Характеристика понятия «профессиональная идентичность»

В статье рассматриваются отношения различных исследователей к понятию «профессиональная идентичность».

Аннотация статьи
идентичность
профессиональная идентичность
Ключевые слова

Актуальность исследования профессиональной идентичности приобретает особую значимость на современном этапе образования. Проблема идентичности все больше становится предметом исследования в психологии профессиональной деятельности. Исследователи по-разному трактуют понятие профессиональной социализации. Для полного понимания данного термина нужно изучить разные точки зрения.

Ж. Ж. Мускина и Б. Г. Коростелкин отмечают, что профессиональная идентичность студента – это целостность его представлений о самом себе, эмоциональных переживаний и осознанной активности, связанных с приобретением профессии, на основе которого появляется чувство тождественности с самим собой как будущим специалистом. Система представлений о самом себе в рамках профессиональной идентичности студента содержит представления о себе как о будущем специалисте (принадлежащем к определенной профессиональной группе), о своих профессиональных и учебно-профессиональных целях, о своих возможностях по реализации этих целей [10].

Ю. П. Кошелева же отмечает, что в отечественной психологии при становлении профессиональной идентичности учитывается культурно-исторический контекст [7].

Н. С. Пряжников считает, что профессиональная идентичность рассматривается современными исследователями не только в контексте социального самоопределения человека относительно некоторой профессиональной общности или группы, но, прежде всего, как феномен развития личности в процессе профессионализации [12].

С. А. Гапонова, С. Г. Ловков утверждают, что профессиональную идентичность целесообразно рассматривать как феномен, имеющий отражения, как в личностной, так и в социальной плоскости. В личностной плоскости его ядром является система персональных представлений и смыслов, которая формирует отношение субъекта к компонентам профессиональной деятельности. В социальной плоскости идентичность определяется принятием смыслов и представлений профессионального сообщества [5].

Л. Б. Шнейдер пишет о том, что в своем первоначальном значении понятие «идентичность» совпадает с понятием такой онтологической истины: вещь является самой собой и не чем-либо другим. Идентичность осмысляется как тождество между тем, что мыслится, и тем, как это оформляется в словах, между тем, что имеется в сознании, и тем, какое это находит выражение во внешнем поведении, то есть выражает тождественность сущности с тем, как выглядит личность [17].

А. М. Сосновская считает, что идентичность можно понимать как набор факторов, позволяющих человеку отождествлять себя с неким сообществом – семьёй, дружеским кругом, профессиональным сообществом, религиозной общиной, нацией, расой и так далее [14].

Селиванова С. С. выделяет три следующих фактора, наличие которых говорит о полноценной идентичности:

  • нужно, чтобы человек сам себя считал частью сообщества, и не только в душе, но и проявляя это (Это «Я» – фактор или самоидентичность, «проявленная идентичность»)
  • надо, чтобы сообщество было с этим согласно, и демонстрировало это согласие не на словах, а на деле («Мы» – фактор).
  • необходимо, чтобы это признавали посторонние, то есть третьи лица («Они» – фактор) [13].

А. В. Шапиева в своей статье пишет о том, что профессиональная идентичность представляет собой характеристику субъекта, формирующего и реализующего определенный способ профессионального взаимодействия с действительностью и обретающего тем самым смысл самоуважения [16].

Т. С. Тимофеева пишет о том, что в современных научных публикациях можно встретить различное понимание содержания понятия профессиональной идентичности [15]:

  • как динамичную, целостную личность, где прошлое, настоящее и будущее интегрируются в устойчивое профессиональное знание, качество выполняемой деятельности, таким образом, зависит от интеграции личной биографии, особенностей профессиональной подготовки и этапов карьерного роста в профессиональную идентичность;
  • как процесс и результат формирования наиболее значимых компетенций (установленных аккредитационными профессиональными стандартами);
  • как разновидность личностной идентичности в контексте профессиональной деятельности, которая меняется со временем, часто проходя через этапы, и непрерывно модифицируется на основе окружающей среды. В определениях профессиональной идентичности в настоящее время отражается понимание того, что она не может содержать конечного, завершенного продукта личностного развития [15].

С. С. Селиванова считает, что профессиональная идентичность – это осознание индивидом себя как представителя определенной профессии, ощущение принадлежности к профессиональной группе, результат поиска личных смыслов в осваиваемой деятельности и принятие ее нормативно-ценностной системы, что является необходимым условием развития личности как профессионала [13].

О. В. Налиткина под профессиональной идентичностью понимает комплексную, мультикомпонентную и многоуровневую личностную структуру, находящуюся в процессе динамического изменения, связанного с профессиональным самоопределением и развитием в результате целенаправленной активности субъекта, и проходящую в своем становлении определенные этапы под воздействием целого ряда факторов. Профессиональная идентичность формируется на основе внутренних и внешних источников в процессе профессиональной социализации в результате овладения специальными знаниями, умениями и навыками, обретения индивидуального профессионального опыта, приобщения к ценностям и поведенческим нормам профессионального сообщества [11].

А. К. Миляева в своей статье пишет, что с точки зрения теоретических и эмпирических исследований, профессиональная идентичность – это постоянно развивающийся и меняющийся комплекс представлений субъекта о себе как о профессионале и специалисте. Благодаря данным изменениям личность проходит основные стадии профессионального становления и формирования [9].

Е. Г. Матюшкина считает, что профессиональная идентичность студента – это единство представлений о самом себе, эмоциональных переживаний и осознанной активности, связанных с приобретением профессии, на основе которого появляется чувство тождественности с самим собой как будущим специалистом. Система представлений о самом себе в рамках профессиональной идентичности студента содержит представления о себе как о будущем специалисте (принадлежащем к определенной профессиональной группе), о своих профессиональных и учебно-профессиональных целях, о своих возможностях по реализации этих целей [8].

Е. М. Кочнева, М. М. Блохина пишут о том, что центральной составляющей профессиональной идентичности выделяют образ, как чувственную (восприятие, представление) и рациональную (внутренняя речь) основу отображения внешнего мира в сознании человека. В этой связи мы охарактеризовали уровни в структуре профессиональной идентичности [6]:

  1. Невыраженная профессиональная идентичность характеризуется эмоциональным отношением к образу выбранной профессии (нравится), переживанием чувства принадлежности к профессиональному сообществу (на уровне выбранного вуза).
  2. Выраженная, но пассивная профессиональная идентичность характеризуется отрицательной и положительной идентификацией и поддержанием аутоидентичности своего «Я» (на уровне выбранной профессии). Образ профессии формируется в результате осознания ее особенностей посредством знакомства с профессиональной деятельностью других.
  3. Выраженная, активная профессиональная идентичность характеризуется самоосмыслением и саморефлексией («То, что я вижу в других, это может быть и моим качеством»). Образ профессии формируется в результате осознанного «примеривания» профессии к себе.
  4. Выраженная, открытая и устойчивая профессиональная идентичность характеризуется осознанием (рефлексия) своего внутреннего опыта через многочисленные формы самоконтроля, самоорганизации, саморегламентации, самовоспитания, самоусовершенствования, самооценки, самокритики, самопознания, самовыражения [6].

С. А. Гапонова, С. Г. Ловков пишут о том, что профессиональную идентичность целесообразно рассматривать как феномен, имеющий отражения, как в личностной, так и в социальной плоскости. В личностной плоскости его ядром является система персональных представлений и смыслов, которая формирует отношение субъекта к компонентам профессиональной деятельности. В социальной плоскости идентичность определяется принятием смыслов и представлений профессионального сообщества [5].

О. Г. Баринова в своей статье пишет о том, что система наиболее общих представлений о самом себе и своем месте в мире называется идентичностью. Она предполагает также осознание себя как профессионала. Человек не просто «выбирает профессию», а в значительной степени предопределяет весь свой дальнейший образ жизни, круг общения. Профессиональная принадлежность – одна из самых значимых характеристик любого человека [3].

Е. В. Аршинова, Е. В. Янко, О. А. Браун писали о том, что профессиональная идентичность – это совокупность таких личностных качеств, как профессиональные ценностные ориентации, смыслы профессиональной деятельности, соответствующие мотивация и потребности [2].

Ю. Ю. Александрова, Е. В. Камнева, М. В. Полевая утверждают, что идентичность в своём нормальном развитии отражает готовность человека обнаруживать особые, личностно значимые смыслы в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой профессиональной деятельности, а также – готовность соотносить себя и перспективы своего развития с этой деятельностью. При этом на высших уровнях развития профессиональной идентичности она во многом совпадает и с личностной идентичностью, а у кого-то, и с социальной (гражданской), и с культурной идентичностью. Но при этом сам процесс развития такой идентичности сложен и противоречив, порождает множество «парадоксов», соотносимых с известными «кризисами идентичности», осознание и разрешение которых часто и становится основой для развития самой идентичности [1].

Л. В. Бура отмечает, что профессиональная идентичность является феноменом самосознания личности (отражает представления человека о том, каким он должен быть, что должен уметь делать и каким образом вести себя в профессиональном сообществе для того, чтобы быть эффективным в своей профессии) и имеет свойства личностной идентичности [4].

Текст статьи
  1. Александрова, Ю. Ю. Парадоксы профессиональной идентичности у психологов / Ю. Ю. Александрова, Е. В. Камнева, М. В. Полевая [и др.] // Организационная психология. – 2020. – Т. 10. – № 3. – С. 225-245.–URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_44391190_29571816.pdf (дата обращения: 30.11.2023).
  2. Аршинова, Е. В. Динамика профессиональной идентичности студентов в цифровизации образовательной среды и ее девиации / Е. В. Аршинова, Е. В. Янко, О. А. Браун [и др.] // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2022. – № 1(45). – С. 116-121. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_48320389_80096566.pdf (дата обращения: 01.12.2023).
  3. Баринова, О. Г. Взаимосвязь типов профессиональной идентичности и учебной мотивации студентов различных специальностей / О. Г. Баринова // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. – 2021. – № 2(47). – С. 49-58. – DOI 10.37386/2413-4481-2021-2-49-58. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_46124883_87591988.pdf (дата обращения: 30.11.2023).
  4. Бура, Л. В. Психология национальной идентичности в современной молодежной среде // Гуманитарные науки. – 2020. – № 1 (49). – С.146–150.
  5. Гапонова, С. А. Профессиональная идентичность как новообразование учебно-профессиональной деятельности / С. А. Гапонова, С. Г. Ловков // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. – 2020. – № 1(51). – С. 56-64. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42713912_81445138.pdf (дата обращения: 30.11.2023).
  6. Кочнева, Е. М. Кризис профессиональной идентичности молодых специалистов / Е. М. Кочнева, М. М. Блохина // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – Т. 8. – № 3. – С. 64. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_43919970_41551034.pdf (дата обращения: 01.12.2023).
  7. Кошелева, Ю. П. Становление профессиональной идентичности обучающихся в вузе с позиции культурно-исторического подхода / Сборник работ XVII Международных чтениях памяти Л. С. Выготского «Культурно-историческая психология: от научной революции к преобразованию социальных практик».14-19 ноября 2016 г. Москва. Т. 1. С. 283-290.
  8. Матюшкина, Е. Г. Особенности профессиональной идентичности студентов педагогического вуза на разных этапах обучения / Е. Г. Матюшкина // Общество. – 2021. – № 2-2(21). – С. 135-139. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_46427450_72204263.pdf (дата обращения: 29.11.2023).
  9. Миляева, А. К. Социально-педагогические особенности формирования профессиональной идентичности студентов-выпускников в современных условиях / А. К. Миляева // Педагогическое образование и наука. – 2020. – № 3. – С. 95-97. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_43791147_67257668.pdf (дата обращения: 01.12.2023).
  10. Мускина, Ж. Ж. Профессиональная идентичность студентов вуза: особенности и проблемы / Ж. Ж. Мускина, Б. Г. Коростелкин // Международный академический вестник. – 2017. – № 2(20). – С. 49-52. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_32581422_85205209.pdf (дата обращения: 01.12.2023).
  11. Налиткина, О. В. Формирование основ профессиональной идентичности в высшей школе как путь повышения привлекательности выпускника для потенциального работодателя / О. В. Налиткина // Тенденции развития науки и образования. – 2022. – № 82-5. – С. 70-73. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_48073376_93466927.pdf (дата обращения: 29.11.2023).
  12. Пряжников, Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Москва: Академия, 2008. 503 с.
  13. Селиванова, С. С. Формирование профессиональной идентичности студентов в вузе: социологический анализ // Теория и практика общественного развития. 2020. № 12. С. 25–28. https://doi.org/10.24158/tipor.2020.12.3 (дата обращения: 01.12.2023).
  14. Сосновская, А. М. Психология идентичности журналиста: монография / А. М. Сосновская. – 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 179 с. – (Актуальные монографии). – ISBN 978-5-534-09784-9. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/517242 (дата обращения: 30.11.2023).
  15. Тимофеева, Т. С. Особенности профессиональных качеств у психологов с разным уровнем профессиональной идентичности / Т. С. Тимофеева // Человеческий капитал. – 2020. – № 5(137). – С. 159-166. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42661639_63356149.pdf (дата обращения: 01.12.2023).
  16. Шапиева, А. В. Профориентационная работа в вузе как фактор формирования профессиональной идентичности у студентов (на материалах Забайкальского государственного университета) / А. В. Шапиева, А. А. Русанова, В. Н. Лаврикова, Е. В. Филиппова // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. – 2021. – Т. 6. – № 4(22). – С. 463-471. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_47500247_22613351.pdf (дата обращения: 30.11.2023).
  17. Шнейдер, Л. Б. Психология идентичности: учебник и практикум для вузов / Л. Б. Шнейдер. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 328 с. URL: https://urait.ru/bcode/515757 (дата обращения: 01.12.2023).
Список литературы