Актуальность настоящей статьи обусловлена тем, что особый порядок судебного заседания претерпевает эскалацию в развитии и довольно часто используется в аспекте право применения. Зачастую дела, поступающие в суд, поступают непосредственно с заявлением о рассмотрении дела в особом порядке от одного из нескольких обвиняемых.
В рамках настоящей статьи рассматривается вопрос эффективности применения особого порядка уголовного судопроизводства.
Согласно уголовно-процессуальному кодексу (далее – УПК РФ), особый порядок судебного заседания предполагает судопроизводство в ускоренном и упрощенном порядке. Особое производство по делу предполагает два случая, когда обвиняемый согласен с предъявляемым ему обвинением, и когда заключается досудебное соглашение о сотрудничестве, на основании раздела Х УПК РФ.
Регламентация особого порядка судебного заседания обусловлена нормами УПК РФ. Так, обвиняемый предъявляет ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства, в первом случае, до судебного разбирательства, а так же при окончании предварительного расследования или на стадии предварительного слушания. Затем, судья проверяет соблюдение необходимых условий для проведения особого порядка судебного заседания. Более того, доказательства и их оценка по существу не находит отражения в приговоре.
Стоит отметить, что на основании положений главы 40 УПК РФ, особый порядок судебного заседания применяется только по тем делам, где наказания за преступления не превышает 5 лет лишения свободы, либо неосторожного преступления, наказание за которое не превышает 10 лет лишения свободы.
В том случае, когда особое судопроизводство происходит при заключении соглашения о сотрудничестве, появляется необходимость после предварительного следствия направить прокурору сведения о выполнении обязательств, выполненных по соглашению. В представлении происходит оценка значения сотрудничества для раскрытия дела, характер и пределы содействия обвиняемого, преступления или дела, обнаруженные или раскрытые в результате сотрудничества, а также степень угрозы, которой был подвержен обвиняемый в процессе сотрудничества. Кроме того, прокурор проверяет достаточность и правдивость данных, которые были представлены обвиняемым.
Не позднее трех дней со дня ознакомления обвиняемого и его защитника с обвинением, прокурор направляет дело в суд, где принимается решение о возможности судопроизводства в особом порядке.
Согласно УПК РФ, при судебном заседании, где заключено соглашение о сотрудничестве с обвиняемым, возможно вынесение исключительного обвинительного приговора.
В случае, когда до удаления в совещательную комнату для постановления приговора будут выявлены какие-либо обстоятельства, препятствующие принятию судебного решения в особом порядке, судья на основании части 6 статьи 316 УПК РФ выносит постановление о прекращении особого порядка судебного разбирательства, назначении рассмотрения уголовного дела в общем порядке и о вызове в судебное заседание лиц по спискам, представленным сторонами. Такое постановление выносится судьей по правилам части 2 статьи 256 УПК РФ, не предусматривающим для этого обязательного удаления суда в совещательную комнату и изложения принятого решения в виде отдельного процессуального документа [2].
При этом возвращения к стадии назначения судебного заседания с вынесением постановления в соответствии со статьей 231 УПК РФ, а также повторного проведения выполненных в ходе судебного производства следственных и иных процессуальных действий не требуется.
Отказ в удовлетворении ходатайства обвиняемого о рассмотрении уголовного дела в особом порядке только на основании того, что другие подозреваемые не согласны с предъявленным обвинением и не желают воспользоваться правом, предоставленным им ст. 314 УПК РФ, будет являться незаконным, нарушающим конституционные права обвиняемого на рассмотрение уголовного дела в особом порядке.
Таким образом, особый порядок судебного заседания имеет место быть на практике и используется все чаще. Стоит отметить, что особый порядок уголовного судопроизводства обладает эффективностью, поскольку сокращает срок судебного разбирательства.