Чтение является сложным когнитивным процессом, участвующим во многих сферах жизни и в процессе обучения человека. Одним из важнейших его навыков является осознанность.
Осознанное чтение – это качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения [1].
Данный навык является основным для процесса чтения, так как если человек не понимает того, о чем читает, теряется весь смысл процесса чтения.
Осознанное чтение помогает:
- точно понять содержание текста;
- найти главное и второстепенное;
- разобраться во взаимосвязях различных элементов текста;
- критически оценить полученную информацию;
- взглянуть на происходящее в тексте с личной позиции;
- осмыслить информацию, сделать выводы.
Для каждого возраста осознанность при чтении выглядит своеобразно. В младшей школе это элементарное умение работать с текстом: находить те или иные отрывки, понимать сюжет и последовательность событий (расставлять их в нужном порядке).
У учеников средней школы – это навык оценивания главной идеи произведения, основных качеств главных и второстепенных героев, мотивов их поступков (акцент на глубокое понимание характеров и эмоций).
Старшеклассники могут критически оценивать информацию и её достоверность, выявлять идею автора, выражать свои мысли, аргументировать свой взгляд на произведение и личную позицию. На данном этапе важно уже не просто понимание смысла прочитанного текста, а его интерпретация.
Владение осознанным чтением также выражается в умении передать информацию, взятую из текста в какой-то иной форме: в виде графического изображения (схемы, диаграммы, графика, таблицы). Это говорит о сформированности процесса структурирования полученной информации и её критическом осмыслении [2].
Современное общество сталкивается с вызовами, связанными с обучением подростков, в частности тех, у которых есть особенные возможности здоровья (ОВЗ). Одной из ключевых компетенций, влияющих на успешную адаптацию в обществе, является навык осознанного чтения. У подростков с ОВЗ, а именно с задержкой психического развития (ЗПР) эта проблема является ещё более актуальной и требует особого внимания.
По мнению большинства учёных (М.С. Певзнер, Т.В. Егорова, В.И. Лубовский, Р.Д. Тригер, Н.А. Цыпина, С.Г. Шевченко и др.), дети с задержкой психического развития (3ПP) испытают различные трудности при обучении, в частности при обучении чтению.
Психофизиологической основой затруднений являются замедленный темп приёма и переработки воспринимаемой зрительно информации, трудности установления ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами, участвующими в процессе чтения, низкий темп протекания мыслительных операций, лежащих в основе осмысления воспринимаемой информации, слабость самоконтроля [3].
К психолого-педагогическим факторам можно отнести неготовность детей к началу систематического обучения, в том числе и к обучению чтению, и, как одно из следствий, несформированность мотивации к данному виду занятий. Дети с 3ПP долго и с большими усилиями овладевают техникой чтения, важнейшим компонентом, которой являются способ чтения и навык чтения, недостаточно понимают смысл прочитанного текста [4].
Большинство ошибок представляют собой смысловые замены. Дети пропускают и заменяют отдельные значащие части слов («подошёл» вместо «отошёл»); в некоторых случаях, пытаясь предугадать смысл последующих слов, они могут «выхватывать» из них опорные, опознавательные элементы и читать другие слова («помнить» вместо «поменять» и т.п.) [4].
Следовательно, в средней школе при увеличении сложности смысловой структуры текста возрастает количество ошибок, связанных с недостатками его понимания: замены, перестановки, пропуски, добавления. В целях понимания смысла прочитанного обучающиеся могут повторять при чтении слова или их части. Очень часто подростки могут ошибочно читать слова, отсутствующие в их активном словаре. По сравнению с другими видами ошибок на этом этапе увеличивается количество пропусков при чтении, особенно при чтении текстов со сложной смысловой структурой (пропуски звуков и слогов). Дети почти никогда не замечают неправильно прочитанные слова и не исправляют свои ошибки, даже в случае появления бессмыслицы. У них обнаруживается слабое развитие умения опираться во время чтения на живую речь в целях контроля правильности чтения по причине недостаточной сформированности статических процессов [4].
Особенностью детей с ЗПР является неравномерность (мозаичность) нарушений различных психических функций. При этом, как утверждает Е.М. Мастюкова, логическое мышление может быть более сохранным по сравнению с памятью, вниманием и другими психическими функциями [5].
Факторы, представленные выше могут существенно затруднить освоение навыка осознанного чтения у подростков с ЗПР.
На основе выше сказанного, выделяются основные проблемы в развитии навыка осознанного чтения у подростков с ЗПР:
- Недостаточно образовательных ресурсов. Часто у подростков с задержкой психического развития отсутствуют специальные образовательные ресурсы, направленные на развитие навыка осознанного чтения. Это создаёт проблемы в адаптации образовательных программ к их потребностям.
- Ограниченный доступ к подходящим материалам. Отсутствие адаптированных текстов снижает возможность подростков с задержкой психического развития полноценно участвовать в учебном процессе. Необходимо разработать специализированные материалы, учитывающие их уровень понимания и интересы.
- Отсутствие индивидуализированного подхода. Обучение подростков с задержкой психического развития требует индивидуализированного подхода. Нередко педагоги не имеют достаточного опыта или ресурсов для предоставления персонализированных занятий, что замедляет развитие навыка осознанного чтения у подростков с задержкой психического развития.
Исходя, из выделенных проблем, можно определить следующие пути их решения:
- Обучение педагогических работников. Необходимо развивать у педагогов компетенции по методике обучения подростков с задержкой психического развития. Это поможет им лучше понимать потребности каждого ученика и разрабатывать эффективные методики по обучению осознанному чтению, раскрывая образовательные ресурсы обучающегося.
- Создание адаптированных образовательных ресурсов. Разработка специализированных материалов по формированию и развитию навыка осознанного чтения, адаптированных для обучения подростков с задержкой психического развития. Это способствует более эффективному усвоению учебного материала.
- Внедрение специальной технологии обучения. Для развития навыка осознанного чтения у подростков с ЗПР необходимо применять специально разработанную технологию, включающую в себя определенные приёмы и методы работы над развитием данного навыка.
- Поддержка и взаимосвязь с родителями. Родители играют немаловажную роль в развитии навыка осознанного чтения. Обеспечение родителям соответствующей поддержки и ресурсов поможет им стать активными участниками в процессе обучения своих детей.
Таким образом, развитие навыка осознанного чтения у подростков с задержкой психического развития – это важная задача образовательной системы. Решение этой проблемы требует комплексного подхода, включающего в себя обучение педагогов, создание специализированных материалов и поддержку со стороны общества. А также внедрение специализированной технологии развития навыка осознанного чтения среди подростков с задержкой психического развития. Только так можно обеспечить полноценное интегрирование подростков с задержкой психического развития в образовательный процесс и их успешную адаптацию в обществе.