Главная
АИ #49 (179)
Статьи журнала АИ #49 (179)
Система педагогической диагностики в образовательных организациях, реализующих о...

Система педагогической диагностики в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

диагностика
диагностический материал
ФГОС ДО
индивидуальный образовательный маршрут
мониторинг индивидуального развития

Аннотация статьи

В статье описывается результат реализации проекта создания единой унифицированной цифровой системы мониторинга индивидуального развития воспитанников дошкольных образовательных организаций Старооскольского городского округа.

Текст статьи

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) актуальной версии определяет «целевые ориентиры образовательной деятельности в детском саду» [6, раздел II. п. 2.3]. Отдельное внимание уделено вариативности содержания программ, формированию индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) с опорой на уровень психического, интеллектуального и физического развития детей. При этом фиксируется необходимость создания коллективом детского сада системы педагогической диагностики, по результатам которой будут сформированы ИОМы, могущие нивелировать неоднородность потенциалов воспитанников. В таких условиях необходимо понимать, что работники детского сада должны иметь системные данные о сущностных сторонах проблем, имеющихся у воспитанников, понимать причины их появления, знать наиболее эффективные пути их решения [5, с. 74-76]. Следовательно, необходимо владеть диагностическим инструментарием, благодаря которому можно своевременно и в динамике отслеживать индивидуальные особенности развития каждого ребёнка, оценивать возможные риски и потенциальные угрозы [3, с. 240-241].

Стоит понимать, что система мониторинга, создаваемая коллективом детского сада, будет содержать ряд недостатков, которые могут значительно снизить эффективность исследований и адекватность их результатов. Во-первых, дошкольные образовательные организации не имеют достаточного информационно-методического уровня, то есть не владеют актуальной методической информацией о современных методах и инструментах исследований, способах проведения таких исследований и методиках анализа полученных данных. Педагоги затрудняются в выборе методов и инструментов для проведения мониторинга, а самое главное, не видят перспективы для оптимизации работы с группой детей. Во-вторых, диагностический материал, создаваемый коллективом детского сада, будет узконаправленным, что очевидно будет снижать видение педагогических задач при формировании траектории индивидуального развития детей. В-третьих, учитывая указанное выше, при изменении списка воспитанников детского сада система мониторинга будет сталкиваться с необходимостью пересмотрения и изменения, что будет обесценивать результаты, полученные более ранними исследованиями.

В этой связи необходимо систематизировать и формализовать теорию, методологию и методику мониторинга индивидуального развития детей; сформировать единую систему мониторинга, отражающую психологическое развитие ребёнка от 3 до 7 лет [2, с. 10-22]; создать транспарентную схему анализа данных, получаемых в процессе мониторинга; помочь работникам детских садов в деятельности по индивидуализации образования ребёнка и оптимизации работы педагога с группой детей.

Для решения указанных выше задач сотрудниками муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Старооскольский центр развития образования» реализован проект «Система педагогической диагностики в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования» (далее – проект).

Цель проекта – оптимизировать процедуру проведения педагогической диагностики в 100% образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования Старооскольского городского округа Белгородской области, к 29 декабря 2023 года. Для реализации цели была разработана система педагогической диагностики, способствующая обеспечению индивидуализации образования и «оптимизации работы с группой детей в детских садах и дошкольных группах образовательных организаций» [4, раздел 3. п. 19] Старооскольского городского округа.

В рамках проекта решались следующие задачи: обеспечить педагогических работников ДОО Старооскольского городского округа организационно-методическим сопровождением по вопросам внедрения и реализации системы педагогической диагностики, обеспечивающей индивидуализацию образования и оптимизацию работы с группой детей; организовать апробацию системы педагогической диагностики, обеспечивающей индивидуализацию образования и оптимизацию работы с группой детей в образовательных организациях Старооскольского городского округа, реализующих образовательные программы дошкольного образования; организовать мониторинг эффективности предложенной системы педагогической диагностики.

Организационно-методическая практика, реализованная в проекте, позволяет поддержать реализацию принципа единства образовательного пространства в Российской Федерации через разработку и внедрение универсальной системы изучения деятельностных умений ребёнка, его «интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками» [4, раздел 2. п. 4]. Мониторинговый продукт, созданный в рамках проекта, обеспечивает сохранение целостности, интерактивности, коммуникативное взаимодействие внутри системы, информационную доступность, объединение образовательных ресурсов, адаптивность, ориентацию на развитие и саморазвитие всех участников образовательного процесса, открытость социуму.

В рамках реализации проекта были отобраны диагностические методы, созданы унифицированные цифровые формы для автоматизации диагностики, разработаны стратегии индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей в зависимости от результатов диагностики по каждому критерию. Формы наблюдения (карты развития) в соответствии с инструментарием проведения педагогической диагностики развития детей 3-7 лет распределены по «5 видам деятельности дошкольников в 4 возрастных диапазонах от 3 до 7 лет» [1, ч. 2]. Разработаны показатели, уровни и основные характеристики для каждого вида деятельности. Для того, чтобы диагностический материал было удобно использовать, а также для проявления инициативы воспитанников детских садов диагностика реализована в форме таблицы.

Результаты проекта оформлены в виде инструктивно методического пособия. Также разработаны инструктивно-методические рекомендации по внедрению системы педагогической диагностики в деятельность ДОО, программы обучающего интенсива по внедрению системы педагогической диагностики, курс видеолекций по внедрению системы педагогической диагностики, проведены обучающие интенсивы по внедрению и по итогам апробации системы педагогической диагностики, коллективные и персональные консультации педагогических работников ДОО Старооскольского городского округа.

У педагогов дошкольных образовательных организаций при проведении диагностики возникают проблемы выбора критериев для оценивания качества дошкольного образования в конкретной группе и в детском саду в целом; в способах и формах фиксации полученных результатов педагогической диагностики; в определении траектории педагогического воздействия при интерпретации полученных результатов. Вследствие профессиональных затруднений педагогов происходит некорректное выполнение требований ФГОС ДО к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.

В процессе реализации данного проекта специалистами МБУ ДПО «Старооскольский центр развития образования» создана единая система педагогической диагностики, удобная для практического применения педагогами.

Результаты реализации проекта предлагается использовать дошкольным и иным образовательным организациям, заинтересованным в разработанной системе педагогической диагностики; специалистам методических служб, обеспечивающих организационно-методическое сопровождение ДОО.

Список литературы

  1. Инструментарий проведения педагогической диагностики развития детей 3-7 лет. Электронный ресурс. URL: http://firo-nir.ru/index.php/instrumentariy/materialy-dlya-izucheniya/instrumentarij-dlya-provedeniya-pedagogicheskoj-diagnostiki.html/ (Дата обращения 12.11.2023).
  2. Лаптева Ю. А., Федорова Н. И. Мониторинг психического развития детей в дошкольной образовательной организации. Новокузнецк: НФИ КемГУ, 2018. 193 с.
  3. Лаптева Ю. А., Федорова Н. И. Содержательные характеристики мониторинга психического развития детей в условиях дошкольной образовательной организации // Вестник КемГУ. Гуманитарные и общественные науки, 2019, 3(3). С. 240-249.
  4. Методические рекомендации по планированию и реализации образовательной деятельности ДОО в соответствии с федеральной образовательной программой дошкольного образования. Электронный ресурс. URL: https://fopdo.ru/metodicheskie-rekomendaczii-po-planirovaniyu-i-realizaczii-obrazovatelnoj-deyatelnosti-doo-v-sootvetstvii-s-federalnoj-obrazovatelnoj-programmoj-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения 13.11.2023).
  5. Новоселова А. Н. Проведение педагогического мониторинга в дошкольной образовательной организации в условиях современного законодательства об образовании // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2016. № 8. С. 74-76.
  6. ФГОС Дошкольное образование. Электронный ресурс. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения 15.11.2023).

Поделиться

627

Рудаков А. В., Сбитнева Е. П. Система педагогической диагностики в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования // Актуальные исследования. 2023. №49 (179). Ч.IV.С. 40-42. URL: https://apni.ru/article/7692-sistema-pedagogicheskoj-diagnostiki-v-obrazov

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#41 (223)

Прием материалов

5 октября - 11 октября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

16 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

29 октября