Главная
АИ #49 (179)
Статьи журнала АИ #49 (179)
Развитие осознанного целеполагания как способа повышения учебной мотивации у уча...

Развитие осознанного целеполагания как способа повышения учебной мотивации у учащихся средней школы

Научный руководитель

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

целеполагание
осознанное целеполагание
учебная мотивация

Аннотация статьи

В статье рассматриваются экспериментальное исследование развития осознанного целеполагания как способа повышения учебной мотивации у учащихся средней школы.

Текст статьи

Человек, перед тем как действовать, ставит перед собой цель (одна из форм воплощения ценностей (С.Л. Рубинштейн [10, с. 351]), которая создается с опорой на культурный и общественный контекст (П.Я. Гальперин [3, с. 181]). Цель представляет собой образ будущего результата, направляющий деятельность. В основе цели лежат предположения о причинах несоответствия между тем, что есть на данный момент (или будет в силу существующих тенденций), и тем, что должно быть, и предположения о предмете воздействия, преобразование которого позволит достичь желаемого результата, то есть происходит процесс целеполагания (умение осознанно ставить цели и планировать их достижение) и осознанного целеполагания.

Актуальность исследования заключается в том, что осознанное целеполагание играет большое значение в повышении учебной мотивации у учащихся средней школы как в настоящее время, так и в их будущей жизни и выдвигает перед образовательной организацией задачу развития осознанного целеполагания как способа повышения учебной мотивации у учащихся средней школы.

Исследования А.С. Герасимовой [4, с. 18-19], А.В. Жилинской [7, с. 5-6], Н.В. Надеиной [8, с. 24-29] и др. показали, что развитие осознанного целеполагания у учащихся средней школы является эффективным способом повышения учебной мотивации. Осознанное целеполагание повышает у школьников среднего звена такие компоненты учебной мотивации, как: потребности и смысл учения в учении, отношение к учению, учебные мотивы, осознанные учебные и внеучебные цели, осознанность учебных мотивов, самостоятельность учебной мотивации, действенность учебных мотивов, доминирование учебных мотивов в общей структуре мотивации, интерес и эмоции и пр.

Несмотря на достаточно глубокую разработку проблемы развития осознанного целеполагания как способа повышения учебной мотивации у учащихся средней школы в современной психологии (А.В. Жилинска [7, с. 7-9], В.А. Неудакин [9, с. 31-35] и др.), отмечена нехватка практического инструментария, рекомендаций педагогам по развитию осознанного целеполагания как способа повышения учебной мотивации у учащихся средней школы. Таким образом, проблема исследования состоит в устранении нехватки практического инструментария, определении и обосновании, а также экспериментального апробирования работы педагога по развитию осознанного целеполагания как способа повышения учебной мотивации у учащихся средней школы.

Указанная проблема обусловливает актуальность выбранной нами темы исследования: «Развитие осознанного целеполагания как способа повышения учебной мотивации у учащихся средней школы».

Исследование проводилось на базе ГБОУ Школа 1454 «Тимирязевская» ШОП «Немчинова». Общий объем выборки - 40 учащихся средней школы в возрасте 10,5 лет. Из них 50% девушек, 50% юношей.

Цель экспериментального исследования – изучение развития осознанного целеполагания как способа повышения учебной мотивации у учащихся средней школы, а также разработка и проведение работы педагога по развитию осознанного целеполагания как способа повышения учебной мотивации у учащихся средней школы.

Объект исследования – осознанное целеполагание как способ повышения учебной мотивации.

Предмет исследования – процесс развития осознанного целеполагания как способа повышения учебной мотивации у учащихся средней школы.

В качестве гипотезы исследования выступают, следующие, предположения:

  • целенаправленная работа педагога по развитию осознанного целеполагания влияет на повышение учебной мотивации у учащихся средней школы;
  • имеется взаимосвязь осознанного целеполагания и учебной мотивации у учащихся средней школы.

Экспериментальное исследование состояло из трех этапов:

  1. Констатирующий этап, в ходе которого выявлен начальный уровень развития осознанного целеполагания и учебной мотивации у учащихся средней школы.
  2. Формирующий этап, в ходе которого была разработана и проведена работа педагога по развитию осознанного целеполагания как способа повышения учебной мотивации у учащихся средней школы на формирующем этапе исследования.
  3. Контрольный этап, в ходе которого проводилась обработка и интерпретация полученных экспериментальных данных, сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента, выявлялась взаимосвязь осознанного целеполагания и учебной мотивации у учащихся средней школы.

Для диагностики начального уровня развития осознанного целеполагания и учебной мотивации у учащихся средней школы на констатирующем этапе исследования были использованы, следующие методики:

  1. Методика «Диагностика целеполагания в средних и старших классах школы» (основан на таблице А.Г. Асмолова, модификация А.Д. Андреевой). Цель: диагностика уровня развития осознанного целеполагания у исследуемых педагогом [1, с. 1-2].
  2. Методика «Шкала учебной мотивации», автор О.С. Гребенюк. Цель: диагностика уровня развития учебной мотивации у исследуемых [5, с. 318-326].
  3. Методика «Диагностика учебной мотивации и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (основан на опроснике Ч. Д. Спилбергера, модификация А.Д. Андреевой). Цель: диагностика уровня развития учебной мотивации и эмоционального отношения к учёбе у исследуемых [1, с. 2-4].

Результаты констатирующего этапа: уровень развития осознанного целеполагания у большинства учащихся средней школы средний (60%); уровень учебной мотивации у большинства учащихся средней школы ниже среднего (68%); уровень развития учебной мотивации и эмоционального отношения к учёбе у большинства учащихся средней школы средний с несколько сниженной познавательной мотивацией (58%).

Результаты констатирующего этапа экспериментального исследования, обусловливают необходимость разработки и проведения формирующего этапа исследования.

С этой целью была разработана и проведена программа занятий во внеурочной деятельности «Развиваем осознанное целеполагание и повышаем учебную мотивацию» с использованием методов и приемов Ю.А. Бурыхиной [2, с. 165-188], Л.Ю. Ерохиной [9, с. 118-120], Н.В. Надеиной [12, с. 24-29] и др.

Цель программы: развитие осознанного целеполагания как способа повышения учебной мотивации у учащихся средней школы.

Задачи программы:

  • развитие осознанного целеполагания у учащихся средней школы;
  • развитие учебной мотивации у учащихся средней школы;
  • развитие эмоционального отношения к учёбе.

Работа педагога по развитию осознанного целеполагания как способа повышения учебной мотивации у учащихся средней школы проводилась каждый день после уроков во внеурочной деятельности.

Были разработаны и проведены, такие занятия во внеурочной деятельности, как: «Здравствуй, друг! Поставь цель!»; «Мои цели»; «Почему важно ставить цели в учебе»; «Ставим цели и мотивируем учебу»; «Список целей и учебных мотивов»; «Мои жизненные цели и учебные мотивы»; «Лестница целей и учебных мотивов»; «Я умею ставить цели и достигать их»; «Перспективные цели и перспективные учебные мотивы»; «Автопортрет моих учебных целей и учебных мотивов». В результате работы педагога произошло: развитие осознанного целеполагания у учащихся средней школы; развитие учебной мотивации у учащихся средней школы; развитие эмоционального отношения к учёбе.

На контрольном этапе была проверена эффективность повышения учебной мотивации у учащихся средней школы в процессе развития осознанного целеполагания по методикам констатирующего этапа исследования и выявлено, следующее:

  • уровень развития осознанного целеполагания у большинства учащихся средней школы высокий (60%). Повышение уровня на 47%; уровень учебной мотивации у большинства учащихся средней школы средний (50%). Повышение уровня на 45%; уровень развития учебной мотивации и эмоционального отношения к учёбе у большинства учащихся средней школы - продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу (47%). Повышение уровня на 40%;
  • сравнительный анализ повышения осознанного целеполагания и учебной мотивации у учащихся средней школы до и после работы педагога по показал достоверные различия по U-критерия Манна-Уитни на уровне 0,01. Следовательно, работа педагога по развитию осознанного целеполагания как способа повышения учебной мотивации у учащихся средней школы;
  • выявлена взаимосвязь осознанного целеполагания и учебной мотивации у учащихся средней школы:

а) у учащихся средней школы с высоким и средним уровнем учебной мотивации имеется взаимосвязь осознанного целеполагания и учебной мотивации: чем выше выраженность осознанного целеполагания, тем выше уровень учебной мотивации и учебной мотивации и эмоционального отношения к учёбе;

б) у учащихся средней школы с низким уровнем учебной мотивации имеется взаимосвязь осознанного целеполагания и учебной мотивации: чем ниже выраженность осознанного целеполагания, тем ниже уровень учебной мотивации и учебной мотивация и эмоционального отношения к учёбе.

Итак, основные результаты проведенного экспериментального исследования развития осознанного целеполагания как способа повышения учебной мотивации у учащихся средней школы состоят в том, что,

  • во-первых, удалось изучить первичные результаты экспериментального исследования, провести анализ и интерпретацию закономерностей развития осознанного целеполагания как способа повышения учебной мотивации у учащихся средней школы;
  • во-вторых, не менее важно то, что получилось разработать и апробировать работу педагога по развитию осознанного целеполагания как способа повышения учебной мотивации у учащихся средней школы;
  • в-третьих, удалось проанализировать результаты по развитию осознанного целеполагания как способа повышения учебной мотивации у учащихся средней школы и провести сравнительный анализ повышения осознанного целеполагания и учебной мотивации у учащихся средней школы до и после работы педагога;
  • в-четвертых, провести исследование взаимосвязи осознанного целеполагания и учебной мотивации у учащихся средней школы.

Достоверность и обоснованность результатов, полученных в ходе исследования, обеспечивается соблюдением общей логики развития научного знания, адекватным подбором методологических основ изучения развития осознанного целеполагания как способа повышения учебной мотивации у учащихся средней школы, обоснованным выбором методов и методик эмпирического изучения, сочетанием количественных и качественных методов при анализе результатов диагностического обследования испытуемых, применением для анализа полученных данных метода математической статистики с использованием компьютерных программ.

Таким образом, считаем задачи магистерского исследования решенными, цель (изучение теоретических основ, определение и обоснование, и экспериментальное апробирование работы педагога по развитию осознанного целеполагания как способа повышения учебной мотивации у учащихся средней школы) – достигнутой. Гипотезы исследования:

  • целенаправленная работа педагога по развитию осознанного целеполагания влияет на повышение учебной мотивации у учащихся средней школы;
  • осознанное целеполагание влияет на повышения учебной мотивации у учащихся средней школы, подтверждены.

Дальнейшие перспективы исследования проблемы развития осознанного целеполагания как способа повышения учебной мотивации у учащихся средней школы связаны:

  1. с расширением объема изучения осознанного целеполагания как способа повышения учебной мотивации у учащихся средней школы;
  2. с разработкой, верификацией и внедрением программы работы педагога по развитию осознанного целеполагания как способа повышения учебной мотивации у учащихся средней школы.

Список литературы

  1. Андреева А.Д. Диагностика учебной мотивации и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы. URL: https://booksplim.ru/motivacziya-ucheniya-i-emoczionalnogo-otnosheniya-k-ucheniyu-a-d-andreeva-blank/ (дата обращения: 04.12.2023).
  2. Бурыхина Ю.А. Педагогические условия формирования учебной мотивации учащихся среднего подросткового возраста : на предметах гуманитарного цикла : диссертация ... кандидата педагогических наук. – Челябинск, 2012. 220 с.
  3. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. Москва, 2023. 320 с.
  4. Герасимова А.С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии. Белгород, 2019. 289 с.
  5. Гребенюк О.С. Основы педагогики индивидуальности. - Калининград, 2000. 571 с.
  6. Ерохина Л.Ю. О готовности подростков к целеполаганию в учебной деятельности // Образование и наука. 2011. № 3(82). С. 116-124.
  7. Жилинская А.В. Условия развития целеполагания у старших подростков (на примере школы мыследеятельностной педагогики) // Психологическая наука и образование. 2012. №4. С. 5-21.
  8. Надеина Н.В. Уроки, повышающие мотивацию учения. - Майкоп, 2003. 55 с.
  9. Неудакин В.А. Формирование целеполагания учащегося. Механизм преемственности ценностей. – Санкт-Петербург, 2014. 199 с.
  10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Санкт-Петербург, 2012. 705 с.

Поделиться

776

Панаитова Д. Д. Развитие осознанного целеполагания как способа повышения учебной мотивации у учащихся средней школы // Актуальные исследования. 2023. №49 (179). Ч.IV.С. 23-26. URL: https://apni.ru/article/7696-razvitie-osoznannogo-tselepolaganiya-kak-spos

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января