В настоящее время продолжается интенсивное освоение земной поверхности. Естественно, происходит дальнейшее развития жилого дома, эволюция его формирования в окружающей среде ведь стагнация есть деградация. Развитие связано с выделением двух основных форм – мобильное жилье (сухопутное и водное) и капитальное строение (недвижимость). В данной статье попробуем рассмотреть мобильное-водное форму жилья. Ведь вода – это колыбель жизни, которая занимает 71% земной поверхности. Освоение этой территории в будущем имеет огромный потенциал как с экологической, так и с социально-политической точки зрения. «Колонизация океанов – одна из последних границ, оставшихся на Земле. Огромные сообщества океанических городов неизбежны и станут одним из величайших достижений нового общества», – утверждал крупнейший современный исследователь, футуролог Ж. Фреско (рис. 1), занимавшийся исследованием глобального устойчивого развития в рамках «проекта Венера».
Рис. 1. Жак Фреско Директор и основатель организации «Проект Венера»
Использование адаптации архитектурных объектов к изменяющимся потребностям общества указывает на необходимость, особенно в современных условиях. Проектирование и строительство в основном рассматривают как инструмент для достижения собственных целей. Рассмотрим несколько достаточно амбициозных проектов Аква-архитектуры от:
Систейдинг Пэтри Фридмана (рис. 2, 3) – стоит скорее рассматривать с точки зрения идеологий свободных обществ, проживающих на плавучих отравах. Строительство, проектирование, жилого пространства с последующим проживанием на воде вне юрисдикции какой-либо страны. Существовало несколько видов концепций создания такого типа городов, изначально планировалось создавать их на основе старых, но модернизированных под жилые пространства судов. Позже была предложена идея модернизации нефтяных, зенитных платформ (не использующихся или списанных за ненадобностью) или строительство плавучих островов.
Рис. 2, 3. Систейдинг Пэтри Фридмана
В Южнокорейском Пусане осуществляется реализация проекта «Oceanix Busan» идея расширения мегаполисов за счёт строительства надводных частей города (рис. 4). Проект представляет собой то три огромные плавучие платформы, соединенные с материком, на которых будут находиться жилые постройки, общественные пространства с ресторанами и научно-исследовательские зоны.
В Галанском Амстердаме строительство отдельных плавучих зданий и сооружений строятся довольно давно, после второй мировой войны из-за нехватки жилья люди обживали списанные корабли. Дома на воде со временем вошли в моду и сейчас иметь такой дом довольно престижно (рис. 5). Места для швартовки домов в центре города уже закончились возводиться целые «Водные кварталы».
Рис. 4. OCEANIX Busan Южнокорейский Пусан
Рис. 5. Плавучие дома в Амстердаме
В Объединённых Арабских Эмиратах есть целый ахипилаг так называемые «Пальмовые острова» в Дубае на данный момент это три крупных отрава Палм-Джумейра (рис. 6), Палм-Джабаль-Али (рис. 7), Палм-Дейра (рис. 8) между ними так же находиться архипелаги «Мир» и «Вселенная». Пальмовые Острова стали первыми крупнейшими проектами, покорившими мир своей уникальностью – государственной компании Al Nakheel Properties.
Рис. 6. Палм-Джумейра
Рис. 7. Палм-Джабаль-Али
Рис. 8. Палм-Дейра
В Японии близ города Осака в 1994 году был открыт Международный аэропорт Кансай спроектированный на специально возведенном для этого острове. Остров возведен посреди Осакского залива, Аэропорт имеет 2 терминала северный и южный:
Северный терминал Построен в 1987-1994 годах. Имеет 3-этажное здание. На 3-м этаже – контроль и регистрация, на 2-м этаже – выходы, а на 1-м этаже – магазины беспошлинной торговли и рестораны. Терминал оборудован 9 эскалаторами, 2 стеклянными лифтами и 1 стеклянным лифтом с внешней стороны.
Южный терминал Построен в 1994-999 годах. Имеет 4-этажное здание с 2-этажным спутником. В 4-этажном здании установлены шесть траволаторов и два стеклянных лифта. Пропускная способность – 12 млн пассажиров в год. Иммиграционный контроль и таможенный контроль находятся на 3-м этаже, а выходы и регистрация – на 2-м. Магазины беспошлинной торговли и рестораны находятся на всех этажах, но преимущественно на 1-м и 4-м.
Рис. 9. Международный аэропорт Кансай
Перспективность строительства на воде достаточно очевидна, в связи с этим предлагается типология наиболее актуальные три типа водных объектов:
- Индивидуальные жилые пространства для постоянного проживания.
- Индивидуальные и общественные жилые пространства для временного прибивания с возможностью быстрого развертывания (в случае ЧС).
- Индивидуальные и общественные жилые пространства для длительного прибывания, допускающее совмещение жилой, рекреационной и научно-исследовательской функции.
Основываясь на указанной выше классификации, можно вывести следующие виды фундаментов:
1. Для строительства индивидуальных жилых пространств для постоянного проживания характерны типы фундаментов как:
- Дом на сваях – новая постройка, расположенная на береговой линии и находящаяся над поверхностью воды на опорах;
- Переоборудованные сооружения на воде – преобразование в обитаемые невостребованные и вышедшие из эксплуатации среды (бывшие нефтяные платформы и т.д.);
- Дом амфибия – располагается на суше, но при затоплении окружающей территории поднимается на верх как поплавок вместе с уровнем воды.
2. Для строительства индивидуальных и общественных жилых пространств для временного прибивания с возможностью быстрого развертывания характерен фундамент типа Модульного понтонного плавучего основания – постройка располагается на модульном сборном разборном основании из плавучих понтонов.
3. Для строительства индивидуальных и общественных жилых пространств для длительного прибывания, допускающее совмещение жилой и общественной деятельности характерны типы фундаментов как:
- Дом на базе судна – либо переоборудованное судно, либо дом, обладающий как формообразующими, так и мобильными характеристиками судна;
- Дом на плавучем основании – дом, расположенный на понтоне, плавучем сооружении для поддержания на воде различных устройств за счёт собственного запаса плавучести.
В настоящее время опасения из-за глобального повышения уровня моря усиливаются, поэтому идея возведения устойчивых к изменению климата городов на воде становится все популярнее. Это актуально не только для городов, которые расположены ниже уровня моря, но и городов, расположенных у крупных рек, озер, морей и т.д. Освоение водной глади очевидно перспективна для устойчивого развития городов.