Главная
Конференции
Проблемы и вызовы научно-технологического развития в глобализирующемся мире
Персонифицированный подход в повышении квалификации как современный инструмент м...

Персонифицированный подход в повышении квалификации как современный инструмент модернизации образования

Автор(-ы):

Жерлицына Юлия Викторовна

Приходько Надежда Анатольевна

Вертелецкая Ольга Владимировна

Тарабаева Мария Александровна

8 декабря 2023

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

персонификация
единая региональная система сопровождения
тьютор
компетенции

Аннотация статьи

В статье рассматриваются модели персонифицированного повышения квалификации и роль центра непрерывного повышения мастерства педагогических работников в этом направлении.

Текст статьи

Модернизация системы профессионального образования основана на принципах инновационного развития и активного использования современных технологий. Она направлена на повышение качества образования и формирование у выпускников не только технических навыков, но и компетенций, необходимых для успешной работы в современной экономике. В настоящее время модернизация системы образования включает в себя переход к персонифицированному подходу в повышении квалификации. Этот подход предполагает индивидуальное изучение потребностей и интересов каждого обучающегося, а также разработку программ обучения, отвечающих его конкретным требованиям.

В этой статье мы рассмотрим основные направления модернизации системы профессионального образования и ее значение для экономического развития страны.

В современной среде образования возникает необходимость формирования нового типа профессионализма педагогов. Такие специалисты должны быть готовы к работе в постоянно меняющихся условиях, а также обладать навыками, позволяющими соблюдать методологические принципы обновленных федеральных государственных образовательных стандартов и создавать новые методики обучения. Для решения данных задач требуются инновационные технологии профессионального развития педагогов, которые могут быть реализованы через систему дополнительного профессионального образования, включая программы повышения квалификации.

Модели персонифицированного повышения квалификации, специально разработанные с учетом потребностей и осознанных дефицитов профессиональных компетенций каждого преподавателя, имеют огромный потенциал. Эти модели также учитывают особенности проектов, в которых преподаватель активно участвует в рамках определенного педагогического коллектива, который занимается инновационной деятельностью [1].

Для успешного выполнения поставленных задач и формирования оптимальных организационно-методических условий, способствующих эффективному развитию кадрового потенциала образовательной системы Белгородской области, включая освоение дополнительных профессиональных программ, был создан Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее – ЦНППМПР). Центр является структурным подразделением Белгородского института развития образования (далее– ОГАОУ ДПО «Белиро»). Одной из главных задач ЦНППМПР является формирование единой региональной системы профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, в которой значительная роль отводится тьюторскому сопровождению реализации индивидуальных образовательных маршрутов, основанных на диагностике профессиональных дефицитов, выявленных у педагогов [2].

Осознание сложностей и недостатков в работе позволяет педагогам более четко видеть свои сильные и слабые стороны. Это помогает им сконцентрироваться на улучшении собственных компетенций, а также принимать более эффективные решения в своей деятельности. Педагоги, которые способны честно оценивать свои ошибки и проблемы, обладают большей мотивацией для преодоления трудностей и роста в профессиональном плане.

Важной задачей тьютора представляет собой придание положительной окраски факту появления квалифицированных сложностей, так как преподавательская среда нередко реагирует остро на вероятность «промахи» или «неведения» со стороны преподаватели или методиста. Успех и эффективность дальнейших практик целиком зависят от осознания слабых мест как «точек роста», которые открывают новые перспективы для самовыражения в квалифицированной среде. Проводится психологическая и методическая работы тьютора, создание «избыточного» открытого образовательного пространства у педагога складывается запрос на следующее индивидуализированное развитие конкретных квалифицированных навыков.

Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов (далее –ИОМ) способствует непрерывному росту профессионального мастерства педагогических работников, устранению выявленных дефицитов, повышению уровня овладения ключевыми компетенциями, актуальными образовательными технологиями.

В формировании Индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) приоритетными задачами являются следующие:

  1. Определение и анализ профессионально-личностных дефицитов и «точек роста», выявленных в ходе оценки профессиональных компетенций педагогических работников.
  2. Формирование представлений у педагогических работников о своем профессионально-личностном развитии.
  3. Обучение педагогов осознанному и осмысленному планированию своего профессионально-личностного будущего с помощью ИОМ и последующей реализации его этапов.
  4. Повышение квалификации педагогических работников на основе диагностики профессиональных дефицитов.
  5. Выявление запросов педагогических коллективов и отдельных педагогов относительно направлений повышения квалификации и профессионального развития.
  6. Помощь педагогическим работникам в переходе в зону ближайшего профессионально-личностного развития и усилении их компетентностного профиля.
  7. Расширение возможностей и повышение значимости неформального и информального образования.
  8. Помощь внедрению полученных профессиональных компетенций в педагогическую практику [3].

В ИОМ педагога отражаются направления самообразования по совершенствованию соответствующих компетенций: предметных, методических, психолого-педагогических, коммуникативных.

При этом ИОМ может иметь нелинейный характер, включать как формальные мероприятия (повышение квалификации), так и неформальные и информальные (вебинары, семинары, стажировки, различные формы «горизонтального обучения», наставничество, нетворкинг и т.д.).

Следует отметить, что в настоящее время наблюдаются основные изменения в подходах к организации профессиональной переквалификации педагогических работников. Новая модульно-накопительная система повышения квалификации, внедряемая в ОГАОУ ДПО «БелИРО», позволяет персонализировать процесс устранения профессиональных недостатков каждого участника. В рамках данной системы педагоги осваивают только те модули дополнительных профессиональных программ, которые непосредственно решают их трудности. Таким образом, процесс повышения квалификации становится более эффективным и направленным на результат, участники проявляют больший интерес к обучению, а тьюторское сопровождение обеспечивает успешное применение приобретенных знаний в практической деятельности педагогов [4].

Активная позиция педагога в формировании индивидуализированного образовательного маршрута (ИОМ) является неотъемлемой частью эффективного образовательного процесса. Преподаватель самостоятельно осуществляет планирование своего развития, включая в него различные мероприятия, определяет сроки и ожидаемые результаты. Однако тьютор также играет важную роль в формировании ИОМ, внося коррективы в определенные действия преподавателя и предоставляя рекомендации по наиболее эффективному использованию имеющихся ресурсов, будь то трудовые, временные или другие. Тьютор выступает в качестве навигатора в современном разнообразии образовательных технологий, обеспечивая использование качественного контента.

Неотъемлемой частью ИОМ является согласование его с руководством сотрудника, для которого он составлен. Руководитель также имеет право внести коррективы в ИОМ в связи с нагрузкой педагога по основному месту работы. Конечно же формирование и сопровождение ИОМ предполагает четкий алгоритм действий для тьютора (куратора, методиста), состоящий из 4 этапов:

  • диагностико-мотивационный этап;
  • проектировочный этап;
  • реализационный этап;
  • рефлексивный этап.

В целях подтверждения успешности реализации ИОМ проводится диагностика компетенций (итоговая диагностика) педагогических работников.

Следует отметить, что результаты итоговой диагностики и последующие рекомендации могут служить основой для создания индивидуального плана развития педагога, который учитывает принцип непрерывного совершенствования профессиональных навыков современных педагогов. Этот подход позволяет обеспечить постоянное повышение квалификации, соответствуя требованиям современной образовательной среды и обеспечивая качество обучения.

На основании вышеизложенного можно обозначить ряд положительных эффектов, которые получают педагогические работники от персонифицированного обучения:

  • объединение интересов образовательной организации и педагогов в области достижения качества образования. При персонифицированном обучении учитываются индивидуальные потребности и ожидания педагогов, что способствует совпадению их интересов с целями образовательной организации;
  • повышение трудовой мотивации педагогов. Когда обучение адаптируется к индивидуальным особенностям и интересам педагогов, они чувствуют большую мотивацию и удовлетворение от своей работы. Это может стимулировать их профессиональный рост и развитие;
  • возможность командного обучения. При персонифицированном подходе возможно проведение обучения в группах, где педагогические работники с определенными группами дефицитов могут обмениваться опытом и поддерживать друг друга, совместно искать решения и развивать свои навыки. Это способствует развитию коллективного потенциала и повышению качества образования.

Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут является программой действий педагога на некотором фиксированном этапе работы и в то же время выступает как замысел его собственного продвижения в образовании, оформленный и упорядоченный им, готовый к реализации в педагогической деятельности.

Список литературы

  1. Соловьева Ю.А., Нагрелли Е.А. персонализация профессионального развития педагогов в формальном и неформальном повышении квалификации // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1, № 2(49). С. 20-28.
  2. Положение о центре непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников ОГАОУ ДПО «БелИРО». URL: https://beliro.ru/uploads/attachedfiles/182/polozhenie-o-czentre.pdf (дата обращения: 26.11.2023).
  3. Положение об индивидуальном образовательном маршруте педагогических работников и управленческих кадров ОГАОУ ДПО «БелИРО». URL: https://cnppm.beliro.ru/uploads/attachedfiles/10/polozhenie-ob-iom.pdf (дата обращения: 26.11.2023).
  4. Положение о модульно-накопительной системе повышения квалификации ОГАОУ ДПО «БелИРО». URL: https://beliro.ru/uploads/attachedfiles/189/882-od-ot-22.09.2021-utv.-polozhenie-o-mns.pdf (дата обращения: 26.11.2023).

Поделиться

296

Жерлицына Ю. В., Приходько Н. А., Вертелецкая О. В., Тарабаева М. А. Персонифицированный подход в повышении квалификации как современный инструмент модернизации образования // Проблемы и вызовы научно-технологического развития в глобализирующемся мире : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 13 декабря 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 65-69. URL: https://apni.ru/article/7727-personifitsirovannij-podkhod-v-povishenii

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля