Требования к системам пожарной автоматики стоянок автомобилей

В статье авторами разъяснены требования нормативных документов по оснащению помещений для хранения автомобилей средствами пожарной автоматики.

Аннотация статьи
пожарная безопасность
помещение для хранения автомобилей
автоматическое пожаротушение
система оповещения
автоматическая пожарная сигнализация
Ключевые слова

Достаточно частые изменения в нормативных документах (особенно за последние 3-4 года) приводят к тому, что люди не успеют привыкнуть к одним правилам, как норматив меняется, вплоть до изменения концепции определения статуса опасности объекта. Так было и с противопожарной защитой пространства над подвесным потолком (ранее менее 40 см. – не нужно сигнализацию, а более 40 см. – нужно сигнализацию) – сейчас критерием является наличие и количество горючей нагрузки запотолочного пространства. Есть еще масса подобных примеров.

Такая же ситуация происходит и с защитой гаража – какая должна быть противопожарная автоматика гаража – пожаротушение или достаточно сигнализации? Раньше, по НПБ, до 2009 года, подход был простым – если менее двух автомобилей в гараже, то достаточно сигнализации в гараже, а если более двух автомобилей, то надо делать пожаротушение. Все просто, все привыкли к этому, хорошо знали это – и проектировщики и собственники зданий. Что же происходит сейчас? Для того чтобы определить, какая именно противопожарная автоматика гаража должна быть смонтирована, открываем, как обычно, СП 486.1311500.2020, и читаем в таблице 1, п. 4:

4 Здания и сооружения для автомобилей:

4.1 Автостоянки закрытого типа:

4.1.1 Подземные, надземные высотой 2 этажа и более;

4.1.2 Надземные одноэтажные:

4.1.2.1 Здания I, II, III степени огнестойкости класса конструктивной пожарной опасности С0;

4.1.2.2 Здания I, II, III степени огнестойкости класса конструктивной пожарной опасности С1;

4.1.2.3 Здания IV степени огнестойкости класса конструктивной пожарной опасности С0;

4.1.2.4 Здания IV степени огнестойкости класса конструктивной пожарной опасности С1;

4.1.2.5 Здания IV степени огнестойкости класса конструктивной пожарной опасности С2, С3.

4.1.3 Здания механизированных автостоянок

В соответствии с приказами МЧС России и Минстроя России не подлежат применению своды правил:

  • с 10 октября 2023 года – «СП 506.1311500.2021. Стоянки автомобилей. Требования пожарной безопасности» (см. приказ МЧС России от 9 октября 2023 № 1035);
  • с 5 ноября 2023 года – «СП 113.13330.2016. Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99*» (см. пункт 2 приказа Минстроя России от 5 октября 2023 № 718/пр).

Взамен был утверждён свод правил «СП 113.13330.2023. Стоянки автомобилей СНиП 21-02-99*», в котором содержится интересующий нас раздел 6.2 «Требования пожарной безопасности».

СП113.13330.2023 распространяет действие на проектирование зданий, сооружений, площадок и помещений на территориях городских и муниципальных округов, городских и сельских поселений, городских и сельских населенных пунктов, предназначенных для стоянки (хранения) автомобилей, микроавтобусов и других мототранспортных и велотранспортных средств, а также средств индивидуальной мобильности.

В приведенном СП есть множество указаний к объемо-планировочным решениям, наличии общеобменной вентиляции, систем дымоудаления и прочее. Необходимость перечисленных систем зависит от конструкции, размеров, местоположения гаража – надземный, подземный, пристроненный, встроенный в какое-либо здание и прочие тонкости. Ваш конкретный случай выбирайте, читая положения СП113.1330.2023.

Автоматические установки пожаротушения (АУПТ) и пожарной сигнализации (АУПС), системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ). Все без исключения закрытые автостоянки должны быть оборудованы СОУЭ:

  • подземные, вместимостью до 50 машиномест, – СОУЭ 2-го типа, от 50 и до 200 машиномест включительно – установками 3-го типа, более 200 машиномест – 4-го типа;
  • наземные закрытого типа от 2-х этажей включительно, вместимостью до 100 машиномест, – СОУЭ 1-го типа, более 100 машиномест – 2-го типа.

В подземных автостоянках ВПВ и АУПТ должны иметь выведенные наружу патрубки с соединительными головками, оборудованные вентилями и обратными клапанами, для подключения передвижной пожарной техники в соответствии со сводом правил СП 10.13130.2020.

В закрытых автостоянках машиноместа с оборудованием для подзарядки электромобилей и гибридных автомобилей должны оснащаться АУПТ независимо от площади.

При использовании в многоуровневых автостоянках автоматических установок водяного или пенного пожаротушения размещение оросителей должно обеспечивать орошение автомобилей на каждом уровне хранения.

Для помещений хранения автомобильных шин следует применять дымовые пожарные извещатели. Такие помещения на подземных этажах, а также совокупной площадью более 200 м2 в надземных этажах должны оснащаться АУПТ.

В одно- и двухэтажных стоянках автомобилей боксового типа с непосредственным выездом наружу из каждого бокса, а также стоянках автомобилей владельцев, встроенных и пристроенных к зданиям класса функциональной пожарной опасности Ф1.4, внутренний противопожарный водопровод, систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, автоматическую установку пожаротушения, автоматическую пожарную сигнализацию допускается не предусматривать.

То есть, теперь все конкретизировано и привязано непосредственно к конструкциям помещения.

Текст статьи
  1. Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 №123-ФЗ.
  2. СП 486.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности».
  3. СП 1113330.2023 «Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99*».
Список литературы