«В наставницы себе я взял Природу,
учительницу всех учителей!»
Леонардо да Винчи
Природа – первооснова красоты, гармонии и величия. Ее уникальные произведения – озера, реки, лес, поля способны обогатить радостью, озарить душу светлым и чистым чувством. А в результате наблюдения за природой формирует у человека высокую эстетическую и духовную культуру, умение беречь и совершенствовать красоту родной земли.
Наш Белгородский край удивительно красивый. Чем больше мы узнаём о нем, его природе, тем больше мы начинаем его любить.
Познание природы, причинно-следственных связей между её объектами и явлениями развивает мышление детей, их способность к формированию научного мировоззрения. Приобретённые в детстве умения видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания дошкольников, поэтому так важно научить их беречь и любить природу.
Задача воспитателя – пропаганда экологических знаний среди детей, формирование желания «сделать мир лучше, добрее», иными словами – «создать свой собственный великолепный мир и воплощать его в реальность». Причем не когда-нибудь потом, в будущей взрослой жизни, а сегодня, сейчас, немедленно, не теряя драгоценного времени.
В настоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали так актуальны? Причина – деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком.
Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение, потому что в процессе формирования начала экологической культуры, происходит становление осознанного, правильного отношения к природе во всем ее многообразии: к людям, охраняющим и созидающим ее; к людям, создающим материальные и духовные ценности; отношение к себе, как части природы. Дети начинают понимать ценность жизни и здоровья, их зависимость от состояния окружающей среды.
В Основной образовательной программе дошкольного образовательного учреждения в образовательной области «Познавательное развитие» используется парциальная программа «Здравствуй, мир Белогорья!» [3], которая в Содержательном разделе содержит модули: «Природа Белогорья», «Мир животных и растений», «Замечательные места Белогорья (природа)».
Программа знакомит детей с природой родного края: его водоемами; растительным миром, Красной книгой Белгородской области. Дети изучают правила поведения в природе.
Воспитателями группы накоплен огромный теоретический и практический материал, который позволил создать целую систему работы по формированию экологической культуры у детей. Наиболее эффективной оказалась работа с использованием кейсов.
Для работы было подготовлено несколько кейсов различной тематики:
Кейс «Тайны природы: радуга, молния, гром, град, ураган, шторм».
Работа с данным кейсом предполагает проведение беседы, просмотр презентации «Животные и растения Белгородского края», знакомство с Красной Книгой Белгородской области. Дети читают рассказы и стихи о растениях и животных; раскрашивают их изображения в альбоме-раскраске «Этот удивительный мир родной природы».
Кейс «Природа рядом с нами: учусь заботиться о растениях и животных» предполагает беседу о природном окружении детей (участок детского сада, клумбы во дворе, бабушкин огород); рассказ детей о любимых домашних животных, просмотр их фотографий). В ходе работы над кейсом создаются фото-альбомы «Во саду ли, в огороде», «Братья наши меньшие».
Кейс «Сочинялки о природе» – литературные игры.
Создание сказки – увлекательное занятие не только для детей, но и для взрослых. Педагог предлагает начало экологической сказки и попросит детей сочинить ее продолжение. Можно разделить детей на две группы: одна группа придумывает печальный конец сказки (экологическая катастрофа), а другая – счастливый.
Кейс «Природа любит чистоту» предлагает детям решить проблемную ситуацию: как можно использовать бытовые отходы: жестяные банки, пластиковые бутылки, пакеты?
Итогом работы с данным кейсом может стать выставка совместных с родителями поделок из бытовых отходов «Волшебные превращения».
Кейс «Я природу берегу, я природе помогу» поможет в формировании у дошкольников бережного отношения к воде, экономного ее расходования.
Работа с кейсом предполагает:
- проведение эксперимента «Свойства и формы воды»;
- просмотр мультфильма «Берегите воду» (кинокомпания «Триван») и его обсуждение;
- проведение опыта: «Мыльные пузыри»;
- чтение художественной литературы: В. Крупин «Живая вода»;
- заучивание стихотворений, отгадывание загадок;
- рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря, предметных картинок с сюжетами использования воды;
- составление памятки «Правила поведения на воде»;
- разучивание песни «Капитошка»;
- подвижные игры: «Чей кораблик доплывет быстрее?», «Тонет, не тонет».
Итог работы – проведение акции «Берегите воду».
К работе с кейсами по экологическому направлению привлекаются и родители. Это помогает, как педагогам, так и родителям лучше слушать и понимать детей, понимать интересы всех участников образовательных отношений.