После Второй мировой войны Австрия вернулась к довоенным границам 1938 г., когда Германия насильно получила территорию Австрийской республики. Союзные войска восстановили независимость страны, поделив ее на 4 оккупационные зоны, по примеру Германии – американскую, британскую, советскую, французскую, установив особый оккупационный статус для столицы. Так Австрия стала участником зарождавшегося блока противостояния. К концу войны на территории Австрии проживало, по разным оценкам, от двух до трех миллионов иностранцев, что составляло примерно 20% от населения страны. Большинство иммигрантов были, так называемыми, вынужденными переселенцами, к которым в то время относили: узников концентрационных лагерей, невольных работников, привезенных с территорий восточной Европы, военные беженцы. Большая часть из них покинула страну к началу 1950х годов, или же они были репатриированы союзниками. Помимо этого, по разным причинам, в Австрии оказалось более двухсот тысяч этнических немцев в основном из центральной Европы. К 1950 году после установления так называемого железного занавеса, их число возросло до отметки 500 тысяч человек. Финансовая помощь, предоставляемая Австрии в ходе реализации плана Маршала, серьезно простимулировала экономику. Быстро выровнялась ситуация на рынках сбыта. Была проведена модернизация инфраструктуры и транспортных коммуникаций, также был сбалансирован государственный бюджет. Таким образом, Австрия за десять лет смогла преодолеть глубокий послевоенный кризис и период оккупации. В 1960х годах, в Австрии вскрылась проблема нехватки рабочих мест. А в 1961 году был заключен «Договор Раапа – Ола», названный в честь составителей тогдашнего австрийского канцлера Юлиуса Раапа и председателя профсоюза Франца Ола. Данный документ ознаменовал начало эпохи гастарбайтеров – работников приехавших на сезонные заработки. Австрия активно заключала миграционные соглашения с другими странами: Италией и Испанией в 1962 году, Турцией – 1964, Югославией – 1966. К концу 1960х приток мигрантов увеличился в 5 раз, и к 1973 году в стране насчитывалось около четырехсот тысяч мигрантов. Настоящий расцвет миграционного притока начался в 1987 году, а к началу 1991 года находился на своем пике после государственного переворота 1989 года в Румынии, а также падения железного занавеса в 1991.
В связи с этими событиями, в Австрии произошел резкий миграционный приток. Люди просили убежище от войн, искали работу, т.к. на своей Родине далеко не все могли материально обеспечить себя. Иммиграционный рост в те времена совпал с быстрыми темпами развития национальной экономики и ежегодный приток мигрантов с бывших коммунистических республик составлял около 80 тысяч человек. Таким образом, процент безработных в стране возрос с 6% до 9%.
Австрийскому правительству пришлось модернизировать свое миграционное законодательство для соответствия нормам Евросоюза (закон об иммигрантах, закон о пребывании, 1992 – 1993 гг.) Но остановить поток переселенцев полностью не удалось, т.к. вступление Австрии в ЕС спровоцировало еще больший приток мигрантов из соседних стран: Венгрии, Словакии, Польши.
Смена миграционного курса была логичным шагом в данных условиях. В 2000х годах число мигрантов продолжало расти. Официальная перепись населения показала, что по состоянию на 2004 год, 12,5% населения родилось за границей. Однако, в период с 2006 – 2010 года, число иммиграций сократилось более чем в два раза, и составляло 22 тысячи человек в год. Такое снижение миграционного потока-результат ряда факторов, первым из которых стало принятие регулятивных мер по отношению к иммиграции австрийским правительством. Этот процесс был связан с желанием привлечь в страну как можно большее количество квалифицированных кадров и сделать страну более привлекательной для иностранцев.
Для увеличения качества фильтрации потоков мигрантов, были введены временные стандарты и меры. Период их реализации проходил с 2004 по 2011 гг. Это время было разделено на три фазы, в процессе реализации которых предпринимались следующие шаги:
- Первые два года с момента въезда в страну для иностранцев действовали общие правила доступа к рынку труда, задекларированные Евросоюзом.
- Далее вступала вторая фаза, в рамках которой Австрия на законодательном уровне могла ограничить доступ на рынок труда гражданам стран членам ЕС, после непосредственного согласования ограничений с комиссией Евросоюза.
- Третья заключительная фаза, в рамках которой республика могла продлить ограничения в случае, если на рынке труда возникало кризисное положение.
Также важным фактором к сокращению миграционного притока, стал мировой финансовый кризис, который сказался на сокращении числа рабочих мест, в странах членах ЕС. Отток иностранцев также привел к замедлению темпов промышленного производства (2009 год, минус 11.5%)
Безработица, на протяжении первого десятилетия нового тысячелетия, стабильно находилась на уровне 5% в год, но в 2010 году она выросла на 2%, причем пострадали в основном низкоквалифицированные работники (иммигранты). Следующую иммиграционную волну, накрывшую Австрию, можно считать настоящим вызовом. С 2011 года рост мигрантов составлял 30 тысяч, против 20 тысяч в 2010 году, а в 2013 году этот показатель был на уровне 55 тысяч, в 2015 году миграционный поток увеличился до беспрецедентных 115 тысяч. В 2011 году республиканское правительство начало реформировать систему управления миграционных потоков, для привлечения более квалифицированных кадров. Согласно плану этой программы, при въезде в страну высококвалифицированный специалист получал множество привилегий. Однако данная программа успеха не имела. Итогом такого наплыва мигрантов, стал рост недоверия к ним, и желание обеспечить максимальный контроль над государственными границами. Это желание было продиктовано большим потоком, так называемых, транзитных мигрантов, которые использовали Австрию в качестве территории, с которой можно попасть на север, к примеру, в Германию или Швецию.
Согласно официальным прогнозам, к 2020 году население Австрии должно вырасти с 8.5 до 8.8 миллионов человек. А уже к 2025 году эта цифра увеличится до 9 миллионов. Если миграционная проблема не останется решенной, то прирост населения будет и дальше стабильно расти. Насколько правдоподобен данный прогноз, судить трудно, однако данные последних нескольких лет заставляют задуматься, какой этнический состав будет в этом приросте.