Автор(-ы):
Залаев Тимур Султанович
Гомзяков Сергей Игоревич
Румянцев Александр Андреевич
5 декабря 2023
Секция
Технические науки
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье авторами разъяснены требования нормативных документов по оснащению помещений для хранения автомобилей средствами пожарной автоматики.
Текст статьи
Достаточно частые изменения в нормативных документах (особенно за последние 3-4 года) приводят к тому, что люди не успеют привыкнуть к одним правилам, как норматив меняется, вплоть до изменения концепции определения статуса опасности объекта. Так было и с противопожарной защитой пространства над подвесным потолком (ранее менее 40 см. – не нужно сигнализацию, а более 40 см. – нужно сигнализацию) – сейчас критерием является наличие и количество горючей нагрузки запотолочного пространства. Есть еще масса подобных примеров.
Такая же ситуация происходит и с защитой гаража – какая должна быть противопожарная автоматика гаража – пожаротушение или достаточно сигнализации? Раньше, по НПБ, до 2009 года, подход был простым – если менее двух автомобилей в гараже, то достаточно сигнализации в гараже, а если более двух автомобилей, то надо делать пожаротушение. Все просто, все привыкли к этому, хорошо знали это – и проектировщики и собственники зданий. Что же происходит сейчас? Для того чтобы определить, какая именно противопожарная автоматика гаража должна быть смонтирована, открываем, как обычно, СП 486.1311500.2020, и читаем в таблице 1, п. 4:
4 Здания и сооружения для автомобилей:
4.1 Автостоянки закрытого типа:
4.1.1 Подземные, надземные высотой 2 этажа и более;
4.1.2 Надземные одноэтажные:
4.1.2.1 Здания I, II, III степени огнестойкости класса конструктивной пожарной опасности С0;
4.1.2.2 Здания I, II, III степени огнестойкости класса конструктивной пожарной опасности С1;
4.1.2.3 Здания IV степени огнестойкости класса конструктивной пожарной опасности С0;
4.1.2.4 Здания IV степени огнестойкости класса конструктивной пожарной опасности С1;
4.1.2.5 Здания IV степени огнестойкости класса конструктивной пожарной опасности С2, С3.
4.1.3 Здания механизированных автостоянок
В соответствии с приказами МЧС России и Минстроя России не подлежат применению своды правил:
Взамен был утверждён свод правил «СП 113.13330.2023. Стоянки автомобилей СНиП 21-02-99*», в котором содержится интересующий нас раздел 6.2 «Требования пожарной безопасности».
СП113.13330.2023 распространяет действие на проектирование зданий, сооружений, площадок и помещений на территориях городских и муниципальных округов, городских и сельских поселений, городских и сельских населенных пунктов, предназначенных для стоянки (хранения) автомобилей, микроавтобусов и других мототранспортных и велотранспортных средств, а также средств индивидуальной мобильности.
В приведенном СП есть множество указаний к объемо-планировочным решениям, наличии общеобменной вентиляции, систем дымоудаления и прочее. Необходимость перечисленных систем зависит от конструкции, размеров, местоположения гаража – надземный, подземный, пристроненный, встроенный в какое-либо здание и прочие тонкости. Ваш конкретный случай выбирайте, читая положения СП113.1330.2023.
Автоматические установки пожаротушения (АУПТ) и пожарной сигнализации (АУПС), системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ). Все без исключения закрытые автостоянки должны быть оборудованы СОУЭ:
В подземных автостоянках ВПВ и АУПТ должны иметь выведенные наружу патрубки с соединительными головками, оборудованные вентилями и обратными клапанами, для подключения передвижной пожарной техники в соответствии со сводом правил СП 10.13130.2020.
В закрытых автостоянках машиноместа с оборудованием для подзарядки электромобилей и гибридных автомобилей должны оснащаться АУПТ независимо от площади.
При использовании в многоуровневых автостоянках автоматических установок водяного или пенного пожаротушения размещение оросителей должно обеспечивать орошение автомобилей на каждом уровне хранения.
Для помещений хранения автомобильных шин следует применять дымовые пожарные извещатели. Такие помещения на подземных этажах, а также совокупной площадью более 200 м2 в надземных этажах должны оснащаться АУПТ.
В одно- и двухэтажных стоянках автомобилей боксового типа с непосредственным выездом наружу из каждого бокса, а также стоянках автомобилей владельцев, встроенных и пристроенных к зданиям класса функциональной пожарной опасности Ф1.4, внутренний противопожарный водопровод, систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, автоматическую установку пожаротушения, автоматическую пожарную сигнализацию допускается не предусматривать.
То есть, теперь все конкретизировано и привязано непосредственно к конструкциям помещения.
Список литературы
Поделиться
Залаев Т. С., Гомзяков С. И., Румянцев А. А. Требования к системам пожарной автоматики стоянок автомобилей // Актуальные исследования. 2023. №49 (179). Ч.I.С. 24-26. URL: https://apni.ru/article/7685-trebovaniya-k-sistemam-pozharnoj-avtomatiki