Главная
АИ #49 (179)
Статьи журнала АИ #49 (179)
Развитие навыка быстрого чтения у учащихся начальных классов в условиях реализац...

Развитие навыка быстрого чтения у учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

скорость чтения
дети
обучение
темп деятельности
психические процессы
анализ причин
современное образование
техники чтения
начальная школа

Аннотация статьи

В данной статье поднимается проблема снижения скорости чтения среди современных детей. Автор обращается к анализу и опыту работы в начальной школе, отмечая низкую скорость чтения у детей и их технические ошибки при чтении. Статья выделяет основные причины медленного чтения и подчеркивает их влияние на уровень усвоения информации. Особое внимание уделено природному темпу деятельности, описывая его влияние на скорость чтения и другие психические процессы у человека.

Текст статьи

Мы живем в век информационных технологий, когда объем информации увеличивается каждые два года, а наше умение работать с ней остается на прежнем уровне. Поэтому на сегодняшний день актуальной становится способность к быстрому и качественному усвоению информации, и обучать этому можно, как только ребенок научился воспринимать и понимать то, что он читает.

Вряд ли кто-нибудь будет оспаривать тот факт, что современные дети почти не читают. И зачастую, ввиду постоянной занятости родителей, контроль прочитанного ребёнком, с каждым годом обучения в школе снижается. Анализируя свой многолетний опыт работы в начальной школе, хочется отметить, что у сегодняшних детей часто встречается низкая скорость чтения. Они допускают много ошибок: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их, искажают звуковой состав слов, а это в большинстве случаев затрудняет понимание прочитанного. Показатели техники чтения у детей очень разные - от очень высоких до очень низких. Неравномерность подготовки к школе у разных детей на момент поступления в первый класс начальной школы может влиять на скорость адаптации ребенка. А ребенок, не имеющий навыков чтения, в частности навыков быстрого чтения, ориентируясь на других, может потерять желание обучаться. Поэтому здесь необходимо изучить причины и проанализировать факторы, препятствующие развитию скорости чтения, и найти способы их преодоления.

Традиционно в литературе выделяют семь основных причин, среди которых:

  • природный темп;
  • регрессия;
  • отсутствие антиципации, артикуляция;
  • малое поле зрения;
  • уровень организации внимания;
  • уровень развития памяти.

И каждая из них может оказывать влияние на темп чтения.

Природный темп деятельности относится к динамическим характеристикам человека, являясь составляющим свойством его темперамента. Это свойство является врожденным, устойчивым и сохраняется в течение длительного времени без изменений.

Темп деятельности – это скорость, с которой работают психические процессы: память, внимание, мышление, воображение. Это количество операций, действий, движений, которые выполняет человек за единицу времени. Таким образом, темп, являясь врожденным, определяет, насколько быстро человек работает, запоминает, представляет и, конечно, читает.

Столько, сколько способен за единицу времени прочесть человек с быстрым темпом, человек с медленным темпом не сможет. Но надо помнить, что хотя темп деятельности и является врожденным устойчивым средством нервной системы, он в течение жизни, включаясь в самые разнообразные виды деятельности, может постепенно измениться.

Регрессии – это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток – самый распространенный. При чтении текста с регрессиями глаза совершают движения назад, хотя никакой необходимости в этом нет. 

Причины регрессии в следующем: сила привычки, кажущиеся трудности текста – и отсутствие внимания.

Еще одной причиной является антиципация – это смысловая догадка. Все, наверное, замечали за детьми при чтении, что многие слова они не дочитывают до конца, догадываясь, что же это за слово, по содержанию.

Малое поле зрения. Как показали исследования, глаза человека при чтении находятся в одном из двух состояний: фиксации (остановка) или смены точек фиксации (движение). Восприятие текста происходит только в момент остановки, или фиксации, глаз. Естественно, что скорость переработки информации в этих условиях зависит от того, какое количество будет воспринято в момент остановки взора.

Таким образом, повышение скорости чтения – это увеличение объема воспринимаемой информации при остановке глаз во время чтения. Разница между человеком, читающим быстро, и человеком, читающим медленно, заключается не в скорости движения глаз, а в количестве материала, который воспринимается в момент фиксации. Поэтому для повышения скорости чтения необходимо уменьшить число остановок глаз на строке и их длительность. При этом важно увеличивать число букв, слов, воспринимаемых за одну фиксацию, и не допускать регрессий. Кроме того, необходимо иметь хорошо развитое периферическое зрение.

Следующая причина – это уровень организации внимания. Роль внимания так же велика при чтении, как и в других видах человеческой деятельности. Умение сосредоточиться, сконцентрироваться в значительной степени определяет эффективность, результативность выполняемой работы. И, конечно же, память.

Устранению всех этих недостатков в полной мере способствует внедрение технологий обучения скорочтению.

Для начала определим, что такое скорочтение.

Несмотря на то, что в основе этого слова лежит «скорость», она не единственная имеет значение для получения информации. Скорочтение – это не просто умение быстро осваивать большие текстовые объёмы информации. Самое важное, чтобы быстро прочитанный текст был усвоен, понят и его можно было пересказать. В таком случае можно говорить о продуктивном и смысловом чтении. От скорости чтения зависит также процесс развития. В результате совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания, увеличивается скорость мыслительных процессов, меняется качество мышления.

Скорочтение представляет собой набор приемов и методик, выполнения которых, способствует также и синхронизации обоих полушарий. Всем известно, что левое полушарие отвечает за буквальное понимание слов, работу с числами, структурирование информации, создание алгоритмов, логику, двигательную систему правой половины тела. Правое, в свою очередь, считывает подтекст, отвечает за целостность восприятия, наглядно-образную память, пространственное воображение, неординарность мышления, усвоение информации на уровне мысли, творческие способности. Одновременное включение полушарий позволяет в полном объеме воспринимать информацию. Все это способствует улучшению умственной работоспособности ученика. Поэтому навык скоростного чтения должен быть сформирован еще в начальной школе.

Научившись быстро читать, ребенок будет делать это всю жизнь, потому что приобретенный навык закрепляется благодаря формированию в мозгу устойчивых нейронных связей.

Кроме этого, сформированный навык смыслового чтения является фундаментом всех УУД.

Регулятивных: это умение управлять своим вниманием, справляться с информационным завалом, максимально возмещать затраты времени и усилий, вложенных в чтение.

Познавательных: выделять в тексте самое важное и необходимое, логически рассуждать, пользоваться приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации, обоснованно делать выводы, доказывать, извлекать и анализировать информацию из различных источников.

Коммуникативных: развитие способностей взаимодействия и общения с другими людьми за счет улучшения качества устной речи.

Личностных: приобретение новых знаний, умений для дальнейшей успешной учёбы, активизации познавательной деятельности, мотивация к саморазвитию познавательных и творческих способностей, умение использовать техники запоминания при работе с учебным материалом, положительная самооценка за счёт повышения успешности деятельности.

Таким образом, скорочтение, пожалуй, это единственный вид умственной деятельности, который позволяет развить весь блок психических процессов.

Список литературы

  1. Кислицина. Е.В. Упражнения по развитию навыка чтения. // Начальная школа. 2003. № 6. С.50-52
  2. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя.2 - е изд. М.: АРКТИ, 2001.
  3. Усова Н.К. К вопросу о скорочтении учащихся 1-4 классов, или Профилактика истинных и ложных патологий чтения. // Начальная школа. 2001. № 5. С.110-119.
  4. Шамиль Ахмадуллин: Скорочтение для детей. Как научить ребенка правильно читать и понимать прочитанное. Издательство: Билигва, 2017 г.
  5. http://www.school101.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=177:2009-04-22-05-05-44&catid=72:2009-04-21-03-31-00&Itemid=101
  6. http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-341
  7. https://www.labirint.ru/books/566843/

Поделиться

396

Бутова М. Н., Карпова М. А., Филатова И. Н. Развитие навыка быстрого чтения у учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС // Актуальные исследования. 2023. №49 (179). Ч.IV.С. 13-15. URL: https://apni.ru/article/7707-razvitie-navika-bistrogo-chteniya-u-uchashchi

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#30 (212)

Прием материалов

20 июля - 26 июля

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

31 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

13 августа