Главная
АИ #49 (179)
Статьи журнала АИ #49 (179)
Роль медиации в качестве управленческой стратегии образовательного учреждения

Роль медиации в качестве управленческой стратегии образовательного учреждения

Научный руководитель

Леушканова Ольга Юрьевна

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

медиация
управленческая стратегия
управление образовательным учреждением
консолидация участников

Аннотация статьи

В данной статье рассматривается роль медиации в качестве управленческой стратегии образовательного учреждения. Медиация представляет собой способ урегулирования конфликтов путем привлечения независимого посредника. В основе медиации лежат принципы справедливости, равноправия и создания сотрудничества, которые являются основополагающими принципами образовательного процесса. В статье анализируются достоинства и преимущества использования медиации в управлении образовательным учреждением, а также приводятся рекомендации по внедрению данной стратегии.

Текст статьи

Современное образовательное учреждение сталкивается с множеством вызовов и проблем, таких как конфликты между учащимися, родителями и педагогами, проблемы взаимодействия в коллективе, а также решение разнообразных спорных вопросов. Медиация, как управленческая стратегия, может быть эффективным инструментом для улучшения ситуации и достижения согласия между всеми заинтересованными сторонами.

1. Роль медиации в управлении образовательным учреждением

Медиация представляет собой процесс разрешения конфликтов с помощью независимого посредника. Она позволяет достичь взаимопонимания, а также найти оптимальное решение для всех участников. В сфере образования медиация может быть применена для разрешения конфликтов между учащимися или педагогами, а также для улучшения взаимодействия с родителями. Медиация способствует созданию позитивного образовательного окружения и поддержанию хороших взаимоотношений внутри учебного заведения.

2. Преимущества использования медиации

Одним из главных достоинств медиации является то, что она обеспечивает участие всех заинтересованных сторон в процессе разрешения конфликта. Это повышает уровень доверия, создает понимание и сотрудничество между всеми участниками конфликта. Медиация также способствует развитию навыков коммуникации, решения проблем, аргументации и переговоров, что является особенно важным в образовательной среде. Кроме того, использование медиации может существенно сократить время, затрачиваемое на разрешение конфликта, и предотвратить его эскалацию.

3. Рекомендации по внедрению медиации в управление образовательным учреждением

Для успешного внедрения медиации в управление образовательным учреждением рекомендуется следующее:

  • необходимо создать команду профессиональных медиаторов, которые будут отвечать за реализацию медиационных процедур в учебном заведении.
  • провести обучение участников образовательного процесса навыкам медиации, а также принципам справедливости, равенства и сотрудничества.
  • разработать систему эффективной коммуникации и информирования всех сторон о возможностях медиации и процедурах ее применения.
  • предоставить участникам процесса возможность выбора медиатора и гарантировать их независимость и непредвзятость.
  • иметь установленные процедуры и политику по применению медиации, а также оценку ее эффективности.

Применение медиации в управлении образовательным учреждением имеет не только коррективный характер, но и способствует развитию участников образовательной среды. При участии в медиационном процессе каждый участник получает возможность развивать свои навыки в области коммуникации, урегулирования конфликтов и поиска взаимопонимания.

Студенты, вовлеченные в медиацию, учатся вырабатывать навыки эмоционального интеллекта, адекватной саморегуляции и конструктивного взаимодействия с другими людьми. Они научатся выражать свои потребности и ожидания, а также принимать во внимание мнения и интересы других участников образовательного процесса. Кроме того, медиация способствует формированию у студентов навыков решения проблем и поиска взаимовыгодных решений, что является важным аспектом их социально-психологического развития. В то же время педагоги, принимающие участие в медиации, расширяют свой профессиональный арсенал. Они приобретают навыки посредничества, разбора конфликтных ситуаций и руководства процессом урегулирования конфликта. Это позволяет создать благоприятную атмосферу для всех участников образовательного процесса. Педагоги также могут использовать полученные в процессе медиации навыки коммуникации для улучшения взаимодействия с коллегами и родителями учащихся для студентов младших курсов.

Медиация как управленческая стратегия образовательного учреждения может способствовать созданию позитивного образовательного окружения, повышению качества взаимоотношений и эффективному разрешению конфликтов. Внедрение медиации требует усилий и консолидации всех участников образовательного процесса, но может принести значительные результаты в плане улучшения работы учебного заведения и его отношений с окружающим миром.

Список литературы

  1. Абрамова, Е. В. Медиация в образовательной сфере: потенциал и перспективы / Е. В. Абрамова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. - 2017. - № 2. - С. 79-84.
  2. Березка, Н. В. Медиация как инструмент разрешения конфликтов в системе образования / Н. В. Березка, Г. В. Янкевич // Научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2015. - № 112. - С. 86-94.
  3. Голякова В.А. Проектирование учебно-познавательных ситуаций на основе компетентностно-ориентированных профессиональных задач в военном вузе // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 3А. С. 429-438.
  4. Горелов, А. А. Применение медиации в управлении школьным образовательным учреждением / А. А. Горелов // Вестник Казанского национального исследовательского технического университета. - 2018. - Т. 21, № 10. - С. 1801-1808.
  5. Дубровская, И. В. Роль медиации в управлении образовательным учреждением / И. В. Дубровская // Управление и образование. - 2016. - № 6. - С. 17-22.
  6. Ефимова, А. Н. Медиация как стратегия разрешения конфликтов в образовательных учреждениях / А. Н. Ефимова // Балтийский гуманитарный журнал. - 2019. - Т. 8, № 2. - С. 80-86.
  7. Загатинский, В. И. Медиация в образовательных учреждениях / В. И. Загатинский // Мир психологии. - 2016. - Т. 11, № 3. - С. 213-222.
  8. Зинченко, Ю. П. О роли медиации в управлении образовательными организациями / Ю. П. Зинченко // Высшее образование сегодня. - 2017. - № 4. - С. 41-45.
  9. Иванова, О. В. Медиация в образовательных учреждениях: особенности и преимущества / О. В. Иванова // Вестник национального исследовательского университета "Высшая школа экономики". - 2019. - № 3. - С. 58-65.
  10. Исакова, Ю. Б. Динамика развития креативности в старшем школьном возрасте [Текст] / Ю. Б. Исакова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2017.
  11. Криворученко, Г. И. Медиация как управленческая стратегия образовательной организации / Г. И. Криворученко // Вестник ВОГиС. - 2017. - № 3. - С. 214-219.
  12. Никифорова, Н. А. Медиация в управлении образовательными организациями / Н. А. Никифорова // Управление человеческими ресурсами. - 2018. - № 4. - С. 35-40.

Поделиться

506

Сорокина В. А. Роль медиации в качестве управленческой стратегии образовательного учреждения // Актуальные исследования. 2023. №49 (179). Ч.IV.С. 52-54. URL: https://apni.ru/article/7666-rol-mediatsii-v-kachestve-upravlencheskoj-str

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#48 (230)

Прием материалов

23 ноября - 29 ноября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

4 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 декабря