Исследовательская деятельность в рамках лесной педагогики

В статье рассматриваются виды исследовательской деятельности в области лесной педагогики.

Аннотация статьи
лес
исследования
лесная педагогика
государственное и муниципальное управление лесами
деятельность лесной педагогики
Ключевые слова

Актуальность изучения исследовательской деятельности в лесной педагогике обусловлена тем, что в условиях усиливающегося глобального экологического кризиса, важность экологического образования и осознанного взаимодействия с природой становится очевидной. Лесная педагогика, включающая в себя изучение взаимодействия человека с лесной средой, способствует формированию у учащихся экологической осведомленности и уважения к природе, что является ключевым компонентом устойчивого развития. При этом взаимодействие с природой положительно влияет на психологическое и физическое здоровье человека. Лесная педагогика и её исследование помогают лучше понять, как природные среды могут быть использованы для улучшения благополучия и образовательных результатов.

Исследовательская деятельность в области лесной педагогики также способствует разработке инновационных подходов в образовании, направленных на гармоничное взаимодействие человека с природой, что является крайне важным для современного общества.

Первоначально уточним понятия «исследование» и «деятельность», так как каждое из них является составным элементом в исследуемых нами понятиях в данной работе. Это действие поможет нам комплексно понять, что такое «исследовательская деятельность», «учебно-исследовательская деятельность», «учебные исследования».

Понятие «исследование» в различных научных и философских контекстах интерпретируется как базовое стремление к познанию, включающее в себя изучение окружающего мира, самого себя и других людей. В философском энциклопедическом словаре исследование рассматривается как процесс создания новых научных знаний и выделяется как один из основных видов познавательной деятельности. Ключевыми характеристиками исследования являются объективность, воспроизводимость, доказательность и точность. В психолого-педагогическом контексте это определение расширяется до процесса выработки новых знаний, которое также является одним из аспектов познавательной деятельности человека и понимается как «процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека» [10, с.2].

Исследование, в отличие от проектирования, не предполагает создание новых объектов, моделей или прототипов. Это основное различие между исследовательской деятельностью и проектированием. Как указывает А.С. Обухов, в проектировании ключевой задачей является разработка чего-то несуществующего, тогда как исследование фокусируется на наблюдении, понимании, анализе и интерпретации уже существующих явлений или процессов. Основная цель исследования – это установление истины, при этом важно, по возможности, не вмешиваться во внутреннюю жизнь изучаемого объекта, чтобы не искажать результаты [7].

«Деятельность» в более широком смысле охватывает все формы активности человека, направленные на достижение конкретных целей или решение задач. В контексте исследований деятельность включает в себя разработку и реализацию исследовательских проектов, экспериментов, сбор и анализ данных, а также теоретическую разработку и публикацию результатов.

А.В. Леонтович считает, что деятельность это такой процесс, в котором наблюдается активное взаимодействие субъекта с миром и во время которого наблюдается удовлетворение им своих потребностей. Любая активность человека, которой он сам придает некоторый смысл, будет деятельность [5].

Исследование представляет собой особый вид деятельности – исследовательскую деятельность. Исследовательская деятельность, таким образом, представляет собой комбинацию стремления к познанию и активной работы по созданию новых знаний и решению научных задач. Включая такие аспекты как исследовательский интерес, гипотезы, методологию, сбор и анализ данных, она является ключевой для прогресса в любой научной области.

Исследовательская деятельность, представляет собой особый вид деятельности, который включает в себя процессы поиска, анализа и интерпретации информации с целью получения новых знаний. Это активный процесс изучения и понимания различных аспектов реального мира, который требует применения специфических методов, техник и подходов для достижения достоверных и объективных результатов.

А.В. Лентович дает такое определение «исследовательская деятельность – это деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы» [6, с.13].

По И. А. Зимней исследовательская деятельность, – это специфическая человеческая деятельность, регулируемая сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение потребностей: познавательных, интеллектуальных, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью, объективными законами и обстоятельствами, которые определяют реальность и достижимость цели.

Определение конкретных способов и действий, через постановку проблемы исследования, вычленение объекта, проведение эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание теоретической основы, проверку полученного знания, определяют специфику и сущность этой деятельности [3].

Исследовательская деятельность играет критически важную роль в развитии науки и образования, так как она направлена на понимание фундаментальных принципов и законов, управляющих различными явлениями, и на расширение границ человеческих знаний.

В контексте «учебно-исследовательской деятельности» и «учебных исследований» акцент делается на образовательный аспект, где учащиеся или студенты вовлекаются в процесс исследования с целью обучения и развития своих познавательных способностей. Это включает в себя как теоретическую работу, так и практическую деятельность, направленную на приобретение и применение знаний в реальных исследовательских контекстах.

Таким образом, исследовательскую деятельность можно определить как систематический процесс поиска новых знаний и понимания различных явлений. Этот процесс включает в себя сбор данных, их анализ, интерпретацию и документирование результатов с целью расширения и углубления знаний в определенной области. Исследовательская деятельность может проводиться в различных сферах, таких как наука, технологии, социальные науки, гуманитарные науки и многие другие.

Исследовательская деятельность играет критически важную роль в научном и технологическом прогрессе, помогая решать сложные проблемы, формулировать новые теории и способствовать развитию общества.

Исследовательская деятельность в области лесной педагогики представляет собой комплексный подход к изучению взаимодействия между человеком и лесной средой, основанный на применении образовательных методик, интегрирующих непосредственный контакт с природой. Этот подход включает в себя анализ и разработку образовательных программ, ориентированных на углубленное понимание экологических процессов, а также на формирование у учащихся уважительного отношения к окружающей среде и ответственности за её сохранение.

Основная цель исследований заключается в определении эффективности образовательных стратегий, которые способствуют развитию экологической осведомлённости и навыков, необходимых для устойчивого взаимодействия с природной средой. Это включает в себя как теоретические исследования, так и практическую деятельность, направленную на наблюдение и анализ экосистем леса, а также на изучение влияния природной среды на психологическое состояние человека.

Таким образом, исследовательская деятельность в области лесной педагогики является междисциплинарной, охватывая аспекты экологии, психологии, педагогики и социальных наук, и направлена на создание устойчивой образовательной практики, способствующей интеграции экологического образования в общее и специализированное обучение.

Учебное исследование представляет собой один из аспектов исследовательского метода обучения, при котором ключевым моментом является организация поисковой и творческой деятельности обучающихся. Это достигается за счет постановки перед учениками новых проблем и задач, требующих самостоятельного исследования и решения. В контексте учебного исследования процесс обучения ориентирован не столько на прямую передачу знаний, сколько на развитие у учащихся способности к самостоятельному поиску, анализу и синтезу информации [8].

Согласно анализу научной литературы, учебное исследование понимается как процесс или способ обучения, который учитывает возрастные, психологические, духовные и интеллектуальные особенности обучающихся. Этот подход способствует более глубокому пониманию материала, а также развивает критическое мышление и навыки решения проблем.

Основная цель учебных исследований в рамках образовательного процесса – это развитие исследовательской позиции обучаемых. Это означает формирование у учащихся способности к аналитическому мышлению, умению самостоятельно ставить вопросы, искать ответы, анализировать полученные данные и делать выводы. Такой подход не только способствует более глубокому усвоению учебного материала, но и готовит учащихся к будущей профессиональной деятельности, где способность к исследованию и анализу является ключевой.

Исследовательская деятельность в рамках лесной педагогики фокусируется на изучении и применении образовательных методик, основанных на взаимодействии с природой, в частности с лесным окружением. Этот подход в образовании направлен на то, чтобы учащиеся через непосредственный контакт с природой лучше понимали экологические процессы, развивали уважение к окружающей среде и учились взаимодействовать с ней бережно и ответственно.

В рамках лесной педагогики могут проводиться следующие виды исследовательской деятельности:

  1. Полевые исследования, включающие наблюдение за растениями и животными в их естественной среде обитания, изучение экосистем леса, мониторинг изменений в окружающей среде.
  2. Экологическое образование, включающее программы, направленные на обучение детей основам экологии, важности сохранения биоразнообразия и устойчивого использования природных ресурсов.
  3. Развитие навыков выживания и ориентирования в лесу, включающее учебные занятия, нацеленные на развитие у детей навыков выживания в природе, умения ориентироваться в лесу, узнавать растения и следы животных.
  4. Исследование влияния природы на психологическое состояние человека, включающие изучение, как природная среда влияет на эмоциональное благополучие, стресс и когнитивные способности человека.
  5. Разработка образовательных программ и материалов, включающая создание учебных программ, методических пособий и учебных материалов, ориентированных на обучение в лесной среде.

Эти направления исследований помогают интегрировать экологическое образование в школьную программу и внеучебную деятельность, способствуя формированию у учащихся экологической грамотности и уважения к природе.

Учебно-исследовательская деятельность может проходить в различных форматах, от краткосрочных заданий в рамках одного урока до долгосрочных проектов, таких как написание исследовательской работы. Важно учитывать, что при организации учебных исследований ключевым фактором является возрастная специфика обучающихся, которая определяет тематику, характер и объем исследований.

Для младших подростков, например, характерны ограничения в общем образовательном уровне, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу, а также слабая концентрация внимания. В таких случаях чрезмерная специализация исследования или его излишний объем могут не только не способствовать обучению, но и оказаться вредными для общего образовательного и развивающего процесса, который является главной задачей на данном этапе.

Следовательно, не каждая исследовательская задача, заимствованная из науки, подходит для использования в образовательных учреждениях. Такие задачи должны соответствовать определенным требованиям и учитывать возрастные особенности учащихся. Исходя из этого, можно установить общие принципы проектирования исследовательских задач для обучающихся в различных областях знания, учитывая их психологические и интеллектуальные особенности. Это обеспечит более эффективное вовлечение учащихся в исследовательский процесс и способствует их комплексному образовательному развитию.

Определение последовательности шагов, которые ребенок выполняет в процессе учебного исследования, представляет собой важную теоретическую и методическую задачу. Эффективность и результативность исследовательской работы, а также педагогическая ценность этого метода во многом зависят от структуры организации исследования, логики проведения и наличия четко выделенных этапов научного поиска. Основой при планировании учебно-исследовательской деятельности служит модель и методология исследования, традиционно применяемая в научной сфере.

В то же время, следует осознавать, что основная цель учебного исследования с функциональной точки зрения существенно отличается от целей научных исследований. Развитие исследовательской деятельности у учащихся должно соответствовать нормам, установленным научным сообществом, однако с учетом особенностей учебного контекста. Опыт, накопленный в научном сообществе, применяется в учебном исследовании через систему адаптированных норм деятельности.

Активное включение учащихся в исследовательскую деятельность в рамках лесоэкологического образования, особенно когда это связано с непосредственным взаимодействием с природой, значительно способствует усвоению устойчивых экологических знаний. Более того, такая деятельность способствует превращению этих знаний в часть мировоззрения обучающихся [2].

В рамках лесной педагогики различают несколько основных форм учебно-исследовательской деятельности:

  1. Проблемно-реферативная деятельность, включающая анализ данных из разнообразных источников для выявления и разработки решений проблем.
  2. Аналитико-систематизирующая работа, ориентированная на наблюдение, запись, анализ и систематизацию данных о процессах и явлениях как в количественном, так и в качественном аспекте.
  3. Диагностико-прогностический подход, включающий изучение, отслеживание и прогнозирование изменений в системах, явлениях и процессах.
  4. Экспериментально-исследовательская работа, направленная на проверку гипотез и теорий.
  5. Проектно-поисковая активность, включающая разработку и защиту проектов.
  6. Участие в научно-практических конференциях и публикация результатов исследований [1].

Регулярное вовлечение в такие виды деятельности в контексте лесной педагогики способствует формированию у учащихся творческого подхода, экологического сознания и развития навыков охраны природы. Так, исследовательская работа в этой области не только включает обучающихся в природоохранную деятельность, но и воспитывает бережное отношение к окружающему миру, играя значимую роль в формировании экологического мировоззрения, развитии экологической культуры и общего развития молодого поколения.

Текст статьи
  1. Гирусов Э.В. Введение в социальную экологию: Учебное пособие. – М.,1994. – 24 с.
  2. Каропа Г.Н. Теоретические основы экологического образования школьников: учебник / Г.Н. Каропа. – Мн.: НМО, 2019. – 170 с.
  3. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование. – 1999. – № 10. – C. 42-47.
  4. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся: Сборник статей. М.: МГДД (Ю)Т, 2002. – 110 с.
  5. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование. – 1999. – № 10. – C. 34-41.
  6. Петров В.Н. Лесное образование: современные проблемы, возможные пути их решения. Электронный ресурс. URL: https://nacles.ru/в-н-петров-лесное-образование-совреме/
  7. Почитаева М. В. Приоритетные тенденции в лесном образовании и обеспечение начальной профессиональной подготовки специалистов лесохозяйственного профиля // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2012. № 1 (73). Ч. 2. С. 137-141.
  8. Почитаева М.В. Современные тенденции экологического и лесного образования в контексте социально-экологического воспитания личности. Режим доступа: http://ecosystema.ru/03programs/irsh/et_tenden_pochit.htm (дата обращения: 12.11.2023)
  9. Проблемы системы образования лесной отрасли России // Журнал «ЛПК Сибири» 10.11.2020. Электронный ресурс. URL: https://lpk-sibiri.ru/forest-management/training/problemy-sistemy-obrazovaniya-lesnoj-otrasli-rossii/
  10. Яковенко H.B., Фесикова О.В., Сафонова И.В. Лесная педагогика в целях устойчивого развития // Материалы научно-практической конференции «Подготовка кадров в условиях перехода на инновационный путь развития лесного хозяйства». Воронеж, 2021. Издательство: Воронежский государственный лесотехнический университет им. Г.Ф. Морозова. Электронный ресурс. URL: https://elibrary.ru/item.asp?edn=zfhcrc
Список литературы