Под маркетингом территории подразумевают особую деятельность, которая совершается на определенной территории в целях формирования, сохранения или же изменения о территории уже сформированных мнений. Данная деятельность проводится как в интересах внутренних субъектов региона, так и с целью привлечения внимания со стороны внешних субъектов в которых он заинтересован.
Маркетинг территории – это своего рода идеология, которая требует направленности на потребности основных потребителей услуг региона не только менеджмента, но и системы власти в целом [2, c. 267].
Основные тенденции менеджмента региона:
- привлекательность;
- авторитет региона, его престижность;
- притягательность сконцентрированных ресурсов на данной территории.
Субъекты маркетинга региона можно разделить на три группы, в первую группу входят внутренние и внешние субъекты, составляющими второй группы являются производители услуги и ее пользователи, а также посредники, ну и в третью группу мы можем отнести СМИ, федерации спорта, турагентов и туроператоров, органы управления и многие другие.
Пользователями или же потребителями региона или определенной территории являются проживающие на территории народы, туристы, вкладчики, представители и нерезиденты, а также юридические и физические лица.
Временами субъектами региона могут выступать ее потребители, которые в той или иной мере заинтересованы в его продвижении.
В данный момент в качестве компонентов менеджмента региона можно представить:
1. Продукт территории составляющими, которого являются качество и многообразие его ресурсов, ассортимент в котором заинтересован потребитель, географическое положение, развитая инфраструктура и качество жизни, кадры, уровень поддержки бизнеса и рынка рекламы и другие.
2. Стоимость регионального продукта, в который входят расходы пользователей территориальных услуг. В отношении туристов это цены на туристские путевки, для проживающих в регионе это уровень доходов и стоимость проживания в регионе. Если говорить о корпоративных пользователях то это расходы на транспортные услуги, питание, время и действия связанные с приобретением нужного материала, льготы на налоги, а также уровень комфортного нахождения предприятия на территории.
3. Расположение, разделение продукта региона – это распределение пользователей или работников, финансовых средств, высокоинтеллектуальных возможностей, потенциал информационных технологий.
4. Развитие региона это в первую очередь PR и рекламная компания, в которую включены каналы информационного продвижения.
Региональный маркетинг представляет собой комплексное исследование условий оказывающих влияние на формирование туризма на определенной территории. Совокупность данных факторов обычно подразделяют на внутренние и внешние [3, c. 198].
Внешними принято считать факторы природной среды, порожденные человеческим обществом, которые создают основные требования для формирования туристской деятельности в регионе и владеют некой независимостью от системы туризма территории. Они в силах как сдерживать, так и стимулировать эту деятельность. Соответственно к таким факторам относятся географические, экологические, природно-климатические, культурно-исторические и другие.
К внутренним мы можем отнести факторы, способные создавать туристскую сферу региона, к которым относятся: координирование работы туристской сферы, его кадровое обеспечение, формирование средств размещения, транспортная оснащенность региона, наличие предприятий социального питания, сферы рекреации и отдыха и др.
Территориальный маркетинг подразделяется на следующие виды:
1. Маркетинг государства нацелен на усовершенствование имиджа страны, способности ее к конкуренции, наличие притягательных аспектов для иных государств, населения, авторитета в организациях международного уровня. Ключевыми доводами выступают: увеличение уровня существования и благосостояния наций и предприятий, интенсивная национальная стратегия, нацеленная на поддержание данных перемен при сохранении доступности (открытости) экономики государства, также для интернациональной конкурентоспособности [1, c. 124].
Региональный менеджмент существенно выполняет такие же задачи и применяет такие же средства, которые присущи менеджменту государства, но, естественно, на надлежащем уровне. Основным его инструментом выступают товары территории, приносящие прибыль региону и, также, продвигающие территорию на внешних рынках. Определенные территории специально создают и продвигают исключительно территориальные бренды, которые вызывают у потребителей ассоциацию непосредственно с данным регионом.
Менеджмент городов занимается исследованием возможных способностей территории в интересах как его региона, так и внешних и внутренних субъектов, находящихся в пределах его заинтересованности.
Рекламная деятельность обязана основываться на создании результативной концепции взаимоотношений среди региональных структур власти и целевыми группами, которые, в свою очередь, представляют локации иных районных абонентов региональных продуктов, также должна быть ориентирована на развитие услуг и продуктов территории.
Территория как объект маркетинга выступает, в первую очередь предметом продвижения и, также, объектом развития взаимоотношений.
Характерные черты маркетинга территорий можно назвать довольно специфическими из-за насыщения автотранспортной и деловой инфраструктуры, значительной густо населенности города, довольно завышенных цен на земли и жизнь, тяжелой экологической ситуации и. т.д.
Особенно сложным для предприятий является маркетинг мест рекреации (курортов) и центров лечено-оздоровительного туризма по той простой причине, что данный вид туризма основывается на своеобразных видах природных ресурсов, особой медицинской специфики, персонала высокой квалификации и, что немало важно, подлежит беспрерывным научным исследованиям.
Одним из ключевых видов регионального маркетинга является маркетинг информационно ярких объектов показа (достопримечательностей), которые формируют притягательный имидж данной территории и выступают основой способствующей развитию и продвижению туристской деятельности в регионе.
Стратегии маркетинга территорий
Традиционно выделяют следующие группы стратегий маркетинга территорий: В основном выделяют такие группы стратегий как: маркетинг репутации (имиджа), который направлен на развитие и поддержание положительного образа региона; маркетинг привлекательности, занимающийся увеличением привлекательности дестинации для потребителя и формированием индивидуальных черт региона для обеспечения конкурентоспособности территории, которыми обычно выступаю историко-архитектурные строения; маркетинг инфраструктуры, который представляет собой работу обеспечивающую результативное функционирование региона в целом.
Этапы маркетинговой стратегии региона:
1. Экспериментальный этап, который представляет собой многостороннее исследование и получение информации по туристскому региону, в который входят исследование спроса (туристских потоков), исследование репутации региона, анализ предложения.
2. Этап создания, представляющий собой разработку нового туристского продукта, бренда, системы рекламных мероприятий, стратегии повышения конкурентоспособности территории.
3. Этап внедрения стратегии.