Теоретические основы проблемы развития осознанного целеполагания как способа повышения учебной мотивации у учащихся средней школы

В статье рассматриваются теоретические основы проблемы развития осознанного целеполагания как способа повышения учебной мотивации у учащихся средней школы.

Аннотация статьи
информационно-коммуникационные технологии
игровые технологии
целеполагание
учебная мотивация
технология критического мышления
технология проблемного обучения
осознанное целеполагание
Ключевые слова

Человек, перед тем как действовать, ставит перед собой цель (одна из форм воплощения ценностей (С.Л. Рубинштейн [13, с. 351]), которая создается с опорой на культурный и общественный контекст (П.Я. Гальперин [3, с. 181]). Цель представляет собой образ будущего результата, направляющий деятельность. Постановка цели необходима в ситуациях, когда нет ясности и определенности, что должно быть сделано, к чему нужно стремиться. В основе цели лежат предположения о причинах несоответствия между тем, что есть на данный момент (или будет в силу существующих тенденций), и тем, что должно быть, и предположения о предмете воздействия, преобразование которого позволит достичь желаемого результата, то есть происходит процесс целеполагания (умение осознанно ставить цели и планировать их достижение) и осознанного целеполагания.

Осознанное целеполагание, по мнению А.В. Жилинской [10, с. 5-6], обеспечивает управление деятельностью. Оно рассматривается как процесс, не только предшествующий действию, но и протекающий во время действия и выражающийся в переосмыслении цели и условий ее достижения. Осознанное целеполагание не ограничивается продумыванием цели, оно предполагает действие. Целеполагание является формой работы с будущим. Возможность достижения цели зависит от умения человека перевести ее в последовательность задач, а также от включенности человека в развивающуюся деятельность.

Для нашего исследования более подходит понятие, данное С.Л. Рубинштейна [13, с. 354-355], осознанное целеполагание – это умение самостоятельно ставить значимые цели и достигать желаемый результат на сознательном уровне; функциональная система способностей личности к единству мотивов и средств, образующееся при оценке способов удовлетворения соответствующей потребности и имеющее ценностно-рациональную природу.

Проблемы развития осознанного целеполагания в теоретическом плане изучались на примере учащихся средней школы. Изучая особенности осознанного целеполагания у данной группы учащихся, мы согласимся с мнением И.В. Гурьяновой [6, с. 218], что особенности изучаемого явления, следующие: обусловлены задачами подросткового возраста (развитие произвольности поведения, самостоятельного анализирования ситуации, принятия решения и действия, проектирование результата деятельности; формирование системы ценностей и идеалов, согласно которым школьники будут строить свою жизнь); школьники способны самостоятельно оценивать ситуацию, сознательно ставить цели, частично планировать их осуществление, частично принимать решения, быстро действуют и реализуют поставленные цели, при необходимости корректируют свои действия в процессе достижения цели могут представить конечный результат, рефлексировать.

Развитие осознанного целеполагания возможно использовать, по мнению А.С. Герасимовой [4, с. 5], как способ повышения учебной мотивации у учащихся средней школы. Причем под учебной мотивацией, как полагают Л.Б. Гнездиловой и М.А. Гнездилова понимается частный вид мотивации, представляющий собой процесс, который запускает, направляет и поддерживает осознанную деятельность обучающихся, их усилия, направленные на выполнение учебной деятельности, а педагог применяет для повышения мотивации к обучению методы и средства побуждения обучающихся к познанию и обучению [5, с. 41-46].

Исследования О.А. Дюжевой [7, с. 12-13], С.Л. Епифановой [8, с. 106], А.К. Марковой [11, с. 44-48] и др. показывают, что для повышения учебной мотивации у учащихся средней школы необходимо проводить целенаправленную работу, то есть находить такие возможные пути, которые сформируют положительную учебную мотивацию; разовьют познавательный мотив в учебной деятельности; активизируют любознательность и инициативу детей в процессе обучения; усилят ориентирование на достижение высокого результата в учебе.

Одном из эффективных способов повышения учебной мотивации у учащихся средней школы, как полагает А.С. Герасимова [4, с. 18-19], является развитие у обучающихся осознанного целеполагания. Так, автор пишет, что развитие осознанного целеполагания – важнейшее звено при формировании положительной учебной мотивации обучающихся.

На уроках или во внеурочной деятельности развитие осознанного целеполагания отводится значительное место, так как учащийся средней школы настраивается на активную деятельность, добывание новых знаний, приемов решения задач, способов доказательства, полагает С.Л. Епифанова [8, с. 107].

Развитие осознанного целеполагания как способа повышения учебной мотивации у учащихся средней школы построены на диалоге, пишет А.С. Герасимова [4, с. 51-56]. Для учителя важно грамотно формулировать вопросы, а для ученика – отвечать на них, придумывать новые. Обучающийся ставить цель на уроке или во внеурочной деятельности. После объявленной цели формулирует задачи для достижения поставленной цели (какие вопросы надо разрешить для достижения поставленной цели). Это сделается только через деятельность, которую будет выполнять обучающийся.

Основные образовательные технологии развития осознанного целеполагания как способа повышения учебной мотивации у учащихся средней школы, следующие, как полагает Н.В. Надеина [12, с. 24-29]:

  1. Технология проблемного обучения - обучающиеся не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем.
  2. Игровые технологии позволяют обучающимся вырабатывать привычку сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать стремление к знаниям.
  3. Технология критического мышления позволяют учащимся развивать умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне. На уроках возможно использовать различные приемы развития осознанного целеполагания как способа повышения учебной мотивации у учащихся средней школы: приём «Чтение с остановками»; приём «Взаимовопрос»; приём «Корзина идей»; приём «Составление синквейнов»; интеллектуальная разминка; приём «Знаю, хочу узнать, узнал»; таблица; написание творческих работ; кластер; «Верно – неверно» и др.
  4. Информационно–коммуникационные технологии позволяют учащимся с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний. Основными направлениями при использовании информационно-коммуникационных технологий являются: мультимедиа-уроки; дистанционные олимпиады и конкурсы; уроки на основе авторских компьютерных презентаций; виртуальные путешествия на уроках окружающего мира.

Исследователь Ю.А. Бурыхина [2, с. 165-188], предлагает такие пути развития осознанного целеполагания как способа повышения учебной мотивации у учащихся средней школы, как: дидактические игры; ситуация успеха; соревнование; проекты; создание проблемной ситуации; приемы повышения интереса к учебному материалу («Привлекательная цель», «Отсроченная отгадка», «Прогнозирование», «Оратор», «Автор», «Профи», «Кумир», «Фантазёр», «Верные – неверные утверждения», «Лови ошибку», «Посмотри на мир чужими глазами», «Фантастическая добавка», «Удивляй», «Да-нетка» и пр.)

Процесс развития осознанного целеполагания как способа повышения учебной мотивации у учащихся средней школы, по мнению Л.Ю. Ерохиной [9, с. 118-120], предусматривает включение в педагогическую деятельность элементов, способствующих развитию готовности подростков к осознанному целеполаганию в учебной деятельности. К таким элементам автор относит:

  • работу с содержанием и операционным смыслом понятий осознанного целеполагания;
  • использование приемов целепорождения и целеобразования (тема-вопрос, исключение, домысливание, ситуация яркого пятна, группировка, проблемная ситуация, оставленная нерешенной проблема и т. д.);
  • задания для формирования умений целеобразования, целереализации, целекоррекции (задания-ловушки; задачи с неправильными или недостаточными данными; задания на выявление и исправление ошибок и т. д.);
  • самостоятельное проектирование и моделирование обучающимися (мысленной и практической) деятельности, способствующей формированию умений целерефлексии и целекоррекции.

Также для развития осознанного целеполагания как способа повышения учебной мотивации у учащихся средней школы О.С. Бобренко [1, с. 34-36], предлагает использовать приемы осознанного целеполагания, которые выбирает учитель. При этом, приемы осознанного целеполагания классифицирую на:

  1. Визуальные: тема-вопрос; работа над понятием; ситуация яркого пятна; исключение; домысливание; проблемная ситуация; группировка.
  2. Аудиальные: подводящий диалог; собери слово; исключение; проблема предыдущего урока.

Таким образом, осознанное целеполагание – это умение самостоятельно ставить значимые цели и достигать желаемый результат на сознательном уровне; функциональная система способностей личности к единству мотивов и средств, образующееся при оценке способов удовлетворения соответствующей потребности и имеющее ценностно-рациональную природу. Развитие осознанного целеполагания как способа повышения учебной мотивации у учащихся средней школы построено на диалоге. Основные образовательные технологии развития осознанного целеполагания как способа повышения учебной мотивации у учащихся средней школы, следующие: технология проблемного обучения; игровые технологии; технология критического мышления; информационно-коммуникационные технологии. Пути развития осознанного целеполагания как способа повышения учебной мотивации у учащихся средней школы: дидактические игры; ситуация успеха; соревнование; проекты; создание проблемной ситуации. Основные приемы развития осознанного целеполагания как способа повышения учебной мотивации у учащихся средней школы, следующие: работа с содержанием и операционным смыслом понятий осознанного целеполагания; использование приемов целепорождения и целеобразования; задания для формирования умений целеобразования, целереализации, целекоррекции; самостоятельное проектирование и моделирование обучающимися (мысленной и практической) деятельности; визуальные и аудиальные приемы и др.

Текст статьи
  1. Бобренко О.С. Педагогические условия формирования положительной мотивации к учебной деятельности у учащихся средней школы : диссертация Москва, 1998. 95 с.
  2. Бурыхина Ю.А. Педагогические условия формирования учебной мотивации учащихся среднего подросткового возраста : на предметах гуманитарного цикла : диссертация ... кандидата педагогических наук. Челябинск, 2012. 220 с.
  3. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. Москва, 2023. 320 с.
  4. Герасимова А.С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии. Белгород, 2019. 289 с.
  5. Гнездилова Л.Б. Мотивация обучения студентов как основа эффективной учебной деятельности в вузе. Москва, 2017. 76 с.
  6. Гурьянова И.В. Психология подростка. Магнитогорск, 2015. 325 с.
  7. Дюжева О.А. Педагогические условия формирования учебной мотивации школьников : диссертация. Кострома, 2010. 197 с.
  8. Епифанова С.Л. Формирование учебной мотивации // Высшее образование в России. 2017. № 3. С.106-107.
  9. Ерохина Л.Ю. О готовности подростков к целеполаганию в учебной деятельности // Образование и наука. 2011. № 3(82). С. 116-124.
  10. Жилинская А.В. Условия развития целеполагания у старших подростков (на примере школы мыследеятельностной педагогики) // Психологическая наука и образование. 2012. №4. С. 5-21.
  11. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. Москва, 1983. 96 с.
  12. Надеина Н.В. Уроки, повышающие мотивацию учения. - Майкоп, 2003. 55 с.
  13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Санкт-Петербург, 2012. 705 с.
Список литературы