Главная
АИ #49 (179)
Статьи журнала АИ #49 (179)
Педагог – профессия будущего

Педагог – профессия будущего

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

педагог
учитель
профессия
образование
профессия будущего

Аннотация статьи

Статья раскрывает сущность профессии учителя и педагога для будущего, выявляет вопросы, которые необходимо решить для определения статуса учителя в перспективе реформирования развития системы образования и определяет перспективы профессии педагога для подготовки человека для жизни в будущем в условиях трансформации технологически компонентных и ценностных ориентиров. Основное внимание автор акцентирует на рассмотрении вопросов, от которых зависит понимание миссии педагога в будущем.

Текст статьи

При обсуждении сущности труда педагога специалисты выделяют ряд вопросов, от ответа на которые зависит понимание миссии педагога в будущем. Для возможности ответов на них и принятия решений в соответствующих сферах необходимо понимать тенденции развития общественных отношений, тренды развития наук о человеке, перспективы понимания места человека в будущих реалиях. С точки зрения прогнозирования будущего отношение к человеку как обладателю уникальных задатков, способностей, знаний, умений, навыков и компетенций требует в системе образования ориентации на его подготовку для жизни в неопределенном будущем. В связи с этим становится возможным говорить о профессии учителя как основополагающем и важнейшем субъекте не столько воспроизводства знаний об обществе и самоопределении человека, сколько о субъекте, активно занимающемся сценированием и прогнозированием образа будущего. Причем учитель должен постоянно корректировать конкретные образовательные задачи под происходящие общественные трансформации, исходя из целеполагания будущим.

Современный педагог – это очень ответственная профессия. В ней смогут полностью реализоваться только те, кто имеет лидерские задатки, только те, кто умеет повести людей за собой, кто умеет привлечь и удержать внимание аудитории своей эрудированностью, кто умеет изложить материал и креативно подойти к делу.

Каким будет педагог будущего, определяет не только государство через законы и стандарты, время и технологии, ученики и их родители, но и … сам педагог. Если ученик выберет профессию учитель, он прежде всего будет оценивать своих педагогов от начальной школы до института, ориентироваться на лучшее, исключать из своей деятельности то, что ему не нравилось. Поэтому, даже если у ученика попался учитель, который, например, скучно и неинтересно рассказывал, скорее всего ученик постарается сделать свои занятия другими.

Педагог будущего – это тот человек, который любит свою профессию и предан ей. Который интересуется своей работой, может объективно анализировать свои ошибки, гибкий, способный приспосабливаться к изменяющейся ситуации, открытый для нового знания.

Цитируя немецкого педагога Адольфа Дистервега: «Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой, приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что-либо усвоить; чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека».

Педагог может быть более развит профессионально, чем его коллеги, но он никогда не станет абсолютным идеалом. Тем не менее он должен стремиться стать лучше. Чтобы приблизится к вершинам педагогического мастерства, необходимо пробовать, делать выводы из успехов и неудач.

Каким же должен быть педагог будущего?

Педагог в силу особенностей своей профессии – это уже человек из будущего, который обогнал свое поколение. А все потому, что главное его окружение – дети. В идеях, интересах и слабостях юных учеников он уже видит будущее – каким станет наш мир через пару десятков лет, когда у руля будут эти самые ребята. Чтобы успевать за ними, учителю приходится шагать в ногу со временем, быть, что называется, «в теме». В диалогах, высказываниях, сочинениях своих учеников он увидит направление, которое будет характерно для общества в ближайшие годы.

В идеальном сознании образ педагога – это образ какого-то универсального человека. Уже в наше время, тем более в будущем, одной из главных задач учителя становится не просто научить, а научить учиться.

Например, готовясь к урокам, педагог должен искать что-то новое, неординарное, ту самую изюминку, от которой во многом зависит успех ученика, пробует, экспериментирует, подбирает более эффективные формы и методы работы. Хочет, чтобы каждый урок отличался от предыдущего. Помня, что каждый его шаг, случайно сказанное слово впитываются неокрепшими душами своих воспитанников. На своих занятиях старается быть с учениками честным, аккуратным, внимательным и чутким. Педагог постоянно совершенствуется, так как должен быть образцом для своих учеников. Уверена, учитель учит детей до тех пор, пока сам учится, так и с педагогом.

Когда ребята с интересом идут на урок, занятие, это достижение, но еще не маловажно и то, что сам педагог идет на урок с удовольствием и ждет новой встречи с учениками. Делает все для того, чтобы помочь ребенку познать себя, самоопределиться и самореализоваться. Ведь получив возможность раскрыть свои способности, учащиеся становятся более уверенными в себе. У таких учеников больше шансов стать успешными людьми в будущем. Хочешь, чтобы твои воспитанники были правдивыми – будь правдивым сам, даже в мелочах! Желаешь сформировать в них чувство собственного достоинства – взрасти это чувство в себе! Мечтаешь видеть их творческими личностями – будь такой личностью! Вся твоя жизнь, каждый поступок, каждое слово, жест, внешний вид – всё обучает!

Слово «расти» – значит, развиваться, расширять круг знаний, умений. «Развиваться» – значит, больше понимать, больше чувствовать, больше предвидеть. В это время формируется мировоззрение ребенка,

появляются навыки, которых раньше не было. А что это дает мне, как учителю, педагогу? Чему я учусь в процессе совместного обучения и творчества? Во-первых, расширяю знания о самом воспитаннике: каждый новый ученик – это новая вселенная, со своими законами, неоткрытыми талантами. Ведь педагогу еще предстоит их найти, понять, зажечь и показать не только другим, но и главное – самому ребенку. Вдохновить его на использование своего потенциала. Во-вторых, приобретаются новые умения, и, прежде всего, умение по-разному ладить с учениками, находя особый ключик к каждому из них. Необходимо стараться говорить на том языке, который будет более понятным для любого ребенка, а также интересным и доступным. Считаю, что постоянно нужно совершенствовать это мастерство, так как меняется время, меняются люди, иначе расставляются приоритеты.

Мир не стоит на месте, и каждый день появляются новые правила и новые открытия, поэтому важно, чтобы учителя, педагоги будущего продолжали совершенствоваться и развиваться наравне со своими учениками, чтобы новые знания не пугали его, а, наоборот, воодушевляли. Многопрофильность – вот это является важным качеством педагога в будущем.

Педагог – это профессия будущего и это, бесспорно. Во многом от него зависит, что будет с нашим миром завтра.

Сегодняшние ученики – это будущее нашей Родины. Уже сейчас среди них есть великие политики, врачи, строители, поэтому завтрашний облик нашей страны зависит от того, какое образование и воспитание получат дети сегодня.

Сократ сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Задача учителя и настоящего, и будущего – зажигать это солнце в душах своих учеников.

Итак, разговор о будущем и его размерностях приобретает системообразующее значение, когда речь идет об образовании и его субъектах. Статус учителя в этой системе координат представляется сложным и подвижным в связи с постоянными изменениями в общественной жизни. Для определения статуса профессии учителя как профессии для будущего и решения актуальных профессиональных проблем в этой сфере необходимо ответить на ряд вопросов о личности учителя и педагога, экономических отношениях, в рамках которых сейчас идет образовательный процесс, формах знаний, умений и навыков человека будущего, которого учитель должен готовить и многих других. Среди наиболее значимых перспектив учительской профессии важно отметить готовность действовать в условиях плюрализма и постоянных изменений, постоянно учиться и предпринимать попытки формирования целостной картины мира у своих учеников.

Сколько же важных ролей совмещает в себе современный педагог? Это и преподаватель, и психолог, и воспитатель, и даже друг, с которым каждому ребенку хочется подружиться и поделиться самым откровенным. Быть педагогом сегодня это значит, взять на себя ответственность за тех, кто доверился тебе. Настоящий педагог обязательно займет место в сердце ребенка как самый мудрый, самый справедливый, самый грамотный, самый увлеченный и отзывчивый наставник. Если вы твердо решили посвятить свою жизнь педагогическому труду, то будьте готовы к разноплановой работе, большой многозадачности, колоссальной нагрузке, большому количеству интересного общения и постоянному самосовершенствованию, ведь современный учитель должен подавать правильный пример своим обучающимся, должен прививать любовь к знаниям. Знайте, что найти общий язык с детьми и подростками, а также их родителями, учитывая то, что каждый из них имеет свои особенные черты характера и особенности темперамента, будет сложно, а значит перед вами при обучении профессии педагог будут стоять сложные задачи, которые обязательно нужно будет решить.

Список литературы

  1. Азимов А. На пути к Академии. М.: ЭКСМО-пресс, 1999. 473 с.
  2. Мид М. Культура и мир детства / сост. и предисл. И. С. Кона. М.: Наука, 1988. 429 с.
  3. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. URL: http://edu2035.org/pdl/GEF.Atlas-ru.pdf
  4. «Педагог будущего. Каким я его представляю» [Электронный ресурс]. URL: https://telegra.ph/EHsse-Pedagog-Budushchego-Kakim-YA-Ego-Predstavlyayu-12-17
  5. «Учитель – ключевая фигура в становлении будущего общества» [Электронный ресурс]. URL: http://council.gov.ru/services/discussions/blogs/129532/

Поделиться

3132

Степанова П. Г. Педагог – профессия будущего // Актуальные исследования. 2023. №49 (179). Ч.IV.С. 61-63. URL: https://apni.ru/article/7691-pedagog-professiya-budushchego

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#49 (231)

Прием материалов

30 ноября - 6 декабря

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

11 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря