Командный спорт пришёл в наше время из глубины веков. Ещё в древние времена люди соревновались, обладали амбициями и желанием достичь успехов не только в физическом плане, но и моральном – духовном аспекте. Жажда победы во многом помогла становлению спорта и сохранилась до сих пор.
К тому же, давно доказано положительное влияние спорта на организм – даже небольшие физические нагрузки благоприятно сказываются на здоровье: улучшается кровообращение, в связи с чем происходит психологическая разгрузка и избавление от стресса [1].
Физические нагрузки помогают человеку бороться и предотвращать многие заболевания сердечно-сосудистой системы, суставов и мышц. Улучшается работа мозга [2].
В связи с чем, даже проходя сквозь века, командный спорт, соединяя аспект конкуренции и желания достижения успехов с пользой для человеческого здоровья - до сих пор актуален.
Командный вид спорта состоит из двух групп людей с ограниченным количеством участников, соревнующихся между собой за победу. Это может быть как контактный вид, так и бесконтактный. Как и все понятия и группы, состоящие из отдельных субъектов, аспекты команды должны дополнять друг друга и составлять единое целое: словно оркестр, - играть на разных инструментах одну мелодию.
Рассмотрим ближе на примере волейбола. Волейбол является бесконтактным видом спорта, так как соперники на протяжении всей игры или соревнования никак не контактируют телесно. Основная задача для победы – набрать очков больше, чем у соперников.
Волейбольная команда состоит из нескольких амплуа: позиции блокирующего, пасующего или связующего, позиции левого и правого диагонального нападающего, либеро, который по обыкновению не выходит за пределы трёхметровой линии и отвечает за приём мячей в первой, шестой и пятой позициях, пока другие отходят на выполнение своих ролей. Один человек может занимать сразу несколько позиций и в случае чего замещать остальных игроков, в зависимости от ведения стратегии игры. Тот же пасующий или правый и левый диагональные нападающие могут становиться блокирующими, давать пасы и принимать подачи и нападения соперников. Ниже будет представлено одно из возможных предполагаемых перемещений игроков во время игры, сразу, после перечисления условных обозначений.
Позиция под номером один – подающий, который позже выходит на позицию принимающего или нападающего с трёхметровой линии для осуществления обмана и двойного нападения;
Под номером два – правый диагональный нападающий, на моменте, изображённом на картинке, готовится к нападению;
Номер три – пасующий, до осуществления приёма мяча своей командой, стоит на позиции блокирующего;
Под номером четыре – левый диагональный нападающий, однако в данном случае он выступает блокирующим;
Номер пять – может быть как принимающим, так и нападающим с трёхметровой линии;
Наконец, номер шесть – либеро.
Рис. 1. Расстановка
Первая, картинка слева, демонстрирует изначальное положение игроков на поле, вторая же, правая – возможную расстановку после подачи. Всё зависит от стратегии, которую предпринимает команда. Расстановка присутствует и в оркестре. Там так же – в зависимости от желаемого эффекта или доступных инструментов – всё может меняться. Ниже представлена одна из возможных комбинаций в оркестре:
Рис. 2. Оркестровая рассадка немецко-европейского образца [6]
В спорте так же, как и в оркестре, стоит одному ошибиться – фальшь будет видна и слышна всем. Не редки столкновения игроков одной команды на поле и получение травм, пропуск подачи или мяча, так как игрок перепутал позиции и занял не свою. Так же стоит упомянуть пасующего – ведь от него зависит 80% победы. Именно он принимает решение о пасе, ориентируясь на то, как именно стоят игроки его команды и команды соперников.
Как говорил Константин Брянский, выдающийся спортсмен и тренер команды волейболистов мирового уровня: тренер – это дирижёр, а пасующий – первая скрипка [5].
Первая скрипка – пасующий – на поле выполняет роль направляющего и задаёт лад всей дальнейшей игре. Именно он ответственен за принятие решения о месте и игроке, который, на его взгляд, должен заработать команде очко.
Не только волейбол, но и баскетбол, футбол и многие другие виды командного спорта представляют из себя условный оркестр, где игроки выполняют свои роли и стремятся к целостности и организованности для достижения общей цели – победы.
Скрипачи, ориентируясь на дирижёра, играют свои партии, пианисты с воодушевлением им подыгрывают, и так многое, многое другое. Если убрать что-то одно – не будет ни мелодии, ни ощущения целостности и наполненности. Так же и в спорте. Стоит убрать хоть одну позицию – как всё может рухнуть. Ведь команда – это единый организм, и для достижения победы все его органы должны работать в дополнение друг друга – словно в оркестре, разные инструменты играют одну мелодию.