Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) актуальной версии определяет «целевые ориентиры образовательной деятельности в детском саду» [6, раздел II. п. 2.3]. Отдельное внимание уделено вариативности содержания программ, формированию индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) с опорой на уровень психического, интеллектуального и физического развития детей. При этом фиксируется необходимость создания коллективом детского сада системы педагогической диагностики, по результатам которой будут сформированы ИОМы, могущие нивелировать неоднородность потенциалов воспитанников. В таких условиях необходимо понимать, что работники детского сада должны иметь системные данные о сущностных сторонах проблем, имеющихся у воспитанников, понимать причины их появления, знать наиболее эффективные пути их решения [5, с. 74-76]. Следовательно, необходимо владеть диагностическим инструментарием, благодаря которому можно своевременно и в динамике отслеживать индивидуальные особенности развития каждого ребёнка, оценивать возможные риски и потенциальные угрозы [3, с. 240-241].
Стоит понимать, что система мониторинга, создаваемая коллективом детского сада, будет содержать ряд недостатков, которые могут значительно снизить эффективность исследований и адекватность их результатов. Во-первых, дошкольные образовательные организации не имеют достаточного информационно-методического уровня, то есть не владеют актуальной методической информацией о современных методах и инструментах исследований, способах проведения таких исследований и методиках анализа полученных данных. Педагоги затрудняются в выборе методов и инструментов для проведения мониторинга, а самое главное, не видят перспективы для оптимизации работы с группой детей. Во-вторых, диагностический материал, создаваемый коллективом детского сада, будет узконаправленным, что очевидно будет снижать видение педагогических задач при формировании траектории индивидуального развития детей. В-третьих, учитывая указанное выше, при изменении списка воспитанников детского сада система мониторинга будет сталкиваться с необходимостью пересмотрения и изменения, что будет обесценивать результаты, полученные более ранними исследованиями.
В этой связи необходимо систематизировать и формализовать теорию, методологию и методику мониторинга индивидуального развития детей; сформировать единую систему мониторинга, отражающую психологическое развитие ребёнка от 3 до 7 лет [2, с. 10-22]; создать транспарентную схему анализа данных, получаемых в процессе мониторинга; помочь работникам детских садов в деятельности по индивидуализации образования ребёнка и оптимизации работы педагога с группой детей.
Для решения указанных выше задач сотрудниками муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Старооскольский центр развития образования» реализован проект «Система педагогической диагностики в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования» (далее – проект).
Цель проекта – оптимизировать процедуру проведения педагогической диагностики в 100% образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования Старооскольского городского округа Белгородской области, к 29 декабря 2023 года. Для реализации цели была разработана система педагогической диагностики, способствующая обеспечению индивидуализации образования и «оптимизации работы с группой детей в детских садах и дошкольных группах образовательных организаций» [4, раздел 3. п. 19] Старооскольского городского округа.
В рамках проекта решались следующие задачи: обеспечить педагогических работников ДОО Старооскольского городского округа организационно-методическим сопровождением по вопросам внедрения и реализации системы педагогической диагностики, обеспечивающей индивидуализацию образования и оптимизацию работы с группой детей; организовать апробацию системы педагогической диагностики, обеспечивающей индивидуализацию образования и оптимизацию работы с группой детей в образовательных организациях Старооскольского городского округа, реализующих образовательные программы дошкольного образования; организовать мониторинг эффективности предложенной системы педагогической диагностики.
Организационно-методическая практика, реализованная в проекте, позволяет поддержать реализацию принципа единства образовательного пространства в Российской Федерации через разработку и внедрение универсальной системы изучения деятельностных умений ребёнка, его «интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками» [4, раздел 2. п. 4]. Мониторинговый продукт, созданный в рамках проекта, обеспечивает сохранение целостности, интерактивности, коммуникативное взаимодействие внутри системы, информационную доступность, объединение образовательных ресурсов, адаптивность, ориентацию на развитие и саморазвитие всех участников образовательного процесса, открытость социуму.
В рамках реализации проекта были отобраны диагностические методы, созданы унифицированные цифровые формы для автоматизации диагностики, разработаны стратегии индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей в зависимости от результатов диагностики по каждому критерию. Формы наблюдения (карты развития) в соответствии с инструментарием проведения педагогической диагностики развития детей 3-7 лет распределены по «5 видам деятельности дошкольников в 4 возрастных диапазонах от 3 до 7 лет» [1, ч. 2]. Разработаны показатели, уровни и основные характеристики для каждого вида деятельности. Для того, чтобы диагностический материал было удобно использовать, а также для проявления инициативы воспитанников детских садов диагностика реализована в форме таблицы.
Результаты проекта оформлены в виде инструктивно методического пособия. Также разработаны инструктивно-методические рекомендации по внедрению системы педагогической диагностики в деятельность ДОО, программы обучающего интенсива по внедрению системы педагогической диагностики, курс видеолекций по внедрению системы педагогической диагностики, проведены обучающие интенсивы по внедрению и по итогам апробации системы педагогической диагностики, коллективные и персональные консультации педагогических работников ДОО Старооскольского городского округа.
У педагогов дошкольных образовательных организаций при проведении диагностики возникают проблемы выбора критериев для оценивания качества дошкольного образования в конкретной группе и в детском саду в целом; в способах и формах фиксации полученных результатов педагогической диагностики; в определении траектории педагогического воздействия при интерпретации полученных результатов. Вследствие профессиональных затруднений педагогов происходит некорректное выполнение требований ФГОС ДО к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.
В процессе реализации данного проекта специалистами МБУ ДПО «Старооскольский центр развития образования» создана единая система педагогической диагностики, удобная для практического применения педагогами.
Результаты реализации проекта предлагается использовать дошкольным и иным образовательным организациям, заинтересованным в разработанной системе педагогической диагностики; специалистам методических служб, обеспечивающих организационно-методическое сопровождение ДОО.