающимся работникам защиту от жизненных невзгод, но и для общего развития государства. Эти меры подразумевают предотвращение потери производственных мощностей из-за болезни, безработицы или инвалидности для получения дохода. Другими словами, эти меры разработаны с целью повышения материального, интеллектуального и морального благосостояния общества путем предоставления доступных ресурсов, которые истощаются из-за болезней и безделья, которых можно избежать. В статье представлен обзор программ социального обеспечения, в т.ч. пенсионные программы, пособия по инвалидности и болезни, пособия по безработице, семейные, декретные и родительские пособия, пособия для кормильца и родителей-одиночек моложе пенсионного возраста.

Аннотация статьи
методы социального обеспечения
социальная помощь
социальное обеспечение
социальное страхование
Ключевые слова

Положения о денежных пособиях время от времени меняются во всех странах. Таким образом, ни одно описание не может быть полностью актуальным. Представленная здесь информация в основном основана на отчетах 140 стран, предоставленных Администрации социального обеспечения США и опубликованных в 1985 году под названием «Программы социального обеспечения во всем мире».

1. Пенсионные программы. Преобладают три основных типа государственных пенсионных программ. Первый – это фиксированная пенсия без проверки дохода. Это может быть доступно только при проверке места жительства или при условии, что лицо работало в течение определенного периода и платило необходимые взносы. Такой подход встречается в основном в Скандинавии и странах Содружества. Во-вторых, это пенсия, зависящая от дохода. Третий и наиболее распространенный тип – это пенсия, так или иначе связанная с заработком в течение трудовой жизни. Еще одна сложность заключается в том, что в большинстве стран с фиксированной ставкой пенсии позднее был разработан второй уровень пенсионных прав, основанный на заработках в течение трудовой жизни. Другими словами, первый и третий принципы объединены.

Новая Зеландия платит пенсию по фиксированной ставке, финансируется за счет общего налогообложения для всех, кто соответствует требованиям проживания в возрасте 60 лет. Ставка для квалифицированных супружеских пар в два раза выше ставки для одиноких людей. Размер пенсии составляет довольно высокий процент от среднего заработка. Нидерланды также предоставляют всем жителям значительную пенсию, но в возрасте 65 лет, он финансируется за счет взносов и уменьшается, если причитающиеся взносы не были выплачены в каком-либо году. Доплата для жены любого возраста составляет менее половины ставки, выплачиваемой мужу. В Ирландии пенсия менее щедрая и доступна только работающим лицам, уплачивающим минимальные взносы. Австралия сочетает в себе первый и второй подходы с фиксированной пенсией с 70 лет и пенсией с проверкой дохода с 60 лет для женщин или с 65 лет для мужчин.

Некоторые страны Скандинавии отказались от ранней пенсии с проверкой нуждаемости в пользу пенсии с фиксированной ставкой после Второй мировой войны из-за непопулярности, сложности и разочарования в сбережениях, связанных с проверкой нуждаемости. Позднее уровень пенсии был признан недостаточным для всех, кроме низкооплачиваемых, и сверху был установлен заработок. Таким образом, фиксированные пенсии предоставляются по результатам проверки места жительства в Дании, Финляндии, Норвегии и Швеции. В трех из этих схем супружеская пара получает существенно меньше, чем два одиноких человека. В каждом случае схемы дополняются по пенсиям, зависящим от заработка. Канада следовала модели развития, аналогичной моделям скандинавских стран. Соединенное Королевство также постепенно перешло на двухуровневую пенсию, но права на оба уровня зависят от взносов, выплачиваемых с зачетом за отсутствие на работе по утвержденным причинам. Схемы работодателей могут использоваться для обеспечения определенного минимального верхнего уровня пенсии.

Скандинавский и канадский двухуровневые подходы имеют ряд преимуществ. Во-первых, базовые пенсии без проверки нуждаемости могут предоставляться лицам, не имеющим страхового стажа, включая инвалидов, тех, кто не работал из-за семейных обязанностей, а также разведенных или раздельно проживающих жен. Аналогичное преимущество есть и в схеме Новой Зеландии. Но, кроме того, те, кто имел более высокие заработки и, следовательно, платил более высокие взносы, получают более высокие пенсии, стоимость которых гарантирована с точки зрения покупательной способности государством. Это уменьшает возможности пенсионных схем работодателей, в которых покупательная способность окончательно выплаченной пенсии зависит от того, насколько доходность инвестиций успевает идти в ногу с инфляцией.

Пенсионные схемы, основанные на взносах, когда они были впервые созданы, функционировали практически на той же основе, что и частные пенсионные схемы. Уровень взносов рассчитывался актуарием, и был создан капитальный фонд, из которого можно было выплачивать пенсии. Даже если бы дальнейших взносов не было, деньги предполагалось, что он будет доступен для выплаты пенсий вкладчикам из накопленной стоимости их взносов. Эта схема известна как капитализация или полностью финансируемое финансирование. Первая схема в Германии, принятая в 1889 году и основанная на капитализации, охватывала большинство занятых лиц с заработком до определенного уровня. Взносы, связанные с заработком, были равными для работников и работодателей, и существовала субсидия со стороны государства, чтобы предоставить низкооплачиваемым пенсиям несколько более высокие, чем требовались их взносы. Нарушение принципов частного страхования был создан для того, чтобы позволить работникам, приближающимся к пенсионному возрасту, когда схема вступила в силу, получать более высокие пенсии, чем они заработали за счет своих взносов. Эта система «прикрытия» пожилых работников часто использовалась в других странах, когда создавались новые пенсионные схемы.

Именно опыт быстрой инфляции после Второй мировой войны привел к фундаментальным изменениям в финансовой основе пенсий. Вместо того, чтобы уровень вклада был достаточным, чтобы создать большой капитальный фонд, он рассчитывался в соответствии с ожидаемой стоимостью пенсий, которые должны были быть выплачены в течение следующих нескольких лет. Этот распределительный метод финансирования государственных пенсионных схем, ставший обычным явлением, резко контрастирует с частными пенсионными схемами. Последним все еще приходится аккумулировать капитальные фонды, поскольку, в отличие от государственных схем, они не имеют власти принуждать будущие поколения присоединяться к ним. Таким образом, государственные пенсионные программы по сути являются «договором между поколениями». Те, кто работает, вынуждены платить сегодняшним пенсионерам в ожидании, записанном в законе, что их пенсии будет выплачивать следующее поколение работников [2].

Второе важное событие в сфере пенсионного обеспечения началось в конце 1950-х годов в ответ на быстрый экономический рост. Стало признано, что если бы пенсии выплачивались на основе денежной стоимости взносов, уплаченных в течение трудовой жизни, в течение которой реальные заработки быстро росли, пенсии составляли бы низкую долю заработка на момент выхода на пенсию, а еще меньшая доля того, что работающие будут зарабатывать 10 или 20 лет спустя. Таким образом, были введены сложные формулы для приведения пенсий в соответствие с общим уровнем заработка на момент выхода на пенсию. Западная Германия установила образец в 1957 году, ей последовали несколько других европейских стран, например, Австрия, Швейцария и Великобритания. Альтернатива Подход (например, в Италии и некоторых странах Восточной Европы) заключается в том, чтобы рассчитывать пенсию на основе заработка за последние несколько лет. Поскольку это может быть неблагоприятно для работников, чьи заработки снижаются в последующие годы трудовой жизни, в некоторых странах (например, во Франции) пенсии основываются на заработке за несколько лучших лет. В бывшем Советском Союзе предлагался выбор: последний год дохода или лучшие 5 лет подряд из последних 10.

Практика предоставления низкооплачиваемым работникам более высоких пенсий, чем те, которые были заработаны их взносами и взносами их работодателей, которая была встроена в первоначальную немецкую схему, но позже от нее отказались, была скопирована в более поздних схемах (например, в США). Альтернативным или дальнейшим способом помощи низкооплачиваемым работникам является предоставление минимальной пенсии, как в Германии или США (хотя в 1981 году в США это положение было отменено для людей, еще не вышедших на пенсию). Это особенно помогает женщинам, чей средний годовой доход, несмотря на законодательные посягательства на дискриминацию, остается значительно ниже, чем у мужчин, и чьи пенсионные взносы теперь, вероятно, будут прерваны отпуском по семейным делам. Гораздо более распространенным положением является социальная пенсия с учетом дохода, как, например, в Бельгии или Франции.

Еще одним событием, произошедшим главным образом в период после Второй мировой войны, стала автоматическая корректировка пенсий в соответствии с индексом цен или, в некоторых случаях, со средним уровнем заработка, или в зависимости от того, что является более благоприятным. Некоторые страны отложили корректировки или изменили свои формулы, особенно когда цены росли быстрее, чем доходы [4].

2. Пособия по инвалидности и болезни. В большинстве стран страхование от производственного травматизма является старейшей формой социального обеспечения. Первоначальный немецкий закон 1884 года предусматривал работники будут получать половину зарплаты в течение четырех недель, а затем две трети зарплаты во время временной нетрудоспособности. В случае стойкой нетрудоспособности выплачивалось две трети заработка за год, предшествовавший несчастному случаю, причем часть этой пенсии выплачивалась в случае частичной нетрудоспособности. Дополнительные положения могут быть предусмотрены для лиц, нуждающихся в постоянном внимании. Схема полностью финансировалась работодателем, который платил страховые взносы, размер которых определялся в зависимости от степени риска, связанного с профессией работника, в установленные законом ассоциации. Затем ассоциации выплачивали какие-либо льготы.

Британский закон 1897 года возлагал на работодателей ответственность за компенсацию, но не требовал от работодателей страховаться от риска. Компенсация составляла половину базовой заработной платы на срок до шести месяцев, после чего иск мог быть урегулирован единовременной выплатой. Эти два совершенно разных прецедента повлияли на развитие событий в других странах. Страны континентальной Европы, как правило, следовали немецкой модели, а Содружество и Соединенные Штаты – модели Соединенного Королевства. Закон, созданный по образцу британского закона 1897 года, был принят в Индии в 1923 году, хотя его сфера действия была небольшой. Более того, бельгийцы, голландцы и французы, а также британцы предпочитали вводить в своих колониях законы, устанавливающие ответственность работодателей, а не схемы накопительного страхования. К концу Второй мировой войны в большинстве колоний были такие законы. Эти законы позже часто дополнялись или заменялись схемами страхования. Некоторые скандинавские страны требуют от работодателя застраховать, но позволяют ему выбирать страховщика самостоятельно.

В соответствии с законом 1946 года Соединенное Королевство ввело обязательное страхование по государственной схеме с одинаковой ставкой страховых взносов для всех работодателей. Пособия по нетрудоспособности имели фиксированную ставку, за ней следовала пенсия по инвалидности, зависящая от степени инвалидности, к которой добавлялись другие пособия в зависимости от положения пенсионера, включая потерю заработка и необходимость ухода.

В настоящее время страхование является обязательным в большинстве промышленно развитых стран, но использование частного страхования продолжается в нескольких странах (например, в Дании и Финляндии) и большинстве штатов США, в то время как некоторые страны предоставляют работодателю право выбирать между государственным и частным страховщиком. Производственные травмы и растущее число профессиональных заболеваний приводят почти во всех странах к более высоким выплатам и более щедрым пособиям, чем выплаты за болезни или травмы, не связанные с работой. Например, некоторые страны Западной и Восточной Европы предоставляют 100 процентов предыдущего заработка в качестве пособия по временной нетрудоспособности. Эти льготы обычно продолжаются до выздоровления или предоставления долгосрочного пособия. В большинстве стран потеря способности зарабатывать является основным фактором при оценке долгосрочных пособий, а частичная инвалидность рассматривается более щедро, чем в других программах социального страхования. Долгосрочные выгоды в некоторых странах также могут достигать 100 процентов заработка. Но процедура получения единовременной выплаты в судах до сих пор сохраняется в некоторых странах и некоторых штатах США со всеми вытекающими отсюда издержками, задержками и неопределенностями, а также сложностью превращения единовременной выплаты в гарантированный доход [2].

Существуют три особенности большинства схем страхования от производственных травм, которые отражают их исторические корни в ответственности работодателя. Во-первых, программы обычно финансируются исключительно за счет взносов работодателей. Во-вторых, право на льготы действует с самого первого дня трудоустройства. В-третьих, денежное пособие рассматривается как компенсация, а не как поддержание дохода. По этой причине пособия иждивенцам обычно не предоставляются, но предусмотрены положения для оставшихся в живых иждивенцев. Кроме того, иногда помимо заработка или пенсии может выплачиваться компенсационное пособие. Эти особенности встречаются только в положениях о болезни или инвалидности профессионального происхождения.

И работодатели, и работники обычно вносят взносы, если схема основана на социальном страховании. Прежде чем возникнет право на получение пособия, обычно требуется определенный минимальный период или сумма взноса. Размер пособия может зависеть от того, как долго уплачивались взносы, что касается пенсий, что невыгодно для инвалидов в начале трудовой жизни. Основное пособие предназначено для поддержания дохода и, следовательно, не может быть получено одновременно с другими пособиями или пенсиями с той же целью. Наконец, более вероятно, что будет обеспечено положение для супруга-иждивенца.

В период после Второй мировой войны наметилась тенденция сближать системы страхования от производственных травм с другими программами социального обеспечения. Швейцария всегда охватывала несчастные случаи на производстве и другие несчастные случаи по одной и той же схеме, установленной в 1911 году. Новая Зеландия позже переняли ту же практику. Отдельные положения о профессиональных травмах и других видах инвалидности создают трудные проблемы при определении различия. Производственная травма обычно «возникает в процессе работы». Некоторые схемы позволяют учитывать поездки на работу и обратно в «трудовой стаж», тогда как другие этого не делают. Существуют значительные трудности с определением того, являются ли определенные нарушения (например, глухота или артрит) результатом работы, и бывают случаи, когда травма лишь частично может быть связана с производственной ситуацией. Частично обоснованием объединения положений о профессиональных травмах и других видах инвалидности является устранение подобных двусмысленностей. Кроме того, существует социальный аргумент в пользу того, что неправильно выплачивать разные пособия разным людям, все из которых имеют одинаковую степень инвалидности, независимо от того, как и когда были вызваны соответствующие условия. Нидерланды – единственная страна, которая отреагировала на этот аргумент. С 1976 года действует единое положение по инвалидности независимо от причины. Затраты на такую программу могут быть значительными, если все страхование инвалидности будет увеличено до уровня, приближающегося к уровню предыдущего, часто значительно более высокого, страхования от производственных травм [2].

В случае болезни, не связанной с какими-либо профессиональными факторами, большинство промышленно развитых стран выплачивают краткосрочное пособие, за которым следует долгосрочная пенсия после периодов, варьирующихся от шести месяцев или менее до года и более. Некоторые страны, такие как Австрия, Бельгия, Германия и Великобритания, возлагают ответственность за выплату пособия на работодателя в первые недели болезни (хотя ему может быть возмещена сумма), после чего фонд социального страхования берет на себя выплату. В некоторых странах пособие может не выплачиваться в случае болезни, продолжающейся менее, например, трех дней. В более длительные периоды в пособие может быть включена оплата за первые три дня «ожидания». Справки от врачей могут не потребоваться при кратковременных заболеваниях. Пособия могут достигать 100 процентов от заработка (например, Австрия и Бельгия) в первые недели болезни или в течение максимума, как в Норвегии, или в течение полных 52 недель, как в Люксембурге. Или ставка может составлять 90 процентов с учетом максимума (Швеция и Дания). Другие страны обычно платят только 50 или 60 процентов (например, Франция, Канада и Греция). Пособие является фиксированной ставкой с надбавкой для иждивенцев в Ирландии и Великобритании (после восьми недель, выплачиваемых работодателем). Пособие также выплачивается на этой основе в Австралии и Новой Зеландии, но оно проводится с учетом нуждаемости. Соединенные Штаты являются исключением среди высокоиндустриальных обществ, поскольку в большинстве штатов нет положений о краткосрочных заболеваниях, за исключением специальной схемы для железнодорожных служащих и социальной помощи или социального обеспечения. На практике остается возможность проведения переговоров между представителями работодателей и работников.

Пенсии по долгосрочной инвалидности были включены в первоначальный немецкий пенсионный закон 1889 года (который был первым законодательным актом такого рода) для тех, кто потерял две трети своей трудоспособности. Многие страны следовали этой модели как часть (или как более позднее развитие) своего пенсионного законодательства. В европейских странах пенсии по инвалидности стали выплачиваться после получения полных прав на краткосрочное пособие по болезни. После Второй мировой войны в некоторых странах были приняты меры для тех, кто имел значительную частичную инвалидность. В некоторых странах требуется, чтобы люди были застрахованы в течение пяти или более лет, чтобы иметь право на пенсию по инвалидности, хотя, как правило, в промышленно развитых странах существуют пенсии с проверкой нуждаемости для тех, кто не отвечает этим требованиям.

В странах с пенсионными схемами, зависящими от заработка, пенсия по инвалидности часто рассчитывается так же, как и пенсия по старости. Это означает, что уровень зависит от количества лет страховых взносов, хотя в некоторых странах предусмотрены специальные льготы по увеличению пенсий для тех, кто получает их в начале трудовой жизни. Пенсии по инвалидности могут дополняться пособиями на иждивенцев, а также на постоянный уход и другие особые потребности.

В некоторых странах предусмотрены специальные положения для домохозяек, у которых нет сведений о взносах, которые давали бы им право на пенсию по инвалидности. Одной из таких стран является Великобритания, хотя пособие является низким и имеет фиксированную ставку. В Дании домохозяйка может самостоятельно получать значительную пенсию в зависимости от дохода. Другая группа, для которой некоторые страны начали уделять особое внимание, – это люди, ставшие инвалидами с рождения или до выхода на рынок труда. Эти группы предусмотрены единой схемой Нидерландов.

Однако большинство стран далеки от положения Нидерландов, где со всеми инвалидами обращаются на одинаковой основе, независимо от причины инвалидности. К тем, чья инвалидность связана с работой, обычно относятся наиболее благосклонно. Некоторые страны предоставляют полную компенсацию за потерю заработка плюс специальные пособия, когда это необходимо. К тем, кто уплатил взносы, обычно относятся лучше, чем к тем, кто этого не сделал, и часто льготы зависят от того, как долго были уплачены взносы [5].

3. Пособия по безработице. Болезнь и инвалидность являются актуарными рисками, поскольку их распространенность не сильно меняется из года в год, в то время как безработица – нет. Отчасти поэтому в большинстве стран продолжительность выплаты пособий по безработице ограничена или после определенного периода пособие сокращается. Другая причина заключается в том, чтобы стимулировать безработных искать работу и соглашаться на нее после приостановки или прекращения выплаты пособия. Такая работа может быть менее оплачиваемой, чем предыдущая, и может быть менее оплачиваемой, чем прекращенное пособие по безработице.

Поскольку страховые взносы играют важную роль в получении права на пособие по безработице, не все вынужденные безработные имеют право на получение пособия. Люди, которые никогда не работали или работали недолго, обычно не имеют права на получение пособия по безработице. Женщины, желающие вернуться на работу после воспитания детей, также не имеют права на получение пособия, даже если они платили взносы до ухода с работы. Претенденты на получение пособия, как правило, должны находиться на работе, с которой они были уволены непосредственно перед обращением за пособием, и должны доказать свою трудоспособность, зарегистрировавшись в службе занятости. Людям, покинувшим работу по собственному желанию или уволенным за нарушение трудовой дисциплины, часто отказывают в пособии или налагают на них штрафные санкции.

В некоторых странах пособие по безработице намеренно устанавливается на том же уровне, что и краткосрочные пособия по болезни (например, в Канаде, Дании и Нидерландах), чтобы у получателей пособий не было стимула доказывать свое право на получение пособия по безработице. В других странах размер пособий по безработице ниже, чем размер краткосрочных пособий по болезни (например, в Германии, Греции, Венгрии). В некоторых странах, где пособия по болезни зависят от дохода, пособия по безработице выплачиваются по фиксированной ставке (например, в Болгарии, Италии). Австралия и Новая Зеландия Пособия по безработице проходят такую же проверку на благонадежность, как и пособия по болезни. Продолжительность выплаты пособий варьируется от 13 недель в Болгарии, шести месяцев в Венгрии, Италии и Нидерландах до одного года во Франции, Германии, Люксембурге и Великобритании, а в Бельгии пособие может быть продлено на неопределенный срок. В Бельгии пособие может быть продлено на неопределенный срок. Во многих, но не во всех странах безработные могут претендовать на социальную помощь после окончания выплаты пособия по безработице. В некоторых скандинавских странах программы пособий по безработице осуществляются профсоюзами, но в значительной степени субсидируются государственным сектором [1].

4. Семейные, декретные и родительские пособия. До Второй мировой войны семейные пособия существовали лишь в нескольких странах и некоторые из схем охватывали только занятых лиц при финансировании работодателем, в 1940-х и 1950-х годах произошло быстрое расширение схем. Продление было во многом связано с влиянием отчета Бевериджа в Соединенном Королевстве. Следуя примеру Великобритании, большинство новых схем в Европе, Канаде и Австралазии охватывали всех детей-резидентов. Вторым фактором влияния стала Франция, которая ввела фиксированные семейные пособия для всех детей работающих лиц в своих африканских колониях – система, также введенная в некоторых странах Латинской Америки (например, в Боливии, Бразилии и Чили). Большинство схем охватывают только работающих лиц, но меньшинство, особенно в промышленно развитых странах, выплачивает пособия всем жителям. Соединенные Штаты является исключением среди последних стран, поскольку вообще не предусматривает никаких положений, за исключением помощи детям-иждивенцам, выплачиваемой на основе проверки нуждаемости.

Некоторые системы семейных пособий предназначены для сокращения бедности в больших семьях или, особенно в странах Восточной Европы, для повышения рождаемости. Ставка, выплачиваемая за ребенка, увеличивается с увеличением количества детей-иждивенцев, достигая максимальной ставки при пятом или шестом ребенке и последующих детях, например, в Австралии, Бельгии, Франции, Ирландии и Норвегии, или при восьмом ребенке, как в Нидерланды. В бывшем Советском Союзе семейные пособия начинались с четвертого ребенка и достигали максимальной ставки с 11-го. Некоторые системы, похоже, предполагают желаемый максимальный размер семьи, поскольку этот показатель падает для последующих детей, когда их становится трое (например, Болгария, Чешская Республика), (Словакия и Словакия) или двоих (например, Греция и Венгрия), либо пособия могут выплачиваться максимум за шесть детей (например, Марокко). Финляндия признает, что мать с меньшей вероятностью пойдет на работу, если ее ребенку меньше трех лет, и поэтому платит надбавку. С другой стороны, в Австрии за детей старшего возраста платят более высокие ставки, поскольку их содержание обходится дороже. Право на семейные пособия прекращается, когда ребенок достигает определенного возраста – в большинстве случаев возраста, когда прекращается обязательное образование, хотя пособия могут быть продлены, когда ребенок продолжает очное обучение или становится инвалидом.

В 1970-е годы ряд стран решили отменить льготы по подоходному налогу на детей и соответствующим образом увеличить размер семейных пособий. Было признано, что крупнейшими бенефициарами налоговых льгот являются семьи с высокими доходами и высокими предельными налоговыми ставками, и было решено, что эта косвенная выгода для детей должна быть справедливо распределена между всеми семьями, чтобы повысить эффективность семейных пособий в снижении налоговых льгот. бедность. Изменения такого рода были внесены в Австралии, Канаде, Дании, Западной Германии., Израиль, Новая Зеландия и Великобритания. Дания пошла еще дальше и исключила семейные пособия из групп с более высоким доходом посредством проверки дохода. В Соединенном Королевстве существует дополнительное пособие с проверкой уровня дохода, называемое надбавкой к семейному доходу, которое оказывает дополнительную помощь семьям с низким доходом.

В программах, предоставляющих пособия по болезни, общепринятой практикой является также предоставление пособия по беременности и родам, начиная с рождения ребенка и продлевая его на несколько недель после него. В некоторых случаях ставка пособия такая же, как и для пособия по болезни, но во многих случаях ставка выше – от 66 до 100 процентов предыдущего заработка. Швеция стала пионером в области родительского пособия, которое может получать как отец, так и мать, чтобы побудить отцов по очереди оставаться дома и присматривать за маленьким ребенком. В некоторых случаях единовременная выплата также выплачивается при рождении ребенка для оплаты детских товаров и одежды.

В 1970-х годах в Восточной Европе предпринимались согласованные усилия, направленные на повышение рождаемости за счет увеличения периода выплаты пособия по беременности и родам и предоставления кредитов в системе социального страхования матерям, которые оставались дома, чтобы присматривать за маленьким ребенком. Аналогичные кредиты предоставляются в Соединенном Королевстве лицам, которые остаются дома для ухода за ребенком или родственником-инвалидом, но мотивом в этом случае является повышение личных пенсионных прав тех, особенно женщин, которые взяли на себя семейные обязанности.

5. Пособия для кормильца и родителей-одиночек моложе пенсионного возраста. Положение обычно предусмотрено для вдовы моложе пенсионного возраста, оставшейся с ребенком-иждивенцем. Если пенсии зависят от заработка, пенсия вдовы обычно составляет от половины до трех четвертей пенсионных прав ее мужа. В некоторых странах пособие зависит от дохода или ограничено по времени (например, три года во Франции). Другие схемы значительно различаются по степени обеспечения вдов. В некоторых странах выплачиваются пособия при условии, что вдовы достигают определенного возраста на момент смерти их мужей. Возраст может варьироваться от 40 (Нидерланды) до 55 (Франция). Некоторые страны выплачивают пособие только в том случае, если брак продлился определенный период (шесть месяцев в Греции; два года во Франции). В других странах пособие выплачивается любой вдове-инвалиду или вдовам любого возраста на короткий или бессрочный период. Пособия вдовам обычно прекратить повторный брак. Вдовец может претендовать на права, аналогичные правам вдовы, если он находился на иждивении своей жены. Некоторые страны распространяют права вдов на разведенных женщин. Все чаще долгосрочное обеспечение вдов без детей-иждивенцев ставится под сомнение в обществах, где наблюдается тенденция к тому, что все больше и больше замужних женщин занимаются оплачиваемой работой.

Обеспечение родителей-одиночек, кроме вдов, обычно возлагается на социальную помощь там, где такая схема существует. В некоторых странах действуют специальные льготы, зависящие от уровня дохода. В Австралии это тот же уровень, что и пенсия по старости для человека в возрасте от 65 до 70 лет. В Новой Зеландии она составляет менее половины этой ставки для родителя-одиночки с одним ребенком. Проблема любого из этих механизмов заключается в том, что менее квалифицированная женщина вряд ли сможет улучшить свое положение, соглашаясь на оплачиваемую работу, поскольку заработок приводит к уменьшению пособия или помощи. Дания выплачивает дополнительное семейное пособие, превышающее обычную ставку на ребенка для одного родителя. Норвегия выплачивает дополнительное пособие, как за еще одного ребенка. Соединенное Королевство выплачивает дополнительное пособие в размере чуть более половины размера детского пособия [3].

Таким образом, все промышленно развитые страны имеют системы социального страхования, и почти все они покрывают основные непредвиденные расходы, о которых говорилось выше. Соединенные Штаты являются исключением, поскольку не предоставляют семейных пособий, не предоставляют краткосрочных пособий по болезни в подавляющем большинстве штатов и не имеют общей схемы национального медицинского страхования, кроме как для пожилых и бедных. Степень обеспечения в развивающихся странах варьируется между странами, которые все еще обеспечивают обеспечение за счет ответственности работодателей, и теми, которые обеспечивают обеспечение за счет социального страхования.

Текст статьи
  1. Бекбулатов, А. Международные акты как источники права социального обеспечения / А. Бекбулатов, В. В. Чижикова // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сборник статей по материалам LXXVI студенческой международной научно-практической конференции, Новосибирск, 18 апреля 2019 года. Том 4 (75). – Новосибирск: Ассоциация научных сотрудников «Сибирская академическая книга», 2019. – С. 58-68.
  2. Международное и зарубежное право социального обеспечения: учебник / М. О. Буянова, Е. С. Батусова, С. О. Казаков, О. Ю. Павловская. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «КноРус», 2023. – 190 с.
  3. Мутовина, А. Д. Право социального обеспечения в международном правопорядке / А. Д. Мутовина // ПРАВОВОЙ ВЗГЛЯД: сборник статей Международной научно-практической конференции, Пенза, 30 мая 2021 года. – Пенза: Общество с ограниченной ответственностью «Наука и Просвещение», 2021. – С. 105-107.
  4. Нестеренко, А. А. К вопросу о понятии международных стандартов труда и социального обеспечения и источниках их закрепления / А. А. Нестеренко // Юрист спешит на помощь. – 2022. – № 6. – С. 31-34.
  5. Скороходова, А. А. Общепризнанные принципы и нормы международного права в праве социального обеспечения / А. А. Скороходова // Аллея науки. – 2019. – Т. 1, № 4(31). – С. 687-690.
Список литературы