Актуальность исследования профессиональной идентичности приобретает особую значимость на современном этапе образования. Проблема идентичности все больше становится предметом исследования в психологии профессиональной деятельности. Исследователи по-разному трактуют понятие профессиональной социализации. Для полного понимания данного термина нужно изучить разные точки зрения.
Ж. Ж. Мускина и Б. Г. Коростелкин отмечают, что профессиональная идентичность студента – это целостность его представлений о самом себе, эмоциональных переживаний и осознанной активности, связанных с приобретением профессии, на основе которого появляется чувство тождественности с самим собой как будущим специалистом. Система представлений о самом себе в рамках профессиональной идентичности студента содержит представления о себе как о будущем специалисте (принадлежащем к определенной профессиональной группе), о своих профессиональных и учебно-профессиональных целях, о своих возможностях по реализации этих целей [10].
Ю. П. Кошелева же отмечает, что в отечественной психологии при становлении профессиональной идентичности учитывается культурно-исторический контекст [7].
Н. С. Пряжников считает, что профессиональная идентичность рассматривается современными исследователями не только в контексте социального самоопределения человека относительно некоторой профессиональной общности или группы, но, прежде всего, как феномен развития личности в процессе профессионализации [12].
С. А. Гапонова, С. Г. Ловков утверждают, что профессиональную идентичность целесообразно рассматривать как феномен, имеющий отражения, как в личностной, так и в социальной плоскости. В личностной плоскости его ядром является система персональных представлений и смыслов, которая формирует отношение субъекта к компонентам профессиональной деятельности. В социальной плоскости идентичность определяется принятием смыслов и представлений профессионального сообщества [5].
Л. Б. Шнейдер пишет о том, что в своем первоначальном значении понятие «идентичность» совпадает с понятием такой онтологической истины: вещь является самой собой и не чем-либо другим. Идентичность осмысляется как тождество между тем, что мыслится, и тем, как это оформляется в словах, между тем, что имеется в сознании, и тем, какое это находит выражение во внешнем поведении, то есть выражает тождественность сущности с тем, как выглядит личность [17].
А. М. Сосновская считает, что идентичность можно понимать как набор факторов, позволяющих человеку отождествлять себя с неким сообществом – семьёй, дружеским кругом, профессиональным сообществом, религиозной общиной, нацией, расой и так далее [14].
Селиванова С. С. выделяет три следующих фактора, наличие которых говорит о полноценной идентичности:
- нужно, чтобы человек сам себя считал частью сообщества, и не только в душе, но и проявляя это (Это «Я» – фактор или самоидентичность, «проявленная идентичность»)
- надо, чтобы сообщество было с этим согласно, и демонстрировало это согласие не на словах, а на деле («Мы» – фактор).
- необходимо, чтобы это признавали посторонние, то есть третьи лица («Они» – фактор) [13].
А. В. Шапиева в своей статье пишет о том, что профессиональная идентичность представляет собой характеристику субъекта, формирующего и реализующего определенный способ профессионального взаимодействия с действительностью и обретающего тем самым смысл самоуважения [16].
Т. С. Тимофеева пишет о том, что в современных научных публикациях можно встретить различное понимание содержания понятия профессиональной идентичности [15]:
- как динамичную, целостную личность, где прошлое, настоящее и будущее интегрируются в устойчивое профессиональное знание, качество выполняемой деятельности, таким образом, зависит от интеграции личной биографии, особенностей профессиональной подготовки и этапов карьерного роста в профессиональную идентичность;
- как процесс и результат формирования наиболее значимых компетенций (установленных аккредитационными профессиональными стандартами);
- как разновидность личностной идентичности в контексте профессиональной деятельности, которая меняется со временем, часто проходя через этапы, и непрерывно модифицируется на основе окружающей среды. В определениях профессиональной идентичности в настоящее время отражается понимание того, что она не может содержать конечного, завершенного продукта личностного развития [15].
С. С. Селиванова считает, что профессиональная идентичность – это осознание индивидом себя как представителя определенной профессии, ощущение принадлежности к профессиональной группе, результат поиска личных смыслов в осваиваемой деятельности и принятие ее нормативно-ценностной системы, что является необходимым условием развития личности как профессионала [13].
О. В. Налиткина под профессиональной идентичностью понимает комплексную, мультикомпонентную и многоуровневую личностную структуру, находящуюся в процессе динамического изменения, связанного с профессиональным самоопределением и развитием в результате целенаправленной активности субъекта, и проходящую в своем становлении определенные этапы под воздействием целого ряда факторов. Профессиональная идентичность формируется на основе внутренних и внешних источников в процессе профессиональной социализации в результате овладения специальными знаниями, умениями и навыками, обретения индивидуального профессионального опыта, приобщения к ценностям и поведенческим нормам профессионального сообщества [11].
А. К. Миляева в своей статье пишет, что с точки зрения теоретических и эмпирических исследований, профессиональная идентичность – это постоянно развивающийся и меняющийся комплекс представлений субъекта о себе как о профессионале и специалисте. Благодаря данным изменениям личность проходит основные стадии профессионального становления и формирования [9].
Е. Г. Матюшкина считает, что профессиональная идентичность студента – это единство представлений о самом себе, эмоциональных переживаний и осознанной активности, связанных с приобретением профессии, на основе которого появляется чувство тождественности с самим собой как будущим специалистом. Система представлений о самом себе в рамках профессиональной идентичности студента содержит представления о себе как о будущем специалисте (принадлежащем к определенной профессиональной группе), о своих профессиональных и учебно-профессиональных целях, о своих возможностях по реализации этих целей [8].
Е. М. Кочнева, М. М. Блохина пишут о том, что центральной составляющей профессиональной идентичности выделяют образ, как чувственную (восприятие, представление) и рациональную (внутренняя речь) основу отображения внешнего мира в сознании человека. В этой связи мы охарактеризовали уровни в структуре профессиональной идентичности [6]:
- Невыраженная профессиональная идентичность характеризуется эмоциональным отношением к образу выбранной профессии (нравится), переживанием чувства принадлежности к профессиональному сообществу (на уровне выбранного вуза).
- Выраженная, но пассивная профессиональная идентичность характеризуется отрицательной и положительной идентификацией и поддержанием аутоидентичности своего «Я» (на уровне выбранной профессии). Образ профессии формируется в результате осознания ее особенностей посредством знакомства с профессиональной деятельностью других.
- Выраженная, активная профессиональная идентичность характеризуется самоосмыслением и саморефлексией («То, что я вижу в других, это может быть и моим качеством»). Образ профессии формируется в результате осознанного «примеривания» профессии к себе.
- Выраженная, открытая и устойчивая профессиональная идентичность характеризуется осознанием (рефлексия) своего внутреннего опыта через многочисленные формы самоконтроля, самоорганизации, саморегламентации, самовоспитания, самоусовершенствования, самооценки, самокритики, самопознания, самовыражения [6].
С. А. Гапонова, С. Г. Ловков пишут о том, что профессиональную идентичность целесообразно рассматривать как феномен, имеющий отражения, как в личностной, так и в социальной плоскости. В личностной плоскости его ядром является система персональных представлений и смыслов, которая формирует отношение субъекта к компонентам профессиональной деятельности. В социальной плоскости идентичность определяется принятием смыслов и представлений профессионального сообщества [5].
О. Г. Баринова в своей статье пишет о том, что система наиболее общих представлений о самом себе и своем месте в мире называется идентичностью. Она предполагает также осознание себя как профессионала. Человек не просто «выбирает профессию», а в значительной степени предопределяет весь свой дальнейший образ жизни, круг общения. Профессиональная принадлежность – одна из самых значимых характеристик любого человека [3].
Е. В. Аршинова, Е. В. Янко, О. А. Браун писали о том, что профессиональная идентичность – это совокупность таких личностных качеств, как профессиональные ценностные ориентации, смыслы профессиональной деятельности, соответствующие мотивация и потребности [2].
Ю. Ю. Александрова, Е. В. Камнева, М. В. Полевая утверждают, что идентичность в своём нормальном развитии отражает готовность человека обнаруживать особые, личностно значимые смыслы в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой профессиональной деятельности, а также – готовность соотносить себя и перспективы своего развития с этой деятельностью. При этом на высших уровнях развития профессиональной идентичности она во многом совпадает и с личностной идентичностью, а у кого-то, и с социальной (гражданской), и с культурной идентичностью. Но при этом сам процесс развития такой идентичности сложен и противоречив, порождает множество «парадоксов», соотносимых с известными «кризисами идентичности», осознание и разрешение которых часто и становится основой для развития самой идентичности [1].
Л. В. Бура отмечает, что профессиональная идентичность является феноменом самосознания личности (отражает представления человека о том, каким он должен быть, что должен уметь делать и каким образом вести себя в профессиональном сообществе для того, чтобы быть эффективным в своей профессии) и имеет свойства личностной идентичности [4].